Палубный противолодочный вертолёт Ка-27 (код НАТО — «Helix») предназначен для обнаружения подводных лодок, слежения за ними и уничтожения в подводном положении на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч. Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1973 года. Серийный выпуск был налажен в начале 80-х годов. Официально принят на вооружение в 1982 году.
Вертолет разработан в следующих вариантах.
Ка-27ПЛ (код НАТО — «Hellx-А») — основной корабельный противолодочный вертолет. По боевой эффективности превосходит Ка-25 в 3-5 раз. Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана и оператора. В боевой обстановке вертолеты действуют парами.
Ка-27ПС — корабельный поисково-спасательный вертолет. Оборудован специальными средствами поиска и спасения терпящих бедствие на суше и на море. На борту есть лебедка грузоподъемностью 300 кг. Предназначен также для поисково-спасательного обеспечения полетов космических и авиационных летательных аппаратов на море и на суше, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при волнении моря до пяти баллов. Система внешней подвески обеспечивает транспортировку космических аппаратов или иных грузов массой до 3 т. Оригинальная конструкция шасси позволяет выполнять взлет и посадку на качающуюся палубу корабля. Для аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные баллонеты.
Ка-28 — экспортный вариант. Предназначен для обнаружения подводных лодок и уничтожения их в подводном положении на глубине до 500 м. Эксперты считают, что Ка-28 по боевым возможностям более чем в 5 раз превосходит Ка-25. По бортам фюзеляжа Ка-28 размещены надувные баллонеты, обеспечивающие плавучесть в случае вынужденной посадки на воду, причем они наполняются воздухом всего за 4-6 с. Шасси неубирающееся. четырехстоечное, раздвигающееся. чтобы разместить специальное оборудование. На вертолете установлены 2 газотурбинных двигателя ТВЗ-117ВК общей мощностью 4400 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы при выходе из строя одного из них машина смогла бы не только вернуться на базу, но и продолжить патрулирование. Есть турбокомпрессор для запуска двигателей на неподготовленной площадке, где нет иных источников энергии. Экипаж состоит из летчика, штурмана и штурмана-оператора. При аварийно-спасательных работах с вертолета Ка-28 опускают за борт на электролебедке трос, к которому прикреплено сиденье, или сбрасывают надувные лодки и плоты.
В одном полете экипаж способен контролировать акваторию площадью 1660 км, используя опускаемую гидроакустическую аппаратуру и сбрасываемые буи аналогичного назначения, последние увеличивают контролируемое пространство до 2000 кмг. Навигационный комплекс обеспечивает полеты над открытым океаном, над сушей без ориентиров и автоматический вывод машины на обнаруженную подводную лодку. Поисково-прицельная аппаратура «Осьминог-Э» выслеживает субмарины в подводном положении, определяет элементы их движения и дает летчикам рекомендации, какой вид оружия целесообразнее применять. При этом оперативная обстановка выводится на специальный индикатор. Для синхронной работы всех подсистем Ка-28 оснащен ЭВМ. Поставлялся в Индию и Югославию.
Ка-29 (код НАТО — «Helix-В») — корабельный и транспортно-боевой вариант. Поступил на вооружение ВМФ России в 1985 г. Предназначен для десантирования с кораблей и судов подразделений морской пехоты, огневой поддержки морского десанта, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли и суда ВМФ.
Изменена конструкция носовой части фюзеляжа. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает автоматическую стабилизацию на всех режимах полета и автоматизированное пилотирование вертолета по заданному маршруту. В транспортном варианте может перевозить в кабине 16 десантников или 10 раненых, или 2000 кг груза в кабине, или 4000 кг на внешней подвеске. На четырех балочных держателях может быть подвешено до 2000 кг вооружения: восемь ПТУР «Штурм», до восьмидесяти НАР калибра 80 мм, два универсальных контейнера с пушками калибра 23 мм и боезапасом по 250 снарядов, два зажигательных бака типа ЗБ-500. В боевом варианте вертолет может быть вооружен неподвижной пушкой 2А42 (калибр 30 мм, боезапас 250 снарядов).
В обоих вариантах Ка-29 оснащен подвижной пулеметной установкой калибра 7,62 мм (боекомплект 1800 патронов). Авиационный стрелковый прицел АСП-17ВК сопряжен с лазерным дальномером. Для обеспечения боевой живучести вертолета кабина экипажа и агрегаты силовой установки бронированы, топливные баки протектированы и заполнены пенополиуретаном. Для защиты от ракет с ИК ГСН предусмотрена установка экранно-выхлопных устройств двигателей, а также станции оптико-электронных помех и устройства выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек. Вертолет может быть оборудован спасательной лебедкой грузоподъемностью 300 кг.
Ка-31 (код НАТО — «Helix-В») — корабельный вертолет радиолокационного дозора. Оснащен поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Во время работы РЛС шасси поджимаются, чтобы не мешать вращению антенны. РЛС позволяет сопровождать одновременно до 20 целей на расстоянии 100—150 км (воздушные) и 250—285 км — надводные. Информация о целях автоматически передается на боевые корабли или наземные пункты управления. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает автоматическую стабилизацию на всех режимах полета и автоматизированное пилотирование вертолета по заданному маршруту.
Ка-27 по конструкции аналогичен Ка-25, но отличается большими размерами фюзеляжа. Конструкция и аэродинамика вертолета выбраны с учетом минимальных размеров корабельного ангара. Оригинальная конструкция шасси позволяет выполнять взлет и посадку на качающуюся палубу корабля.
Вертолет имеет 2 турбовальных двигателя ТВЗ-117КМ мощностью по 1618 кВт/2200 л.с. каждый. Этот двигатель был разработан для вертолетов Ми-8МТ, Ми-17 и Ми-24. Высокая энерговооруженность позволяет продолжать полет с набором высоты в случае выхода из строя одного двигателя.
Бортовой комплекс поискового оборудования «Осьминог» включает РЛС, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики: опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки): прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения; радиогидроакустический буй и аппаратуру для прослушивания его сигнала и вывода вертолета на этот буй; гидроакустические буи и магнитный обнаружитель. Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.
Пилотажно-навигационный комплекс имеет высокий уровень автоматизации и позволяет решать боевые задачи в простых и сложных метеоусловиях, в любое время года и суток, при волнении моря до 5 баллов, на удалении от точки вылета до 200 км.
Имеется автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке. Вертолет может обнаруживать подводную лодку при помощи гидроакустической аппаратуры на удалении до 7 км, а гидроакустическими буями — на дальности 400 км.
Для уничтожения подводных лодок на Ка-27 могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по 50 и 250 кг.
Вертолет находится на вооружении ВМФ России, Украины, Индии и вооруженных сил ряда зарубежных стран.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-27
Экипаж, чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная 270
крейсерская 230
Потолок, м: статический
динамический 4300
Дальность, км:
практическая 800
Масса, кг:
нормальная взлетная 110ОО
максимальная на внешней подвеске 4000
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 15,9
длина в сложенном виде 12,25
ширина в сложенном виде 3,8
высота до втулки верхнего винта 5,4
Двигатель: ТВЗ-117КМ, л.с. 2 по 2200