http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KAAN-TF-X-01.jpg

16 марта 2023 г. на заводском аэродроме компании Turkish Aerospace Industries под Анкарой выполнил первую рулежку прототип истребителя TF-X, известного также как MMU (Milli Muharip Ucak - «национальный боевой самолет» по-турецки). Первая публичная демонстрация новой машины состоялась 1 мая 2023 г., когда на территории TAI под Анкарой прошло крупное мероприятие под девизом «Столетие будущего» с участием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который объявил о присвоении подрулившему к трибуне истребителю собственного имени - Kaan (так в средневековой кочевой иерархии именовали верховного правителя, «великого хана», этот титул получил хождение у многих тюркоязычных народов). Контракт на разработку первого турецкого истребителя - сверхзвукового малозаметного многоцелевого «национального боевого самолета» MMU - был заключен между Агентством (в то время - Подсекретариатом) оборонной промышленности Турции и Turkish Aerospace Industries в августе 2016 г., хотя к исследованиям по данной теме в TAI приступили еще в «нулевые», а официальный старт работам по MMU был дан в декабре 2010 г.

Известно, что на том этапе консультационные услуги турецким коллегам оказывали специалисты шведской компании Saab, совместно с которыми изучались три варианта облика будущего истребителя: два - нормальной аэродинамической схемы, с трапециевидным крылом, оснащенным развитым наплывом, с одним или двумя двигателями, и «утка» с относительно большим треугольным крылом и передним горизонтальным оперением, с одним двигателем. Во всех вариантах предполагалось использование двухкилевого оперения и боковых воздухозаборников, напоминающих примененные на американском F-22 Raptor, наличие внутренних отсеков вооружения и реализация других мер по снижению радиолокационной заметности. С учетом пожеланий ВВС Турции в 2016 г. для дальнейшей проработки была утверждена двухдвигательная конфигурация, напоминающая компоновку F-22, но с несколько иными пропорциями и отличающимся по форме хвостовым оперением. Она была впервые публично представлена в виде масштабной модели на выставке Eurasia Airshow в Анталье в апреле 2018 г., а затем полноразмерного макета, дебютировавшего на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2019-го. В разработке эскизного проекта MMU активное участие принимали специалисты британской BAE Systems (выбор нового зарубежного партнера был сделан по результатам международного тендера в декабре 2015 г.).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KAAN-TF-X-02.jpg

Изготовление элементов конструкции летного прототипа TF-X, фактически являющегося самолетом-демонстратором и называемого «нулевым» экземпляром, началось в Турции в ноябре 2021 г., а к его сборке приступили к прошлом году: в ноябре SSB опубликовало видеоролик из цеха TAI, продемонстрировавший состыкованный планер самолета (но еще без оперения, механизации, двигателей и различных обтекателей). К назначенной дате выкатки в марте удалось завершить основной объем оставшихся сборочных работ, опробовать двигатели и несмотря на то, что ряд бортовых систем полноценно отработать еще не успели, летчик-испытатель Барбарос Демирбаш смог выполнить первую рулежку по полосе аэродрома со скоростью, достигавшей, по его словам, 28 км/ч. Как он рассказал позднее, на тот момент даже функционал основных органов управления был еще ограничен, и для парирования отклонения машины от прямолинейного движения по полосе пришлось использовать «разнотяг» двигателей. На самолете еще отсутствовали многочисленные лючки, створки ниш стоек основных опор шасси, а ниши, куда будут убираться их колеса, и отсеки вооружения были закрыты, судя по всему, панелями на винтах.

Перед первой рулежкой самолет KAAN (MMU TF-X) окрасили в серые тона - темный в носовой части и более светлый в хвостовой, с градиентным переходом в районе центроплана. Но тогда он еще не получил каких бы то ни было логотипов, опознавательных знаков и надписей - они были нанесена: позже, перед презентацией 1 мая. Руление в этот раз выполнял уже другой летчик-испытатель - Гёкхан Байрамоглу, и управление машиной, по словам пилота, теперь уже было «более комфортным», что, видимо, стало результатом продолжавшейся все эти полтора месяца доводки бортовых систем. Но впереди еще много работы: сообщалось, что на наземные отработки потребуется еще по крайней мере шесть месяцев, выполнение скоростных рулежек и пробежек намечено на ноябрь, а первый полет может состояться ближе к концу декабря.

Построенный и выведенный на аэродром самолет-демонстратор в целом подобен по компоновке продемонстрированному четыре года назад в Ле-Бурже полноразмерному макету, вместе с тем налицо и ряд существенных отличий. Так, скорректированы обводы носовой части фюзеляжа, особенно фонаря кабины экипажа, ставшего более «выпуклым», существенно изменились хвостовое оперение и шасси. Если на макете кили размещались по бокам мотогондол, с задними кромками рулей направления на уровне среза сопел двигателей, то на демонстраторе они смещены заметно вперед и ближе друг к другу, с узлами крепления непосредственно на мотогондолах. На этапе макета консоли цельноповоротного стабилизатора, по всей видимости, предполагалось присоединять к фюзеляжу по традиционной схеме - посредством полуоси (или вала) со стороны их корневых нервюр (например, как у F-22), а на прототипе они подвешиваются на кронштейнах типа «ухо-вилка» к хвостовой части значительно увеличенных по ширине хвостовых балок по бокам мотогондол, подобно тому, как это реализовано на американском F-35 и нашем Су-57. Узлы крепления стоек основных опор шасси на макете находились на силовых шпангоутах по бортам фюзеляжа, а на летном образце - на нижней его поверхности (как у F-15), из-за чего колея шасси стала меньше, а весь самолет приподнялся выше над поверхностью. Соответственно изменилась система створок основных опор шасси; кроме того, передняя опора стала одноколесной (была с двумя колесами).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KAAN-TF-X-03.jpg

По официальным данным TAI, длина самолета KAAN (MMU TF-X) составляет 21 м, размах крыла - 14 м при площади 60 м2, высота - 6 м. Очевидно, что указанные значения - округленные до целых величин. Анализ имеющихся фотографий позволяет предположить, что на самом деле они чуть меньше: длина самолета приближается к 20,5 м, размах крыла - к 13,5 м, стабилизатора - к 10,0 м. Консоли крыла имеют трапециевидную форму с углом стреловидности 40° по передней кромке и -10° по задней. Механизация крыла представлена широким отклоняемым носком по всему размаху, элеронами (флаперонами) и закрылками. Наплыв крыла с изломом (угол стреловидности в передней части, над воздухозаборниками, как и у консолей крыла - 40°, далее - около 80°) подобен по конфигурации применяемому на F-22. Вертикальное оперение состоит из двух стреловидных килей с рулями направления, установленных на мотогондолах с развалом в стороны от вертикальной оси около 20°. Цельноповоротное горизонтальное оперение повторяет по форме консоли крыла и имеет те же углы стреловидности по передней и задней кромкам.

Фонарь кабины летчика выполнен цельным и открывается вверх-вперед. Перед фонарем установлен блок оптико-локационной станции для работы по воздушным целям, а на нижней поверхности фюзеляжа, перед отсеком уборки передней опоры шасси - встроенная оптико-электронная обзорно-прицельная система обнаружения и сопровождения наземных целей (пока на самолете-демонстраторе, по всей видимости, смонтированы их макетные образцы). Воздухозаборники двигателей - всережимные, нерегулируемые, имеют щели слива пограничного слоя. Воздушные каналы имеют S-образную форму, что позволяет не только экранировать компрессоры двигателей, но и обеспечить достаточно места для размещения внутренних отсеков вооружения. Их на самолете предусмотрено три: основной - на нижней поверхности фюзеляжа, очень широкий (почти 4 м), но, вероятно, не особо глубокий, имеет длину около 4 м и закрывается двумя парами створок с пилообразными кромками (как и у всех других створок и большинства крышек лючков на фюзеляже). Боковые отсеки вооружения имеют длину порядка 3,5 м и высоту не менее 0,7 м. Основные опоры шасси убираются вперед по полету с разворотом колес в ниши на нижней поверхности фюзеляжа сразу за отсеками вооружения. Одноколесная передняя опора шасси убирается вперед в отсек под кабиной экипажа.

TAI официально не сообщает весовые данные истребителя KAAN (MMU TF-X), но на этапе проектирования появлялась информация, что его максимальная взлетная масса составит более 27 т. Из опубликованных производителем характеристик - максимальная скорость полета, соответствующая числу М=1,8 (около 1900 км/ч), практический потолок около 17 км и максимальная эксплуатационная перегрузка 9. Самолет-демонстратор оснащается двумя американскими двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами General Electric F110-GE-129E взлетной тягой на полном форсаже около 13,2 тс (на максимальном бесфорсажном режиме работы - около 7,8 тс). Аналогичные ТРДДФ используются на истребителях F-16 турецких ВВС, а их лицензионная сборка, обслуживание и ремонт были в свое время налажены на предприятии TUSAS Engine Industries (TEI). Компания к настоящему времени собрала в общей сложности 313 двигателей F110 для турецких F-16: 271 - в версиях F110-GE-100 с форсажной тягой 12,8 тс для 152 изготовленных TAI в 1987-1995 гг. истребителей F-16C/D Block 30/40 и F110-GE-129 тягой 13,2 тс для 80 F-16C/D Block 50, поставленных в 1995-1999 гг., а затем еще 42 F110-GE-129 для 30 F-16C/D Block 50+, построенных TAI и переданных ВВС Турции в 2009-2012 гг.

Сообщалось, что пара F110-GE-129E, приобретенных у General Electric для прототипа TF-X, прибыла в Турцию к июню прошлого года, при этом у американского производителя в 2019 г. было заказано пять (а двумя годами позднее - еще пять) таких ТРДДФ, а всего предполагается закупить более полусотни F110-GE-129E, поскольку ими планируется оснастить как шесть следующих опытных образцов самолета, так и 20 машин первой серийной партии (Block 10). Как заявил глава TAI Темел Котиль, «у нас нет проблем с получением этих двигателей, а если они появятся - мы решим их». Обсуждается возможность их сборки компанией TEI, как она это делала в предыдущие годы для истребителей F-16. Тем не менее, для исключения зависимости от США к 2028 г. в Турции планируется создать свой собственный двигатель для KAAN (MMU TF-X) в классе тяги 12-16 тс (в перспективе - до 17,3 тс).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KAAN-TF-X-04.jpg

Работы в данном направлении ведутся уже более пяти лет: в апреле 2017 г. управляемым Агентством оборонной промышленности Турции (SSB) предприятием SSTEK (Defence Industry Technologies) для этого была учреждена компания TR Motor Power Systems Inc. При этом если раньше в турецких СМИ сообщалось, что, SSTEK принадлежало только 10% ее акций, еще 35% располагала TAI и 55% - компания BMC (Power Engine & Control Technologies), то сейчас на официальном сайте TR Motor размещена информация, что все 100% ее акций находятся в управлении TAI. В ноябре 2018 г. TR Motor заключила рамочное соглашение с SSB на разработку двигателя для TF-X. Предлагаемый компанией проект ТРДДФ с трехступенчатым вентилятором, шестиступенчатым компрессором высокого давления и одноступенчатыми турбинами высокого и низкого давления известен под названием TF-141. К настоящему времени конфигурация двигателя уже заморожена, начато рабочее проектирование. В феврале 2021 г. TR Motor получила от TAI также контракт на разработку вспомогательной силовой установки для KAAN (MMU TF-X).

В мае 2017 г. турецкая Kale Group и британская Rolls-Royce объявили о создании совместного предприятия - компании TAEC (Turkish Air Engine Company), которая начала исследования по собственному проекту двигателя для TF-X. Но из-за отсутствия прогресса в переговорах по вопросам интеллектуальной собственности (по требованию турецкой стороны ей должны принадлежать все права на двигатель) эти работы приостанавливались в 2019 г., хотя, по некоторым данным, затем возобновились в марте 2022-го. Свои предложения по перспективному ТРДДФ для KAAN (MMU TF-X) подготовила и входящая в структуру TAI компания TUSAS Engine Industries, имеющая не только опыт лицензионной сборки газотурбинных двигателей западной разработки (F110 для истребителей F-16, Т800 и Т700 для вертолетов Т129 и Т70), а также изготовления деталей и агрегатов для современных ТРДД General Electric и CFM (CFM56, LEAP, GEnx, GE90, GE9X и др.), но и успешно реализующая ряд собственных проектов в области авиационных ГТД.

Так, ей созданы малоразмерные ТРД тягой от 18 до 140 кгс (TJ35, TJ90, TJ300) для беспилотных летательных аппаратов, летающих мишеней и крылатых ракет, турбовальный двигатель TS1400 мощностью 1400 л.с. для вертолетов Т625 и Т129 (уже проходит летные испытания на опытном Т625), готовится к стендовым испытаниям ТРДД типа TF6000 тягой около 2700 кгс для реактивных беспилотных летательных аппаратов TAI Anka-3 и Bayraktar Kizilelma (сверхзвуковой Kizilelma-B будет оснащаться его модификацией с форсажной камерой TF10000 тягой около 4500 кгс). 2 июля 2022 г.Агентство оборонной промышленности Турции разослало этим трем компаниям официальный запрос на предложения по участию в тендере по созданию двигателя для KAAN (MMU TF-X). О результатах конкурса пока не сообщалось, но по косвенным признакам можно предположить, что головным исполнителем работ станет компания TR Motor с привлечением в качестве подрядчиков TEI и, возможно, TAEC. Но участие западных партнеров в проекте, видимо, будет минимальным. Недавно глава TAI Темел Котиль заявил, что проект TR Motor успешно развивается, и в 2028 г. компания планирует получить первые двигатели для испытаний на борту KAAN (MMU TF-X), которые могут продлиться пару лет, а уже в 2030 г рассчитывают начать поставки серийных истребителей с турецкой силовой установкой.

Основным поставщиком бортового оборудования для самолета KAAN (MMU TF-X) станет турецкая компания Aselsan. В рамках программы BURHS (или IRFS - Integrated Radio Frequency System) она создает для него интегрированный радиоэлектронный комплекс, включающий БРЛС с АФАР, аппаратуру радиоэлектронного противодействия и систему пассивных помех CMDS (Counter Measures Dispensing System). В состав разрабатываемого компанией интегрированного оптико-электронного комплекса BEOS входят оптико-локационная станция KARAT-100 для обнаружения и сопровождения воздушных целей (ее макетный образец можно видеть на прототипе TF-X перед фонарем кабины летчика), встроенная гиростабилизированная оптико-электронная система T0YGUN-100 для работы по наземным целям (на нижней поверхности фюзеляжа перед нишей передней опоры шасси), инфракрасная система предупреждения о пуске ракет, система предупреждения о лазерном облучении LIAS-300 и инфракрасная система направленного противодействия YILDIRIM-300.

Aselsan отвечает также за создание интегрированного комплекса радиосвязи, навигации и опознавания BUHSET (или ICNI - Integrated Communication, Navigation, Identification) с соответствующими антенно-фидерными системами, гироскопических датчиков инерциальной навигационной системы IMU (Inertial Measurement Unit) и интегрированной нашлемной системы целеуказания и индикации TULGAR. Часть этого оборудования еще находится в стадии разработки, изготовления экспериментальных образцов и лабораторной доводки, поэтому появится на борту только следующих опытных экземпляров истребителя. Но самолету-демонстратору пока и не требуется действующей БРЛС, обзорно-прицельной оптики и аппаратуры противодействия - перед ним стоят другие задачи, и это общемировая практика.

Основной боекомплект истребителя KAAN (MMU TF-X) планируется размещать во внутренних отсеках: ракеты «воздух-воздух» ближнего боя - в боковых, а ракеты средней дальности и малогабаритные планирующие управляемые бомбы - в основном, внизу средней части фюзеляжа. Кроме того, под консолями крыла предусмотрены шесть точек подвески более крупных и тяжелых образцов вооружения - турецких крылатых ракет SOM-J, SOM-B1 и SOM-B2 со стартовой массой 540-660 кг, управляемых боеприпасов, созданных в Турции на базе американских авиабомб Mk.82, Mk.83 и Mk.84 калибра 500, 1000 и 2000 фунтов (227, 454 и 907 кг) за счет оснащения их модулем управления с инерциально-спутниковой (HGK-82, HGK-83, HGK-84) или лазерной (LGK-82, LGK-83, LGK-84) системами наведения, в т.ч. планирующих бомб с раскрывающимся крылом (KGK-82, KGK-83), и других авиационных средств поражения.

Главным оружием самолета KAAN (MMU TF-X) для поражения воздушных целей должны стать турецкие управляемые ракеты (УР) «воздух-воздух», разрабатывавшиеся институтом Tubitak SAGE с 2013 г. в рамках программы «Гёктуг»: УР ближнего боя с тепловой головкой самонаведения «Боздоган» и УР средней дальности с активной радиолокационной ГСН «Гёкдоган». Первая, название которой переводится как «Кречет» (Merlin в английском варианте), напоминает внешне американскую AIM-9X Sidewinder, но заметно крупнее: диаметр ее корпуса составляет 160 мм, длина - около 3,3 м, а стартовая масса - 140 кг (против 127 мм, 2,9 м и 85 кг соответственно). Сообщается, что она может запускаться с дальностей до 25-30 км и развивает скорость М=4. Вторая («Сапсан», Peregrine) ближе к AIM-120 AMRAAM и в первой своей версии (Block 1) имеет максимальную дальность пуска 65 км, которую в варианте Block 2 планируется довести до 100 км, а затем и до еще более значительных величин. Пуски обеих ракет с земли начались в марте 2018 г. и продолжались до конца 2019 г.

В 2020-м приступили к летным испытаниям на истребителе F-16С Block 40, первый пуск с него ракеты «Боздоган» по воздушной мишени был выполнен в апреле 2021 г., а «Гёкдоган» - в июле 2022-го. Сообщается, что обе ракеты уже серийно выпускаются компанией Roketsan. Помимо находящихся на вооружении турецких ВВС истребителей F-16 и будущих KAAN (MMU TF-X) ими планируется оснащать учебно-боевые самолеты «Хюрджет», беспилотные летательные аппараты Bayraktar AKINCI и KIZILELMA и др. В институте Tubitak SAGE также в настоящее время ведется разработка ракеты «воздух-воздух» средней дальности «Гёкхан» с твердотопливным ракетно-прямоточным двигателем (подобно западноевропейской MBDA Meteor, которую, кстати, как и британскую ракету ближнего боя ASRAAM, раньше также предлагалось включить в состав вооружения TF-X).

Согласно действующим сегодня планам, первая партия истребителей KAAN (MMU TF-X) должна быть готова к освоению в ВВС Турции в 2028 г. в варианте с американскими двигателями, ограниченным составом вооружения и еще неполным функционалом боевого применения. Сам разработчик говорит, что это будет пока самолет, соответствующий по характеристикам и возможностям истребителям поколения «4+». В таком виде предполагается передать заказчику 20 машин версии Block 10. В компании не исключают, серийные самолеты могут довольно существенно отличаться от продемонстрированного нынешней весной прототипа. Часть изменений может быть реализована уже в ходе постройки следующего опытного образца (P1). Сообщается, что TAI к настоящему времени приступила к изготовлению его деталей, на сборку самолет планируется передать к концу года, а в воздух его хотят поднять в 2025 г., хотя нельзя исключать, что это удастся сделать и раньше: всё будет зависеть от объема конструктивных изменений, которые могут потребоваться по результатам испытаний самолета-демонстратора и статического экземпляра, а также отработки бортовых систем на стенде «железная птица» (Iron Bird), которая также должна начаться в конце этого года.

В компании заявляют, что если нынешний демонстратор сможет летать еще в весьма скромном диапазоне скоростей и перегрузок, то для следующего летного образца ограничений будет уже меньше, и постепенно на опытных машинах планируется дойти до максимальных значений, заложенных в проект. Параллельно, в соответствии с программой испытаний, будет вестись отработка бортового оборудования (для этого планируется также задействовать летающие лаборатории на базе других самолетов), а на определенном этапе начнутся испытания вооружения, в т.ч. с применением его из внутренних отсеков. На данный момент всего планируется построить семь опытных летных образцов KAAN (MMU TF-X), но, как говорят в компании, это число может измениться по ходу реализации программы. В 2028 г разработчик рассчитывает приступить к полетам с турецкими двигателями, параллельно будет расширяться функционал бортового оборудования, а в комплекс вооружения станут адаптироваться новые средства поражения. В результате, к 2030 г. предполагается завершить испытания и начать поставки в войска самолетов в версии Block 20, соответствующей по своим характеристикам и боевым возможностям истребителям пятого поколения.

Истребители KAAN (MMU TF-X) должны заменить в ВВС Турции устаревшие самолеты F-4E, а также F-16C, поставленные в конце прошлого столетия, компенсировав отказ США от планировавшейся продажи Анкаре сотни F-35A: как известно, в 2019 г., после приобретения Турцией российских систем ПВО С-400, Соединенные Штаты исключили ее из числа стран-партнеров по программе F-35, несмотря на то, что турецкие предприятия широко задействовали в производстве комплектующих для таких самолетов, поставляя их фирме Lockheed Martin, а первые четыре F-35A для ВВС Турции уже были изготовлены, облетаны и фактически готовы к передаче заказчику. Очевидно, что демарш США, имевший явно политическую подоплеку, существенно подстегнул ход работ по проекту KAAN (MMU TF-X), благодаря чему Турция значительно усилила свои компетенции в военном самолетостроении и в результате получит собственный истребитель пятого поколения, который, помимо удовлетворения потребностей национальных ВВС, в отсутствие зависимости от западных производителей, сможет без ограничений быть предложен и потенциальным зарубежным заказчикам.