Ка-25ПЛО (код НАТО — «Hormone-А») — первый боевой палубный вертолет России, предназначенный для обнаружения подводных лодок и уничтожения их в подводном положении на глубине до 500 м. Проектирование вертолета в ОКБ им. Н.И. Камова началось в 1958 г. Первый полет опытной машины состоялся в конце 1960 г. Ка-25 стал базовым при создании ряда модификаций для решения многих задач в интересах ВМФ.
Ка-25Ц — корабельный вертолет, созданный для обеспечения целеуказания корабельному и береговому ракетному комплексу. На нем установлена мощная РЛС с ретранслятором данных обзора водной поверхности на корабельный и береговой пункты управления огнем. Вертолет имеет убирающееся шасси.
Ка-25ДИВ — вертолет для слежения за баллистическими ракетами на конечном участке полета. Построены 2 экземпляра, которые использовались Тихоокеанским флотом во время испытаний баллистических ракет.
Ка-25БТ — вертолет-буксировщик трала. Высокие качества Ка-25БТ были продемонстрированы при разминировании Суэцкого канала в 1974 г.
Ка-25К — вертолет-летающий кран. Имеет подвесную кабину оператора. Может перевозить на внешней подвеске грузы массой до 2000 кг.
Ка-25ПС — вертолет для поисково-спасательных работ. Оснащен лебедкой грузоподъемностью 250 кг. Применялся для поиска приводнившихся космических аппаратов.
Вертолет Ка-25 имеет двухвинтовую соосную схему и устройство складывания лопастей несущих винтов. Размеры главной кабины: 3,95x1,5x1,25 м. В ней размещается противолодочное оборудование и место оператора. Отсек вооружения находится под фюзеляжем. На хвостовой балке установлен стабилизатор с рулями высоты и грехкилевое вертикальное оперение. Соосные несущие винты имеют по 3 цельнометаллические лопасти с электрической противообледенительной системой. На вертолете установлена противообледенительная электротепловая система обогрева воздухозаборников двигателей.
Шасси неубирающееся пирамидально-параллелограммного типа, что обеспечивает взлет-посадку на качающуюся палубу корабля. Носовые опоры имеют самоориентирующиеся колеса. Большинство вертолетов Ка-25 снабжены пневматическими баллонетами на каждой из четырех посадочных опор, обеспечивающими необходимую плавучесть и автоматически надувающимися при аварийной посадке на воду.
На вертолете установлены 2 газотурбинных двигателя ГТД-ЗФ мощностью по 662 кВт/900 л.с. каждый. На машинах последнего выпуска стояли ГТД-ЗМ (2x728 кВт/990 л.с.).
Создано несколько поисково-ударных комплексов оборудования и вооружения. Противолодочное оборудование включает РЛС, опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части основной кабины, и гидроакустические буи. Установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Могут оснащаться маркерами и радиомаяками для фиксации места нахождения обнаруженной подводной лодки и выхода на нее для атаки.
На вооружении вертолета могут состоять противолодочные самонаводящиеся торпеды АТ-1, глубинные бомбы и другие средства поражения подводных лодок.
Находится на вооружении ВМФ России и вооруженных сил ряда зарубежных стран.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж.чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 220
крейсерская 180
Потолок практический, м 3500
Дальность, км:
с нормальным запасом топлива 450
с внешними топливными баками 650
действия 200
Масса, кг:
максимальная взлетная 7200
пустого вертолета 4765
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 15,74
длина 9,75
высота до втулки верхнего винта 5,37
Двигатель: ГТД- ЗФ/ГТД-ЗМ, л.с. 2 по 900/990