Противолодочный вертолёт Ми-14 (код НАТО — «Haze») предназначен для обнаружения подводных лодок, слежения за ними и поражения на глубинах погружения до 400 м, скоростях хода до 60 км/ч, удалении района поиска до 200 км, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Разработан на базе Ми-8 как вертолет берегового базирования с амфибийными свойствами. Первый полет состоялся в сентябре 1969 г. Первая модификация вертолета, Ми-14ПЛ. была принятая на вооружение в 1973 г.
Кроме основного противолодочного варианта были созданы еще несколько модификаций.
Ми-14ПС — поисково-спасательный вертолет (может поднять 10 потерпевших бедствие, включая двоих на носилках). Грузовая кабина снабжена большими дверями с обеих сторон фюзеляжа. Вертолет несет 10 спасательных плотов ВАС-5М-3 (на 20 мест каждый), спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами. Спасательные плоты могут буксироваться вертолетом. Противолодочное оборудование снято.
Ми-14БТ — минный тральщик. Оборудован специальным буксировочным крюком. Противолодочное оборудование снято.
Ми-14П — пассажирский вариант. Создан для обслуживания нефтеразработок Каспийского моря. Может перевозить 20 человек.
Ми-14PW — экспортная противолодочная модификация. Поставлялся в Польшу.
Ми-14 «Элиминатор» — пожарный вариант, модификация Ми-14ПС. Разработан совместно с германской фирмой «Аэротех». Снабжен баком для воды, установленным в кабине. Успешно использовался для тушения лесных пожаров в Испании в 1994 г.
Конструкция базового вертолета одновинтовая с рулевым винтом, двумя двигателями ГТД ТВЗ-117МТ и четырехопорным шасси. Фюзеляж выполнен в виде лодки и имеет килеватое днище, боковые нижние обтекатели с надувными поплавками бочкообразной формы, полностью убирающееся шасси, что обеспечивает посадку на воду при волнении до 2 баллов. Хвостовой винт, кроме своего прямого назначения, выполняет задачи, возникающие при маневре в гавани. Размер кабины идентичен Ми-8.
На вертолете установлена РЛС И-12М, опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», буксируемый магнитный приемник АПМ-60, КВ-радиостанция Р-842М, УКВ-радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-3, радиокомпас АРК-Э, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14.
Бортовое оборудование обеспечивает обнаружение подводной лодки, определение ее координат, автоматический вывод вертолета в точку сброса оружия, обмен информацией между вертолетами в группе и с кораблями, решение навигационных задач. В противолодочном варианте вертолет оснащен соответствующим оборудованием, которое обслуживается оператором.
В состав вооружения входят торпеды, авиационные и глубинные бомбы. Ми-14ПЛ оборудован обогреваемым торпедным отсеком для применения средств поражения подводных лодок при отрицательных температурах наружного воздуха.
Вертолет Ми-14ПЛ оснащен поисково-прицельным комплексом "Кальмар" с РЛС "Инициатива-2М", опускаемой гидроакустической станцией "Ока-2", буксируемым магнитометром АМП-60 "Орша", теплопеленгатором "Сура", прицельно-вычислительным устройством "Ландыш", системой автоматического управления САУ-14, гидроакустическими буями "Поплавок" или "Координата", доплеровским измерителем скорости и угла сноса ДИСС-15. В герметичном грузоотсеке возможно размещение противолодочной торпеды АТ-1, АТ-2 или "Стриж", до 8 глубинных бомб калибра 250 кг или до 12 калибра 50 кг.
Модернизированный Ми-14ПЛМ оснащен поисково-прицельным комплексом "Осьминог". Состав вооружения дополнен противолодочными торпедами "Орлан" и "Колибри", ракето-торпедами "Ястреб-М".
Вертолет находится в серийном производстве. Поставлено более 230 единиц всех модификаций в страны СНГ и другие государства: Болгарию, Германию, КНДР, Ливию, Польшу, Румынию, Сирию, Югославию и на Кубу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 3-4
Скорость, км/ч:
максимальная 230
крейсерская 215
Потолок динамический, м 3500
Дальность перегоночная, км 1135
Масса, кг:
максимальная взлетная 14000
нормальная взлетная 13000
пустого вертолета 11750
Число перевозимых людей, чел. 10
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 21,29
длина с вращающимися винтами 25,3
длина фюзеляжа без рулевого винта:
Ми-14ПЛ 18,38
Ми-14ПС 18,78
высота 6,93
Двигатель: ГТД ТВЗ-117МТ, л.с. 2 по 1950