Танк «Объект 279» являлся танком специального назначения. Он создавался для действий на труднопроходимой местности, имевшей заболоченные участки, глубокий снежный покров и вертикальные препятствия в виде валунов, иней, надолбов и ежей. Повышение проходимости тяжелого танка было достигнуто за счет применения в ходовой части четырех гусениц. Танк разрабатывался в 1955-1959 гг. совместно конструкторскими коллективами ЛКЗ и ВНИИ-100 в Ленинграде под руководством Л.С. Троянова. В декабре 1959 г. на ЛКЗ был изготовлен и в мае 1960 г. прошел заводские испытания первый опытный образец танка. Еще два опытных образца были изготовлены в 1960 г., но на испытания не предъявлялись в связи с решением правительства о прекращении с января 1961 г. работ но танку «Объект 279» и дизелю для него.
Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и продольным расположением дизеля в МТО. Рабочее место механика-водителя находилось в центре отделения управления. Для уменьшения высоты корпуса сиденье механика-водителя было размещено в углублении днища между средними гусеницами. Низкий корпус потребовал создания специального двигателя. Оригинальным компоновочным решением являлось расположение корпуса машины над гусеничным движителем, что позволило значительно увеличить ширину нижней части корпуса по сравнению с другими танками. Кроме того, жесткость днища создавали две продольные балки, к которым монтировалась ходовая часть. Пустотелая балка была разделена на три отсека, каждый из которых представлял собой изолированный топливный бак. Вынос топлива из корпуса машины снизил пожароопасность танка.
В боевом отделении слева от орудия находились рабочие места наводчика орудия и командира танка, справа - заряжающего. Благодаря увеличенной ширине нижней части корпуса танка, в нем удалось разместить весь боекомплект к пушке и отказаться от развитой ниши башни для боеукладки. Применение оригинального гусеничного движителя, высота которого была небольшой из-за уменьшения нагрузки на каждую гусеницу, давало возможность получить общую высоту танка 2517 мм. Забронированный объем машины составил 11,47 м. Из указанного объема на отделение управления приходилось 1,04 м на боевое отделение - 6,56 м и на МТО - 3,87 м. Для наблюдения за полем боя и вождения танка на рабочем месте механика-водителя были установлены три дневных перископических смотровых прибора ТНПУ-185А1 и мог устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2. Для наводчика и заряжающего в башне устанавливались соответственно один и два смотровых прибора ТНПУ-185А1, над рабочим местом командира на крыше башни размещалась командирская башенка с центральным командирским прибором ТПКУ и пятью перископическими приборами ТНПА по ее периметру. Вместо прибора ТПКУ мог устанавливаться прибор ночного видения ТКН-1.
Танк был вооружен 130-мм нарезной пушкой М-65 с горизонтальным клиновым затвором, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Длина ствола пушки была равна 7670 мм, давление пороховых газов 441 МПа (4500 кгс/см). Существенным недостатком пушки был большой вылет ствола, равный 3,47 м. В состав комплекса вооружения также входили двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПДС-36А и ночной прицел ТПН. Прицел-дальномер ТПДС-36А имел восьмикратное увеличение и обеспечивал измерение дальности до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м. На третьем опытном образце устанавливался прицел-дальномер ТПД-2С со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости. Углы вертикальной наводки пушки составляли от -5 до +17°. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1230 м. При стрельбе с закрытых огневых позиций наводчик пользовался азимутальным указателем и боковым уровнем. Мертвое пространство при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 22,8 м.
Стабилизатор «Гроза» обеспечивал скорости наводки пушки в вертикальной плоскости от 0.05 до 4,5 град./с. в горизонтальной - от 0,05 до 18 град./с. Подъемный механизм пушки и механизм поворота башни, кроме того, имели ручные гидромеханические приводы. Командир танка мог производить целеуказание наводчику орудия поворотом башни со своего пульта управления. Боекомплект к пушке состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгораемой гильзой, из которых 13 выстрелов (30% боекомплекта) находилось в механизированной укладке с двухступенчатым электромеханическим досылателем. В кормовой части башни находился транспортер механизированной укладки, в котором 13 снарядов располагались горизонтально. На полу боевого отделения был транспортер механизированной укладки, в котором 13 гильз размешались вертикально. Благодаря механизации процесса заряжания скорострельность пушки достигала 5-7 выстр./мин. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1000 м/с с дистанции 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм, а на дальности 2000 м - 245 мм. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 800 патронов.
Танк имел самую надежную броневую защиту среди тяжелых танков. Масса броневой конструкции составляла 32 т, то есть 53% от боевой массы танка. Бронирование обеспечивало защиту лобовой части танка от 122-мм бронебойного снаряда с начальной скоростью 950 м/с и 90-мм кумулятивного снаряда при курсовых углах обстрела ±45° для корпуса и ±90° для башни на всех дальностях стрельбы. Корпус танка был сварен из крупных литых броневых деталей криволинейной формы. Передняя часть корпуса имела закругленную форму с установленным по периметру несъемным противокумулятивным экраном из листовой стали. Лобовая деталь корпуса имела толщину брони нижней части 265 мм при угле наклона 45°, средней части соответственно 192 мм и 60', верхней части - 93 мм и 75°. Нижняя лобовая часть Koрпуса имела переменную толщину от 258 до 121 мм и углы наклона соответственно от 45 до 70°. Толщина и углы наклона бортовых деталей корпуса соответственно изменялись от 182 до 100 мм и от 45 до 65°. Борта корпуса также имели дополнительную защиту за счет противокумулятивных экранов.
Нижняя лобовая часть литой башни сферической формы имела толщину брони 305 мм при угле наклона 30° от вертикали, средняя часть соответственно 250 мм и 40°, верхняя часть -217 мм и 50°. Аналогичную броневую защиту имели и борта башни. Стык башни и корпуса был защищен за счет заглубленного расположения опоры башни в крыше корпуса. Танк был оснащен системами ПАЗ, ППО типа «Роса» и ТДА. В танке устанавливался шестнадцатицилиндровый четырехтактный дизель 2ДГ8-М с наддувом от приводного центробежного нагнетателя, с горизонтально-оппозитным расположением цилиндров и жидкостной эжекционной системой охлаждения. Максимальная мощность двигателя - 735 кВт (1000 л.с.). Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт (25 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях в танке имелся форсуночный подогреватель. Суммарная емкость топливных баков составляла 1120 л. Кроме того, на кормовой части корпуса могли устанавливаться две дополнительные топливные бочки емкостью по 100 л. Запас хода по шоссе достигал 300 км.
Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу ГТК-III, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы, два двухступенчатых ПМП и два комбинированных бортовых редуктора. Остановочные тормоза - дисковые. Для изменения скорости движения танка использовались при передачи переднего и одна передача заднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано. В системе подрессоривания применялась нерегулируемая гидравлическая подвеска, размещенная в балансире. На машине было установлено 24 узла подвески, размещавшихся в балансирах. В качестве упругого элемента использовалась полисилоксановая жидкость № 5. Преимущество гидравлической подвески заключалось в том, что она позволяла обеспечить более высокие динамические хода в сравнении с торсионной и имела нелинейный характер нарастания упругой силы в зависимости от хода балансира, что существенно повышало плавность хода. Одновременно для машины была разработана и пневматическая подвеска, которая также была установлена на танке «Объект 279» и прошла ходовые испытания. Танк с этой подвеской показал хорошую плавность хода и высокую среднюю скорость движения. Дальнейшие работы по доводке пневматической подвески были остановлены вместе с прекращением работ по данному тяжелому танку.
В состав движителя входили четыре гусеницы с закрытым металлическим шарниром, четыре ведущих колеса цевочного зацепления с гусеницей, четыре цельнолитых направляющих колеса с червячными механизмами натяжения гусениц, двадцать четыре цельнолитых однодисковых опорных катка и двенадцать однодисковых поддерживающих катков с наружной амортизацией. Каждая гусеница собиралась из 81 трака. Ширина гусеницы составляла 580 мм, среднее давление па грунт - 59 кПа (0,6 кгс/см), что приближалось к уровню аналогичного параметра легкого танка ПТ-76. Ходовая часть была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10, ее масса составляла 16,8% от боевой массы танка. Недостатками данной конструкция ходовой части являлись повышенная уязвимость от противотанковых и противогусеничных мин, невозможность уменьшения высоты машины за счет изменения клиренса и повышенные трудозатраты при техническом обслуживании и ремонте. Во время испытаний танка на НИИБТ полигоне были отмечены ненадежная работа подвески и большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу.
Танк имел оборудование для подводного вождения и калориферную систему обогрева обитаемых отделений. При преодолении по дну водных преград глубиной до 4,5 м на крыше башни над люком заряжающего устанавливалась труба-лаз. Источниками электрической энергии являлись четыре аккумуляторные батареи 12СТ-70 и стартер-генератор СГ-10. На машине были установлены радиостанция Р-113 «Гранат» и танковое переговорное устройство Р-120 на пять абонентов. На базе танка «Объект 279» разрабатывались проекты танка с управляемым ракетным оружием «Спрут» и плавающего бронетранспортера высокой проходимости, которые не были реализованы из-за прекращения работ над тяжелыми танками.
Технические характеристики танка ««Объект 279»
Боевая масса - 60 т;
экипаж - 4 чел.;
оружие: пушка - 130 мм, пулемет - 14,5 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 736 кВт (1000 л.е.);
максимальная скорость - 55 км/ч.