Прежде чем начинать разговор об этой машине следует отметить, что одним из важнейших ее отличий от предшественников стало использование двигателей со всеракурсными поворотными соплами. Работа в этом направлении началась в конце 1980-х. Первоначально ставку сделали на плоские сопла, и для проверки задуманного в 1990 году Су-27УБ 02-02) превратили в летающую лабораторию, получившую обозначение ЛЛ-УВ (ПС). На ней на один из двигателей АЛ-31Ф установили поворотное в вертикальной плоскости плоское сопло. Правда, проведенные исследования позволили лишь оценить уровень снижения инфракрасного излучения. До исследования же поведения машины при отклонении вектора тяги, из-за отсутствия финансирования, дело не дошло.
При разработке и испытаниях плоского сопла обнаружилось, что оно, помимо существенного утяжеления силовой установки приводит и к заметному снижению (до 17%) тяги двигателя. Поиски иных технических решений привели к разработке подвижного осесимметричного сопла. Прелюдией к появлению Су-30 стали эксперименты, проведенные на доработанном Су-27УБ. Так, 16 июня 1987 года с аэродрома ЛИИ взлетел и взял курс на восток с виду обычный учебно-боевой самолет. Его экипажу предстоял длительный испытательный полет по отработке программы создания нового многоцелевого самолета, для которого крайне важно было пройти значительную часть маршрута в светлое время суток. Именно из этих соображений выбрали середину июня, когда стоят самые короткие ночи.
Дважды стыковавшись в полете с танкером, самолет, пилотируемый летчиками-испытателями Н. Садовниковым и И. Вотинцевым, совершил посадку в Комсомольске-на-Амуре. За 7 часов 37 минут пройдено 6702 км. Перелет выполнялся на Су-27ПУ (Т10-ПУ), специально доработанном Су-27УБ и ставшим прототипом многоцелевого истребителя Су-30. Спустя три дня экипаж Су-27ПУ вернулся домой, а вслед за этим последовал сверхдальний, на пределе человеческих возможностей, беспосадочный перелет по маршруту Москва - Комсомольске-на-Амуре - Москва. 15 часов 31 минута понадобились, чтобы преодолеть 13 404 км, выполнив четыре дозаправки топливом в полете. Думаю, что со временем историки авиации оценят эти полеты, и они войдут в историю отечественной авиации, поскольку впервые были осуществлены на самолете-истребителе. Кстати, для выполнения аналогичного полета самолету F-15 потребовалось бы свыше десяти дозаправок в воздухе.
Эти перелеты, а также последовавший за ними полет в высоких широтах подтвердили одну немаловажную деталь. Для успешного выполнения боевых операций, как правило, связанных с воздействием на экипаж значительных перегрузок, и осуществления дозаправок от танкера Ил-78, продолжительность пребывания в воздухе летных экипажей не должна превышать десять часов. Су-27ПУ, впоследствии получивший обозначение Су-30, был создан в соответствии с пожеланиями командования ПВО страны как воздушный пункт управления перехватчиками Су-27. Много технических решений, включая вооружение, на Су-30 перекочевало с Су-27М. При этом количество узлов его подвески возросло до 12.
В экспортном варианте Су-30МК, помимо встроенной пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения Р-27Р, Р-27РЭ, Р-27Т, Р-27ТЭ, Р-73 и РВВ-АЕ, в арсенал самолета входят неуправляемые авиационные ракеты, свободнопадающие и корректируемые авиабомбы КАБ-500 с телевизионной системой наведения. Для поражения точечных наземных целей предусмотрены и Х-25МЛ, С-29Л и Х-29Л с лазерной системой наведения, а также Х-29Т и Х-59М с телевизионной системой наведения. По утверждению разработчика, Х-59М была способна решать задачи, аналогичные тем, что решает американская SLAM. В ходе боевых действий в Ираке две таких ракеты вывели из строя электростанцию. Первая из них проделала брешь в здании, а вторая, проникнув через этот проем внутрь машинного зала, вывела его из строя.
Особое место среди вооружения самолета занимала противорадиолокационная ракета Х-31П, позволявшая эффективно бороться как с РЛС ЗРК «Патриот», так и «Хок». Су-30 может также использоваться в качестве барражирующего истребителя-перехватчика, что особенно важно в условиях Заполярья, как истребителя-бомбардировщика и самолета завоевания господства в воздухе. При этом следует иметь в виду, что на самолете не предусмотрены подвесные топливные баки и увеличение дальности полета осуществляется исключительно путем дозаправки в воздухе.
В 1991 году на заводе в Иркутске развернулся серийный выпуск машины, но так получилось, что отечественные ВВС получили лишь четыре машины этого типа. За рубежом самолеты пользовались большим спросом. Так в 1997-99 годах Индия приобрела 18 Су-30К. Впоследствии на базе этой машины были созданы экспортные варианты Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ и Су-30МКМ. Все они оснащались двигателями АЛ-31Ф, системами дозаправки топливом в полете и вооружением, аналогичным Су-27СК. Эти машины поставлялись в КНР (Су-30МКК и Су-30 МК2), Вьетнам (Су-30МК2В) и Индонезию (Су-30МКК). Все эти самолеты имеют классическую аэродинамическую схему, за исключением Су-30МКИ, оснащенного дополнительным передним горизонтальным оперением, названную почему-то трипланом. Эта ошибочная формулировка М.П. Симонова получила широкое хождение в СМИ. Однако следует иметь в виду, что ни заднее, ни переднее горизонтальное оперение подъемную силу, соизмеримую с крылом, не создают. Если заднее горизонтальное оперение служит для создания требуемых запасов продольной устойчивости и управляемости в каналах тангажа и крена, то переднее - выполняет лишь вспомогательные функции и не является ни рулем, ни несущей поверхностью.
Кроме этого, самолеты Су-30МКИ и Су-30МКМ получили двигатели с АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги, придавшие им сверхманевренность. Первым зарубежным заказчиком этих машин стала Индия (Су-30МКИ), затем Малайзия (Су-30МКМ). После приобретения 32 машин, индусы освоили их лицензионную сборку. В 2004-2005 годах летчики ВВС Индии на Су-30МКИ провели несколько десятков учебных боев с самолетами F-15С, F-16, «Мираж-2000С/D». Первые ученья «Коуп-Индия» с привлечением, в частности, Су-30МК проходили с 16 по 26 февраля 2004 года на авиабазе Гвалиор (штат Мадхья Прадеш).
По мере укрепления экономики РФ, появилась возможность оснащать новейшей техникой и отечественные ВВС. Так, 21 сентября 2012 года с аэродрома Иркутского авиационного завода экипаж ОКБ Сухого (летчик-испытатель С. Костин и штурман-испытатель П. Маловечко) подняли в воздух новый истребитель Су-30СМ - головной экземпляр из 30 машин, заказанных Министерством обороны России. Спустя четыре дня, 25 сентября, тот же экипаж облетал второй экземпляр машины. Су-30СМ создан на базе Су-30МКИ и Су-30МКМ в соответствии с требованиями российских ВВС, и разработка его началась задолго до подписания контракта с Министерством обороны. Отличия особенно коснулись радиочастотного оборудования и вооружения. В частности, на самолете применяется усовершенствованная версия РЛС «Барс» с фазированной антенной решеткой, отличающаяся расширенной номенклатурой режимов работы и улучшенными характеристиками.
Претерпело изменения и вооружение истребителя, также адаптированное под требованиями отечественных ВВС. В число управляемого оружия класса «воздух-воздух» входят ракеты средней дальности с полуактивными радиолокационными головками самонаведения Р-27ЭР, с тепловыми головками самонаведения Р-27ЭТ, ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения, известные в экспортном варианте под названием РВВ-СД, а также до шести ракет ближнего боя Р-73. Для борьбы с наземными (надводными) целями Су-30СМ можно комплектовать управляемые ракеты Х-31А/П или Х-29ТД, корректируемыми бомбами КАБ-500КР (ОД) или КАБ-1500КР, а также различными неуправляемыми ракетами и авиабомбами общим весом до 8000 кг Всего на самолете предусмотрено 12 точек подвески вооружения.
После завершения заводских испытаний оба Су-30СМ перелетели в Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова (г Ахтубинск Астраханской области) для проведения государственных испытаний. 4 августа 2013 года Министерство обороны РФ и корпорация «Иркут» подписали заключение по итогам летных испытаний многофункционального истребителя, позволившее начать серийное производство и поставки Су-30СМ в войска. Как сказал заместитель главкома ВВС Герой России полковник С. Кобылаш, «Су-30СМ позволит значительно повысить боевые возможности ВВС России, так как его способности одновременно обнаруживать и поражать несколько целей и сверхманевренность уникальны». В ближайшие три года российские военные должны получить 60 таких машин, а пока их счет в строевых частях идет на штуки. Первые модернизированные самолеты Су-30М2 и Су-27СМ3 перелетели с завода в Комсомольске-на-Амуре на авиабазу города Крымска (Кубань) в конце 2011 года.
Летно-технические данные Су-30М2 не разглашаются, даже неизвестно, какие дополнительные топливные баки подвешиваются под его крылом. Однако 23 декабря 2013 года начальник пресс-службы Восточного военного округа подполковник А. Гордеев сообщил, что «Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета... Самолет способен развивать скорость до 2100 км/ч, а его боевой радиус превышает 1500 км». Перегоночная же дальность самолета с подвесными баками и одной дозаправкой топливом в полете превысит 7000 км, т.е. подойдет к пределу выносливости летчиков. Получается, что этот самолет способен нанести удары по любым целям в Европе и по морским коммуникациям. По сообщения СМИ для этой цели в арсенал самолета включили противокорабельную ракету «Яхонт» и для борьбы с целями в прибрежной зоне «Калибр-А».
Итак, на вооружении ВВС РФ находятся четыре модификации истребителя Су-27. Три из них находятся в серийном производстве Су-30СМ, Су-30М2 и Су-35М. При этом Су-30СМ заменит Су-27УБ, а вот Су-30М2 использовать для переучивания летного состава будет дорого. Что касается Су-35, то он лишь дополняет Су-27СМ3 и, как более дешевый самолет, будет нести боевую службу параллельно с Т-50. Вот вам и ответ на вопрос: зачем России четыре сухопутных модификации Су-27.
Технические характеристики Су-30МКИ
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 21.94
Высота самолета, м 6.375
Площадь крыла, м2 62.00
Масса
- нормальная взлетная 24900
- максимальная взлетная 34500
Масса топлива, кг 9640
Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 2175
- у земли 1350
Практическая дальность, км 3000
Практический потолок, м 19800
Экипаж 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
до 6 УР класса "воздух-воздух" типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1)
до 6 УР класса "воздух-поверхность" типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ
6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.
Отредактировано Гончий Лис (2022-02-25 17:18:44)