http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-01.jpg

14 декабря 2022 г. состоялся первый полет нового турецкого реактивного боевого беспилотного летательного аппарата Bayraktar Kizilelma, созданного компанией Baykar Technologies, которая уже хорошо известна по поставляемым во многие страны мира разведывательно-ударным дронам Bayraktar TB2 (имеют взлетную массу 650 кг и оснащаются одним поршневым двигателем) и недавно начавшим поступать в вооруженные силы Турции значительно более крупным 5,5-тонным двухмоторным турбовинтовым Bayraktar Akinci. О начале полномасштабных работ над проектом реактивного боевого беспилотника было объявлено только в 2021 г., выход на летные испытания прототипа Bayraktar Kizilelma (читается «Кызылэльма», в переводе с турецкого - «Красное яблоко») ожидался в 2023-м, но фактически взлететь он смог даже раньше первоначально планировавшихся сроков.

Предполагается, что за дозвуковым Bayraktar Kizilelma-A, способным в его нынешней конфигурации с двигателем АИ-25ТЛТ летать со скоростью до М=0,9, должен последовать сверхзвуковой Bayraktar Kizilelma-B с форсажным двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-322Ф (а затем, возможно, с турецким TF6000), в будущем может появиться и еще более крупный двухмоторный вариант (Bayraktar Kizilelma-C). Считается, что такие аппараты придадут принципиально новые боевые возможности ВВС Турции, предполагается также их применение при базировании на палубе универсальных десантных кораблей (легких авианосцев) турецких ВМС типа Anadolu. Ну а учитывая экспортные успехи Bayraktar TB2 и готовящиеся поставки за рубеж Bayraktar Akinci, можно предвидеть серьезный интерес к турецкому «Красному яблоку» и в других странах.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-02.jpg

Разработка боевого реактивного беспилотника осуществлялась турецкой частной компанией Baykar в рамках программы: MIUS (Muharip Insansiz Ufak Sistemi, в переводе с турецкого - «Боевая беспилотная авиационная система»; само название компании - это сочетание первых слогов от Bayraktar Kardesler - «Братья Байрактары»). Первые концептуальные проработки будущего боевого дрона турецкие инженеры сделали еще в 2013 г., но публичная информация о проекте вместе с первыми иллюстрациями появилась только в июле 2021-го, когда она была размещена компанией Baykar на своей страничке в твиттере. 12 марта 2022 г. разработчик объявил о присвоении новому боевому реактивному БЛА названия Bayraktar Kizilelma, тогда же технический директор и совладелец компании Baykar Сельчук Байрактар сообщил, что прототип беспилотника уже находится на окончательной сборке. Премьерный показ первого образца нового БЛА состоялся в рамках 5-й авиационно-технологической выставки-фестиваля Teknofest, организованной Турецким фондом T3 Foundation и Министерством промышленности и технологий Турции и проходившей с 30 августа по 4 сентября 2022 г. в аэропорту Чаршамба в г. Самсун на черноморском побережье на севере страны.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-03.jpg

Первый запуск двигателя на летном экземпляре Bayraktar Kizilelma был выполнен 19 сентября 2022 г., а спустя два месяца, 20 ноября, на территории летно-испытательного и учебного центра Akinci Flight Training and Test Center в Чорлу (провинция Текирдаг на северо-западе Турции) состоялись первые рулежки и пробежки аппарата. 3 декабря беспилотник впервые выполнил подлеты над ВПП, и, наконец, 14 декабря - совершил свой первый полет. Он продолжался 18 минут и прошел полностью успешно. Первый летный экземпляр Bayraktar Kizilelma назван в память об основателе компании Baykar Оздемире Байрактаре - скончавшемся 18 октября 2021 г. отце нынешних руководителей и совладельцев Baykar Technologies - ее генерального директора Халука Байрактара и технического директора Сельчука Байрактара. Его имя отражено и в условном бортовом регистрационном номере, нанесенном на поверхности вертикального оперения аппарата - TC-OZB (стоит заметить, что все зарегистрированные авиационными властями Турции гражданские самолеты и вертолеты имеют префикс TC, но их регистрационный номер должен включать только буквы латинского алфавита, в данном же случае использована специфическая турецкая буква O, с которой начиналось имя Оздемира Байрактара). Летные испытания Bayraktar Kizilelma продолжились после Нового года - второй полет в Чорлу состоялся 23 января 2023 г., он был более длительным и ставил задачей отработку устойчивости и управляемости аппарата в воздухе, калибровку системы управления и другого бортового оборудования.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-04.jpg

БПЛА Bayraktar Kizilelma представляет собой боевой малозаметный реактивный беспилотный летательный аппарат, выполненный по схеме «утка» с широким использованием композиционных материалов. Он оснащается трапециевидным в плане крылом с наплывом, цельноповоротным передним горизонтальным оперением и двухкилевым вертикальным оперением с двухсекционными рулями направления (кили установлены с развалом около 30° от вертикали). Угол стреловидности консолей крыла и ПГО по передней кромке - около 45°. По задней кромке каждой консоли крыла имеется пять секцией элевонов (флаперонов). Воздухозаборники двигателя - боковые, плоские. Шасси - трехопорное, убирающееся, с телескопическими стойками и одним колесом на передней и каждой из основных опор (для первых полетов шасси фиксировалось в выпущенном положении, а его ниши в фюзеляже закрывались вместо створок сплошными «зашивками»). Фюзеляж имеет характерное оребрение и плоские нижнюю и боковые поверхности.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-05.jpg

Длина аппарата составляет 14,7 м, размах крыла - 10 м, высота - 3,3 м. Максимальная взлетная масса беспилотника, по данным разработчика, достигает 6000 кг. В состав силовой установки входит один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛТ - соответствующее соглашение между компанией Baykar и ГП «Ивченко-Прогресс», ранее уже поставлявшем ей турбовинтовые АИ-450Т для БЛА Bayraktar Akinci, было подписано в ноябре 2021 г. Двигатель АИ-25ТЛТ является адаптированным для применения на турецком БЛА вариантом серийного советского АИ-25ТЛ тягой 1720 кгс, более полувека используемого на чешских учебно-тренировочных самолетах L-39 (в модификации АИ-25ТЛК такие ТРДД поставлялись также в КНР для установки на учебно-тренировочные самолета: Hongdu JL-8 и некоторые экспортные варианта: К-8; версия АИ-25ТЛШ с увеличенной до 1850 кгс тягой использовалась на модернизированных самолетах L-39M1). Масса базового двигателя АИ-25ТЛ составляет около 350 кг, удельный расход топлива на взлетном режиме - 0,6 кг/(кгс-ч), на крейсерском - 0,815 кг/(кгс-ч).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-06.jpg

По официальным данным компании, БПЛА Bayraktar Kizilelma будет способен развивать скорость, соответствующую числу М=0,9 (около 960 км/ч) и совершать крейсерский полет с М=0,6 (около 640 км/ч) на высоте 10 700 м, а его практический потолок составляет порядка 13 700 м. Радиус действия БЛА оценивается разработчиком более чем в 900 км (500 морских миль), а максимально возможная продолжительность полета - в 5 часов. Отличительными особенностями нового турецкого боевого беспилотника, по заявлениям разработчика, станут полностью автоматическое выполнение взлета и посадки, малая заметность в радиолокационном диапазоне, высокие скорость и маневренность, значительные боевая нагрузка и боевой радиус действия, способность обмена данными с оператором как в зоне прямой видимости, так и за ее пределами, возможность базирования на коротких взлетно-посадочных полосах, включая полетную палубу универсальных десантных кораблей (легких авианосцев).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Kizilelma-07.jpg

В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования дрона планируется включить РЛС с активной фазированной антенной решеткой разработки одного из предприятий турецкого военно-промышленного комплекса, оптико-электронную обзорно-прицельную систему - аппаратуру «целеуказания и наведения на цель с общей апертурой» CATS (Common Aperture Targeting System) турецкой компании Aselsan, а также подвесной контейнер РЭБ, модуль радиотехнической разведки (также национальной разработки) и другую аппаратуру. Базовый вариант Bayraktar Kizilelma-A сможет брать на борт разнообразную боевую нагрузку общей массой до 1500 кг. В состав комплекса вооружения планируется включить широкий спектр авиационных средств поражения, в т.ч. крылатые ракеты SOM-J с дальностью пуска 250 км, управляемые ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые и свободнопадающие авиабомбы разных калибров, неуправляемые ракеты, а также другие боеприпасы и специализированные контейнеры, которые он сможет нести на шести точках подвески под крылом и во внутренних отсеках в фюзеляже.

Еще в начале реализации программы MIUS технический директор Baykar Сельчук Байрактар отмечал, что если первый вариант их реактивного боевого беспилотного летательного аппарата будет иметь высокую дозвуковую скорость, то в дальнейшем предполагается создание его сверхзвуковой версии, получившей рабочее обозначение Kizilelma-B. В соответствии с соглашением с ГП «Ивченко-Прогресс», подписанным 11 ноября 2021 г. в рамках работа: выставки Saha Expo (проводилась в Стамбуле 10-13 ноября 2021 г. турецкой ассоциацией оборонной и аэрокосмической промышленности SAHA Istanbul), сверхзвуковой вариант БЛА Bayraktar Kizilelma будет оснащаться двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой АИ-322Ф. АИ-322Ф представляет собой форсажную версию ТРДД типа АИ-322 -так с некоторых пор стал именоваться вариант двигателя АИ-222-25, полный цикл серийного производства которого (без использования российских комплектующих) был освоен в Запорожье. Бесфорсажные двигатели АИ-322 (АИ-222К-25) в последние годы в больших количествах поставлялись Украиной в КНР, где ими оснащаются реактивные учебно-боевые самолеты L-15 (JL-10), состоящие на вооружении ВВС и ВМС НОАК, а с 2016 г. - и ВВС Замбии.

Опытный двигатель АИ-222-25Ф с форсажной камерой прошел стендовые испытания в Запорожье в июне 2007-го, а 26 октября 2010 г. в Китае состоялся первый полет опытного экземпляра сверхзвукового учебно-боевого самолета повышенной подготовки L-15 LIFT (шестой экземпляр L-15) с двумя двигателями АИ-222К-25Ф, способного развивать скорость, соответствующую числу М=1,4. Позднее, в декабре 2017 г., в КНР начались испытания опытного легкого сверхзвукового боевого самолета L-15B с двумя двигателями АИ-322Ф (АИ-222К-25Ф). ТРДДФ типа АИ-322Ф имеет тягу на режиме «полный форсаж» 4200 кгс (на максимальном бесфорсажном режиме - 2500 кгс) при сухой массе двигателя 560 кг (у бесфорсажного АИ-322 - 440 кг). Удельный расход топлива на максимальном режиме составляет 0,66 кг/(кгс-ч), на полном форсаже - 1,9 кг/(кгс-ч).

Выпуск двигателей АИ-322Ф в Запорожье для оснащения турецких боевых беспилотных летательных аппаратов планировалось осуществлять в рамках совместного предприятия Black Sea Shield, основанного в 2019 г. в Стамбуле компанией Baykar и «Укрспецэкспортом» с целью более эффективной организации работ по различным программам беспилотной авиации, реализуемым в Турции. Впрочем, в свете последних событий поставка сколько-нибудь значимого количества запорожских двигателей для турецких беспилотников представляется маловероятной. Не исключено, что компании Baykar придется ждать появления создаваемого в Турции двухконтурного турбореактивного двигателя TF6000, разработку которого ведут специалисты компании Tusas Engine Industries (TEI). Полноразмерный макет двигателя со степенью двухконтурности 1,08, который должен иметь тягу около 2700 кгс на максимальном режиме, был впервые представлен в конце прошлого лета на выставке Teknofest 2022. Как сообщил тогда агентству «Анадолу», начало испытаний опытного образца TF6000 запланировано на 2023 г. Двигатель длиной 2250 мм и поперечными размерами 860х1100 мм имеет двухступенчатый вентилятор, шестиступенчатый компрессор высокого давления и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления. Сообщается, что удельный расход топлива у него составит 0,7 кг/(кгс-ч). В дальнейшем предполагается разработка модификации TF6000 с форсажной камерой тягой порядка 4500 кгс на режиме «полный форсаж».

На Teknofest 2022 стало также известно, что в компании Baykar прорабатывается еще один вариант БЛА Bayraktar Kizilelma - двухдвигательный Kizilelma-C, который предполагается оснащать парой АИ-322Ф, либо TF6000. Но больше никакой информации по этой модификации боевого дрона пока не обнародовалось. Поставки боевых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar Kizilelma планируется осуществлять как в Военно-воздушные, так и в Военно-морские силы Турции. В первом случае речь идет главным образом о сверхзвуковых Bayraktar Kizilelma-B, которые будут действовать в совместном строю с истребителями, в т.ч. с перспективными турецкими самолетами пятого поколения TF-X. В ВМС же подобные беспилотники смогут базироваться не только на береговых аэродромах, но и на борту новейшего турецкого универсального десантного корабля «Анадолу» (TCG Anadolu, L-400), который вышел на ходовые испытания в июне прошлого года и, как ожидается, должен войти в состав флота в 2023 г.

Еще в июле 2021 г. компания Baykar опубликовала иллюстрации, на которых разрабатываемый ею по программе MIUS боевой беспилотник показан на подъемнике и полетной палубе УДК типа «Анадолу», а также выполняет взлет с нее. Технический директор Baykar Сельчук Байрактар тогда подтвердил эту информацию турецким журналистам. В отличие от других БЛА подобного класса, наиболее важным аспектом нашего проекта является то, что он сможет совершать посадку и взлет с авианесущих кораблей. MIUS будет способен летать с палубы таких кораблей, как УДК «Анадолу». Он будет обладать возможностью выполнять взлет без помощи катапульты и совершать посадку на корабль с помощью тормозного гака.

В марте 2021 г. официальные лица Турции заявляли журналистам, что УДК «Анадолу» будет в перспективе переоборудован в «авианосец дронов» - корабль, одной из основных задач которого станет обеспечение базирования на его борту крупной группировки разведывательно-ударных и боевых беспилотных летательных аппаратов разных типов. Тогда же глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир отмечал, что «Анадолу» сможет нести на борту от 30 до 50 новых разведывательно-ударных дронов типа Bayraktar TB3, причем одновременно экипаж корабля сможет обеспечивать оперативное применение не менее 10 вооруженных беспилотников, управление которыми будет осуществляться специалистами, находящимися в корабельном командном центре. После этого заявления руководство компании Baykar распространило фото- и видеоматериалы, на которых демонстрировались элементы совместного базирования на борту «Анадолу» разведывательно-ударных дронов Bayraktar TB3 и перспективных боевых аппаратов MIUS.

«Bayraktar Kizilelma совершит революцию в авиации, он сможет применяться в воздушном бою против классических боевых самолетов, - приводят слова технического директора компании Baykar Сельчука Байрактара турецкие СМИ. - Возможно, после первого полета нашего нового беспилотника его было бы неправильно сравнивать с самолетами, которые используются во многих странах, но когда он будет полностью готов, то по ряду показателей превзойдет тот же F-35». Впрочем, приверженность руководства компании идее наступления в обозримом будущем эпохи господства в воздухе роботизированных комплексов уже давно хорошо известна. После появления истребителей пятого поколения в мире наступит конец эры пилотируемых истребителей. Больше не будет создано ни одного нового пилотируемого боевого самолета. Беспилотные системы быстро станут основным элементом на поле боя будущего. Однако, пока такой прогноз, как представляется, является слишком уж оптимистичным. Беспилотные летательные аппараты даже самые совершенные, еще долго не смогут полностью заменить в боевом строю своих пилотируемых собратьев, наглядное подтверждение чему - ведущиеся сейчас в разных странах программы создания боевых авиационных комплексов следующего поколения. Но это никак не умаляет тех достижений, которые все увереннее демонстрирует компания Baykar.

Лётно-технические характеристики Bayraktar Kizilelma
Макс. взлетная масса - 6000 кг.
Масса полезной нагрузки - до 1500 кг.
Двигатель - Турбореактивный двигатель
Способ старта - автоматическая, с палубы или полосы взлета
Способ посадки - автоматическая посадка
Воздушная крейсерская скорость - 740 км/ч
Макс. продолжительность полета - 5 ч.
Радиус действия - 926 км.
Оперативная высота - 10,668 м.
Максимальная высота - 12 000 м.