https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/1-2-750x400.png

БПЛА  на современной войне это и разведчик, и корректировщик, и штурмовик...  Данные летательные аппараты заменяют целый спектр боевых самолетов поля  боя, точнее не заменяют, а дополняют. Чем они хороши? В первую очередь  это дешевле самолетов, плюс не надо рисковать жизнями пилотов,  подготовка которых обходится дороже стоимости самого самолета. ВВС  вообще столкнулись в 20 веке с парадоксальной, на первый взгляд,  проблемой – дорогие и сложные самолеты с пилотами, получавшими  многолетнее сложное образование, априори не могут быть массовыми. Плюс  потери их в случае масштабной войны восполнять трудно. Выходом из этого  тупика и стали в итоге относительно простые и дешёвые массовые аппараты.  Хотя изначальная логика была совсем иной.

Машины Туполева

В 1957 году началась проработка  Ту-121 – беспилотного межконтинентального аппарата, управляемого  автопилотом с помощью астронавигационной системы с дальностью 3880 км.  Подобную идею прорабатывали многие, и у нас, и в США, в те годы МБР ещё  не были панацеей, просто в силу долгой подготовки к старту и низкой  точности. Опытный образец Ту-121 построили, он взлетел, но в 1960 году  проект свернули. Повысилась дальность и защищённость баллистических  ракет, и ниша тяжелого ударного беспилотного самолета-камикадзе  оказалась просто невостребованной.

Но работы велись не зря – на  базе Ту-121 вырос Ту-123, который тоже изначально проектировали для  ударов на дальних расстояниях, но с 1960 года стали разрабатывать под  систему «Ястреб» – дальней разведки. Для тех лет, когда спутники ещё не  отслеживали поверхность планеты, идея была интересной и перспективной.  Ту-123 летал в разных модификациях. Но только как опытные образцы.  Довести до ума удалось следующий аппарат – Ту-139. По сути модификация  Ту-123. Всего было построено 52 аппарата всех модификаций.

По  настоящему серийным и массовым аппаратом Туполева стал Ту-141 «Стриж» и  Ту-143 «Рейс». Первых произвели начиная с 1979 года 172 единицы, вторых с  1982 года – 950 единиц. Эти аппараты и повоевали, правда, после распада  СССР. В советские времена их скорее обкатывали в боевых условиях в  Афганистане и Сирии, где один БПЛА был потерян. Основное же применение  выпало на конфликт в Донбассе. В 2014 году один БПЛА сбили под  Шахтерском, второй совершил жёсткую посадку в незапланированной точке. А  во время СВО два Ту-143 перехватили ПВО РФ, а один, сорвавшись с  контроля, долетел аж до Хорватии. Винить БПЛА в этом нельзя, их время к  2014 году давно прошло.

Проблемой семейства Туполева были  размеры, реактивные двигатели и примитивная система управления. Для 70-х  – 80-х годов это было нормально и вполне на уровне, но 90-е требовали  уже другого подхода...

Лавочкин и другие

Необходимость  разведчиков-беспилотников осознавали ещё в 50-е годы, и в 1956 году КБ  Лавочкина начало разработку БПЛА-разведчика Ла-17Р. Точнее не  разработку, а переделку управляемой мишени Ла-17. Аппарат для тех лет  вышел неплохой – 900 км/ч скорости, 260 км дальности, потолок 7000 м,  минимальная высота – 100 м. Производство с 1963 года. На вооружении 10  лет, поставлялись в Сирию. Разведоборудование по тем временам было  солидное:

«беспилотные разведчики могли нести  фотокамеры АФА-40, АФБА-40, АФА-20, БПФ-21, АЩФА-5М, телекамеру «Чибис»,  аппаратуру радиационной разведки «Сигма».»

Ещё один проект  разрабатывал МиГ, в этот раз – БПЛА-перехватчик. Р-500 должен был  перехватывать скоростные (включая гиперзвуковые) цели. Интересный проект  не довели даже до опытного образца по той простой причине, что  гиперзвуковые ракеты, как и средства их перехвата, оказались за  пределами возможностей техники начала 60-х.

Тем не менее,  резюмирую, с тяжелыми БПЛА у нас было всё хорошо. Разрабатывались все  типы – мишени, разведчики, ударные и даже перехватчики. До эксплуатации  довели модели вполне на мировом уровне и даже выше, чисто количественно  наш парк беспилотников был на мировом уровне.

Легкие БПЛА

Эльфы,  Комары, Шмели, Пчелы... Израильские БПЛА 1982 года показали простую  вещь – маленькие тихоходные аппараты способны давать информацию в  быстром режиме гораздо лучше и эффективнее, чем тяжелые реактивные  машины. Ниша тяжелых машин – зафронтовая разведка, ниша легких аппаратов  – разведка фронтовая. СССР был брошен вызов, и на вызов ответили.  Вообще, проработки легкого БПЛА шли ещё до сирийского поражения, но в  порядке инициативном и неспешном. В определённом смысле бедой наших  Вооруженных сил была ориентация на Третью мировую войну, а мелочи в эту  концепцию не вписывались. Тем не менее:

1976 год – МАИ  спроектировал сверхлегкий самолет весом 330 кг под названием Эльф. К  1979 году разработан его радиоуправляемый вариант. Имея скорость 195  км/ч и дальность 120 км, аппарат вышел неплохой, но в серию не пошёл –  построено было всего два экземпляра.

1978 год – три студента  создали в качестве дипломного проекта ПС-01 «Комар». 180 км/ч скорости,  100 км дальности и всего 90 кг веса. Комар успешно летал, но в серию  также не пошёл. Было построено всего три экземпляра. А дальше дело  доверили профессионалам в виде КБ Яковлева, которое и специализировалось  на легких самолетах.

В 1983 году создан «Шмель-1», аппарат весом  130 кг. Скорость 140 км/ч, продолжительность полета – два часа,  неплохие возможности:

«Оснащен сменными  комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят  телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на  гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера  имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 – 30 град.),  поле наблюдения ИК датчика составляет 3,4 высоты полета. Разрешение  тепловизионного датчика 3 мрад.»

Связь и управление аппаратом  обеспечивались на дальности до 60 км. Построено 50 предсерийных  экземпляров. А дальше была Пчела, по сути доведённый до совершенства  Шмель, который уже уверенно летал в 1990 году, но на вооружение был  поставлен только в 1997 году. Использовался в Чеченской войне, проявил  себя неплохо.

Таким образом, легкие БПЛА мы создали, и  образовавшееся отставание преодолевали. Но распад СССР и прекращение  финансирования новых проектов вызвали провал в проектировании новых  аппаратов. Оттуда и определённое отставание в количестве и качестве. В  принципе преодолимое при нормальном финансировании и организации. И  школа, и традиции у нас есть. Отставание СССР по БПЛА во многом миф.

Автор:Роман Иванов