http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-01.jpg

Bayraktar Akıncı (Знаменосный рейдер, читается «Акынджи») - высотный дальний (HALE – High Altitude Long Endurance) двухдвигательный турбовинтовой разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный и производимый турецкой компанией Baykar Makina. Он может летать на высоте до 12 000 метров и находится в воздухе до 24 часов. БПЛА Bayraktar Akinci предназначен для ведения оперативно-стратегической воздушной разведки, а также нанесения авиационных ударов по объектам противника. В разработке БПЛА активное участие принимали специалисты украинской госкомпании "Укрспецэкспорт", входящей в концерн "Укроборонпром". Украинский вклад в проект - двигатель, композитные материалы и опыт в проектировании крупных авиационных конструкций.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-02.jpg

Первый полет Bayraktar Akinci состоялся 6 декабря 2019 года на аэродроме в городе Чорлу на северо-западе провинции Текирдаг. К весне 2021 г., на испытаниях находилось три опытных образца БЛА Bayraktar Akinci: первый из них, PT-1, впервые поднялся в воздух 6 декабря 2019 г., второй (PT-2) - 8 августа 2020 г., а третий (PT-3) - 27 марта 2021-го. Все они оснащались закупленными на Украине турбовинтовыми двигателями АИ-450Т разработки запорожского ГП «Ивченко-Прогресс» взлетной мощностью 450 л.с. (на 5-минутном максимальном взлетном режиме - 495 л.с.) - сообщалось, что в общей сложности в 2018-2020 гг. в Турцию прибыло 20 таких двигателей. Серийный вариант беспилотника с силовой установкой из двух АИ-450Т получил название Bayraktar Akinci-А. Головная серийная машина (S1) взлетела 19 мая 2021 г., до конца года за ней последовали еще пять (с S2 по S6). Официальная церемония передачи вооруженным силам Турции первых трех Bayraktar Akinci-А состоялась 29 августа 2021 г., а фактически к месту службы - в расположение 3-го армейского батальона беспилотных летательных аппаратов на аэродром вблизи г. Батман на юго-востоке страны - они прибыли в октябре-ноябре того же года. В конце декабря туда же поступили еще три серийных Bayraktar Akinci-А, доведя их количество в строю до шести.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-03.jpg

Параллельно с освоением эксплуатации в войсках первых серийных БЛА Bayraktar Akinci-А на опытных машинах компания Baykar продолжала испытания по расширению условий их применения и интеграции различных систем вооружения. Первые сбросы корректируемых авиабомб с лазерным наведением МАМ-Т (масса 94 кг), МАМ-L (22 кг) и МАМ-С (всего 6,5 кг) с опытного Bayraktar Akinci PT-3 состоялись в апреле 2021 г. В июле того же года были выполнены испытания по подтверждению максимальной продолжительности пребывания в воздухе: 7 июля 2021 г. Bayraktar Akinci совершил полет, продолжавшийся 25 часов 46 минут (он проходил преимущественно на высоте около 11,6 км, дальность полета превысила 7500 км), а 10 июля - полет продолжительностью 13 часов 24 минуты с нагрузкой 1360 кг (в ее состав входила противобункерная бомба Tubitak NEB массой 870 кг на внешней подвеске под фюзеляжем).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-04.jpg

Но для более полного раскрытия возможностей Bayraktar Akinci, особенно в ударном варианте, требовалась силовая установка повышенной мощности. Так появился вариант беспилотника с двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-135A взлетной мощностью по 750 л.с., получивший название Bayraktar Akinci-B. Первый опытный образец аппарата с такой силовой установкой - PT-4 - поднялся в воздух 2 марта 2022 г., затем был построен PT-5, а на недавней выставке вооружений в Абу-Даби в феврале 2023 г. демонстрировался экземпляр PT-7. В очередном испытательном полете 21 июня 2022 г. на опытном Bayraktar Akinci-B с новой силовой установкой была достигнута продолжительность пребывания в воздухе 20 часов 23 минуты (полет проходил в основном на высотах порядка 13,7 км). Начиная с седьмой серийной машины (S7) Akinci строились уже с двигателями PT6A-135A. Первые три из них были передана: ВВС Турции 3 августа 2022 г., еще три - в конце того же месяца. Все они отправились на ту же 14-ю авиабазу беспилотных летательных аппаратов в Батмане, где, наряду с армейскими беспилотниками, дислоцируется 341-я эскадрилья БЛА турецких ВВС. Всего, по некоторым данным, к началу этого года было поставлено уже полтора десятка серийных Bayraktar Akinci: восемь получила турецкая армия, шесть - ВВС и еще один - Национальное разведывательное управление Турецкой Республики (MIT).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-05.jpg

Вскоре первые беспилотники этого типа могут появиться и в других странах. О заключении первого экспортного соглашения по Bayraktar Akinci в компании Baykar сообщили еще 23 января 2022 г., а 2 марта того же года объявили уже о второй подобной сделке. Официально зарубежные заказчики Akinci пока не называются, но среди наиболее вероятных первых иностранных получателей таких БЛА обычно говорят об Азербайджане и Пакистане, известно также, что переговоры по данному вопросу велись с Кыргызстаном, Катаром и Индонезией, а ранее сообщали о планах поставки 13 этих беспилотников на Украину. Не исключено, что первые экспортные поставки Bayraktar Akinci могут состояться уже в этом году. На перспективу компания Baykar планирует создание еще более энерговооруженной модификации - Bayraktar Akinci-С, у которой мощность силовой установки будет доведена с нынешних 1500 до 1900 л.с. По всей видимости, на ней предполагается использование одной из модификаций турбовинтового двигателя МС-500В-С разработки и производства запорожского АО «Мотор Сич» -соответствующее соглашение было подписано сторонами в ноябре 2021 г. в ходе выставки Saha Expo в Стамбуле.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-06.jpg

Базовый турбовальный двигатель МС-500В взлетной мощностью 630 л.с. (на 2,5-минутном чрезвычайном режиме - 710 л.с.) был сертифицирован Авиарегистром МАК еще в мае 2014 г. Позднее в карту данных сертификата типа были внесены более мощная модификация МС-500В-01 (810/1000 л.с.) и турбовинтовой МС-500В-02С взлетной мощностью 950 л.с., первый запуск которого на стенде состоялся в сентябре 2018 г. Судя по располагаемой мощности, на его основе и предполагалось разработать вариант, адаптированный для применения на БЛА типа Akinci. Подобно канадским PT6A-135A, используемым на Bayraktar Akinci-B, и в отличие от АИ-450Т, устанавливавшихся на Bayraktar Akinci-А, турбовинтовой МС-500В-02С имеет «перевернутую» схему (центробежный компрессор расположен сзади, а выхлопные сопла находятся впереди, сразу за редуктором воздушного винта). Впрочем, с учетом нынешней ситуации, реализация турецко-украинского соглашения вызывает определенные сомнения.

В рамках дальнейшего продвижения разведывательно-ударного БЛА Bayraktar Akinci на мировой рынок компания Baykar приняла участие в февральской выставке IDEX 2023 в Абу-Даби, где демонстрировала на статической стоянке седьмой опытный экземпляр беспилотника (PT-7) с широкой номенклатурой вооружения. Согласно представленным на мероприятии материалам, максимальная взлетная масса аппарата теперь составляет 6000 кг (первоначально разработчик говорил о 4500 кг, позднее - о 5500 кг) при массе полезной нагрузки 1500 кг (ранее она определялась в 1350 кг, включая 450 кг сменного оборудования внутри фюзеляжа и 900 кг вооружения на внешней подвеске). Длина аппарата - 12,3 м, размах крыла -20,0 м, высота - 4,1 м. Сообщалось, что максимальная скорость полета Bayraktar Akinci достигает 360 км/ч (крейсерская - 280 км/ч), практический потолок превышает 13,7 км, а дальность и продолжительность полета - 6000 км и более 24 часов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Bayraktar-Akinci-07.jpg

Вооружение может размещаться на восьми точках подвески под крылом и одной - под фюзеляжем. Одним из самых крупных средств поражения, применяемых с Bayraktar Akinci (с его подфюзеляжной подвески), должна стать разработанная проектно-исследовательским институтом оборонной промышленности Tubitak SAGE и выпускаемая компанией Roketsan крылатая ракета SOM-J с обеспечиваемой турбореактивным двигателем высокой дозвуковой скоростью полета, инерциально-спутниковой системой навигации, коррекцией по рельефу местности и тепловизионным конечным самонаведением. Она имеет стартовую массу около 540 кг при боевой части в 140 кг и дальность пуска до 275 км. На IDEX 2023 была также представлена информация о планах интегрировать в состав вооружения БЛА Bayraktar Akinci новую дозвуковую крылатую ракету «Çakir» компании Roketsan с турбореактивным двигателем (стартовая масса - 275 кг, масса БЧ - 70 кг, дальность пуска - 150 км) и создаваемую тем же предприятием на базе реактивного снаряда РСЗО управляемую ракету класса «воздух-поверхность» IHA-230 (TRG-230-IHA) с твердотопливным ракетным двигателем и инерциально-спутниковой системой наведения (стартовая масса - 215 кг, масса БЧ - 42 кг, дальность пуска - от 20 до 70 км).

Но основным оружием Bayraktar Akinci, как и прежде, считаются корректируемые авиабомбы самых разных калибров - массой всего от 6,5 кг до более 900 кг. Часть из них уже прошла летную отработку на этих беспилотниках, другим еще предстоят испытания по интеграции и боевому применению. Среди малогабаритных корректируемых бомб, которые могут использоваться с Akinci, - изделия компании Roketsan с лазерным наведением MAM-C (масса 6,5 кг) и MAM-L (22 кг), которые могут сбрасываться с расстояния до цели более 15 км и Bozok разработки Tubitak SAGE (16 кг, 9 км). На выставке в Абу-Даби были представлены также подвешиваемые по четыре штуки на одном пилоне «мини-бомбы Tolun компании Aselsan с раскрывающимся крылом и инерциально-спутниковым наведением с тепловой ГСН (сообщалось, что в ходе испытаний в декабре 2022 г. они сбрасывались с Bayraktar Akinci на высоте около 8 км при дальности до цели порядка 30 км). К этой же группе боеприпасов можно отнести миниатюрные управляемые ракета: Cirit («Джирит») и противотанковые ракета: L-UMTAS компании Roketsan c твердотопливным двигателем и полуактивной лазерной системой наведения, имеющие дальность пуска до 8 км (стартовая масса этих ракет - 15 и 37,5 кг соответственно, диаметр корпуса - 70 и 160 мм).

Несколько более крупной является впервые испытанная на БПЛА Bayraktar Akinci еще в апреле 2021 г. корректируемая бомба MAM-T разработки компании Roketsan массой 94 кг с раскрывающимся крылом, оснащаемая инерциально-спутниковым и лазерным наведением и способная поражать цели на удалении более 30 км от точки сброса. В состав вооружения Bayraktar Akinci входит также по крайней мере десяток разных управляемых боеприпасов, созданных в Турции на базе стандартных американских авиабомб Mk.81, Mk.82, Mk.83 и Mk.84 калибра 250, 500, 1000 и 2000 фунтов (114, 227, 454 и 907 кг) соответственно. Среди них, в частности, разработанные и производимые компанией Roketsan на основе Mk.81 и Mk.82 корректируемые бомбы TEBER-81 и TEBER-82 массой 155 и 270 кг, оснащаемые модулем инерциально-спутникового и лазерного наведения TEBER.

Институт Tubitak SAGE, в свою очередь, спроектировал комплекты наведения HGK (инерциально-спутниковый), LGK (с лазерной головкой самонаведения), LHGK (инерциально-спутниковый плюс лазерная ГСН) и KGK (как в предыдущих случаях, но с дополнительным модулем раскрывающегося крыла). Комплект LGK обеспечивает поражение цели на удалении до 12 км, HGK - до 28 км, а KGK - до 110 км. На БПЛА Bayraktar Akinci предусматривается применение следующих из таких корректируемых бомб: в калибре 500 фунтов (227 кг) - HGK-82, LGK-82, KGK-82 и Gozde («Гёздэ»), в калибре 1000 фунтов (454 кг) - HGK-83, KGK-83 и Gokce («Гёкче»), в калибре 2000 фунтов (907 кг) - HGK-84. Производство LGK-82 и оснащаемых инерциальной-спутниковой и лазерной системой наведения Gozde и Gokce с дальностью применения до 28 км осуществляется компанией Aselsan. В составе вооружения БПЛА Bayraktar Akinci на IDEX 2023 был представлен также некий боеприпас под названием KAGEM, который, согласно ряду публикаций в СМИ, может являться разрабатываемым самой компанией Baykar «дроном-камикадзе» с боевой частью массой 10 кг и дальностью применения 50-60 км. Но официальной информации о нем найти пока не удалось.

В дальнейшем предполагается интегрировать в комплекс вооружения БПЛА Bayraktar Akinci и создаваемые Tubitak SAGE управляемые ракеты «воздух-воздух» Bozdogan и Gokdogan. Первая (ее название читается «Боздоан» и можно перевести как «Кречет») представляет собой ракету ближнего боя стартовой массой порядка 130-140 кг с тепловой ГСН и дальностью пуска до 25-30 км, вторая («Гёкдоан», «Сапсан») - ракету средней дальности с активной радиолокационной ГСН и дальностью не менее 65-100 км. Обе разрабатываются в Турции с 2013 г. для оснащения имеющихся на вооружении ВВС страна: истребителей F-16, а в дальнейшем - собственных перспективных истребителей TF-X и легких боевых самолетов Hurjet, а также БЛА типа Akinci и Kizilelma. Сообщалось, что испытания ракеты Bozdogan начались в 2018 г., полеты с ней на турецком F-16С - в 2020 г., а первый пуск с него состоялся в сентябре 2021-го. На недавней выставке в Абу-Даби была также представлена информация о намерении включить в состав вооружения БПЛА Bayraktar Akinci легкую ракету «воздух-воздух» Sungur с тепловой головкой самонаведения и дальностью пуска до 8 км, которая предлагается компанией Roketsan на базе зенитной управляемой ракеты ее одноименного ЗРК малой дальности.

В заключение, несколько слов о составе оборудования Bayraktar Akinci. В его основе - современный цифровой бортовой вычислительный комплекс с тремя БЦВМ, обеспечивающими решение задач пилотирования, навигации и боевого применения, двумя вычислителями системы «искусственного интеллекта» и отдельными цифровыми контроллерами управления силовой установкой, оружием и т.п. Система спутниковой связи с антенной вверху фюзеляжа в районе передней кромки крыла обеспечивает надежное управление аппаратом практически на неограниченном расстоянии от наземного командного пункта, в прямой радиовидимости которого действует двухсторонняя система непосредственной радиосвязи. В состав целевого оборудования входят радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (в носовой части фюзеляжа) и оптико-электронная обзорно-прицельная система CATS (под фюзеляжем за отсеком уборки основных опор шасси), а также сменная аппаратура радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы как внутри фюзеляжа, так и в подвесных контейнерах. Заявляется, что всё оборудование и вооружение для применения на Bayraktar Akinci разработаны и производятся в Турции (в частности, РЛС с АФАР, система спутниковой связи и оптико-электронная система CATS созданы компанией Aselsan).

Технические характеристики Bayraktar Akinci
Длина: 12,2 м
Размах крыльев: 20,0 м
Высота: 4,1 м
Максимальный взлетный вес: 5500 кг
Полезная нагрузка: 1350 кг
Внутренний: 400 кг
Внешний: 950 кг
Силовая установка: 2 украинских турбовинтовых двигателя АИ-450Т мощностью по 450 л. с. или 2 поршневых PD-222
Максимальная длительность полета: 24 часа
Практический потолок: 12 192 м
Подвесных точек: 9, внутренняя 450 кг и 8 внешних 900 кг