http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-277-01.jpg

Танк «Объект 277» разрабатывался в Ленинграде конструкторским бюро (ОКБТ) ЛКЗ пол руководством главного конструктора Ж.Я. Котина в 1956-1958 гг. В декабре 1958 г. был изготовлен первый опытный образец танка. Всего в течение 1958-1959 гг. были изготовлены два опытных образца, которые по мере их готовности проходили испытания в период с 7 января 1959 г. до 26 февраля 1960 г. Кроме того, были изготовлены корпус и башня для проведения испытаний обстрелом на полигоне. Танк разрабатывался по единым ТТТ с опытным тяжелым танком «Объект 770» ЧКЗ, но по результатам проведенных испытаний уступал последнему по ряду показателей и конструктивной отработке некоторых систем и агрегатов, поэтому Постановлением СМ СССР от 19 июля 1960 г. работы по танку «Объект 277» и двигателю М-850 для этого ганка были прекращены.

Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и продольным расположением дизеля в МТО. Рабочее место механика-водителя располагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика орудия размещались в боевом отделении слева от пушки, заряжающего - справа от нее.

Танк был вооружен 130-мм нарезной пушкой М-65 с горизонтальным клиновым затвором, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и дульным тормозом. Пушка оснащалась двухплоскостным стабилизатором оружия «Гроза» и стереоскопическим прицел-дальномером ТПДС, замененным в ходе испытаний на прицел-дальномер ТПЛ-2С. При стрельбе ночью использовался ночной прицел ТПН1. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +16°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. На танке применялась автоматическая система управления огнем. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1230 м. Разработанный в 1959 г. бронебойно-подкалиберный снаряд для этой пушки имел дальность прямого выстрела 2150 м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-277-02.jpg

Боекомплект к пушке состоял из 35 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Механизированная укладка кассетного типа с электроприводом была рассчитана на 15 снарядов и 15 гильз. Снаряды располагались в транспортере механизма заряжания вертикально, а гильзы - горизонтально в транспортере механизма заряжания, установленном в нише башни. Масса бронебойного снаряда равнялась 30,7 кг, поэтому для облегчения заряжания пушки применялся электромеханический досылатель. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм. Бронебойно-подкалиберный снаряд, имевший массу 8,7 кг и начальную скорость 1800 м/с с этой же дальности пробивал броню толщиной 350 мм. Длина ствола пушки равнялась 7330 мм, давление пороховых газов - 441 МПа (4500 кгс/см), дульная энергия -16,4 МДж (1665 тсм). Длина танка с пушкой вперед достигала 11 780 мм, что ограничивало его маневренность при движении по сильно пересеченной местности, велении боевых действий в городе, в лесу, в горах и т.д. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 800 патронов.

Броневая защита танка - противоснарядная. Лобовая броня танка должна была обеспечивать зашиту от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов, однако при обстреле броневой корпус и башня испытаний не выдержали. Корпус танка имел литую носовую часть и гнутые бортовые листы. Верхняя часть литой броневой преграды имела переменную толщину от 140 до 89 мм при углах наклона от вертикали соответственно 60 и 70°. Толщина нижней носовой части уменьшалась от 153 до 138 мм при одновременном увеличений угла наклона от вертикали с 50 до 55°. Толщина брони верхнего пояса борта, наклоненного на угол 60° от вертикали, составляла 112-90 мм, нижний пояс представлял собой вертикально расположенную броневую плиту толщиной 97-90 мм. Кормовая часть корпуса имела толщину брони 50 мм с углами наклона 50-20°. Толщина брони крыши корпуса составляла 20 мм. Днище корпуса - корытообразное, толщиной 20-16 мм.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-277-03.jpg

Литая башня с вварной крышей имела переменную толщину брони в лобовой части от 290 до 139 мм с углами наклона от 30 до 60° от вертикали. Борт башни также имел переменную толщину брони от 236 до 138 мм и изменяющийся угол наклона от 30 до 55°. Толщина крыши башни - 30-20 мм. Стык башни с крышей корпуса был закрыт. Танк был оснащен системой противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой и автоматическим углекислотным противопожарным оборудованием с термодатчиками. Вдоль продольной оси танка был установлен двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный дизель М-850 с наддувом от приводного центробежного нагнетателя и жидкостной эжекционной системой охлаждения. Танковый двигатель мощностью 800 кВт (1090 л.с.) был создан КБ завода "Звезда" в Ленинграде на базе дизеля М-50 для торпедных катеров, который в свою очередь являлся модификацией авиационного мотора АН-1.

По целому ряду параметров он значительно уступал танковым дизелям, разрабатывавшимся в тот период. Кроме того, дизель работал ненадежно и поэтому дальнейшие работы над ним были прекращены. Неудачная попытка применения авиационного дизеля в танке еще раз показала необходимость разработки специальных танковых дизелей. Пуск двигателя производился с помощью электростартера С-3 мощностью 18 кВт (25 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях в системе подогрева устанавливается форсуночный подогреватель. Емкость топливных баков, размещенных внутри корпуса, составляла 820 л, наружных топливных баков - 250 л. Запас хода танка по шоссе достига.1300 км. В системе воздухоочистки применялся двухступенчатый воздухоочиститель, состоявший из циклонного аппарата и кассеты с промасленной проволочной канителью. Удаление пыли из бункера осуществлялось с помощью эжекционного устройства.

В едином блоке с двигателем была смонтирована механическая трансмиссия с восьмиступенчатой планетарной коробкой передач и механизмом поворота типа «ЗК», разработанная па базе трансмиссии серийного танка Т-10. Дисковые тормоза механизма поворота и диски трения фрикционных устройств коробки передач работали в масле и были размещены в обогреваемом картере. Для управления фрикционными элементами планетарной коробки передач и механизма поворота использовались гидросервоприводы. Остановочные тормоза - ленточные с приводом от педали и рычагов управления поворотом. Бортовые редукторы были выполнены двухрядными комбинированными.

В системе подрессоривания использовались пучковая торсионная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы на первых, вторых и восьмых узлах, а также резиновые ограничители хода балансиров, за исключением последних балансиров, для которых были предусмотрены пружинные упоры. Для танка «Объект 277» была также разработана система подрессоривания, в состав которой входили релаксационные поршневые гидроамортизаторы. В гусеничном движителе применялись двухдисковые опорные катки с внутренней амортизацией, гусеницы с ОМШ и закрепленными трубчатыми борированными пальцами, а также винтовые механизмы натяжения гусениц. Со стороны каждого борта устанавливалось по восемь опорных и четыре поддерживающих катка. Среднее давление на грунт равнялось 72 кПа (0,73 кгс/см). Масса ходовой части составляла 9220 кг.

Танк имел приборы ночного видения для командира и механика-водителя, систему гидропневмоочистки приборов наблюдения и был приспособлен для преодоления водных преград по дну. В системе электрооборудования источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи 12СТ-70 и стартер-генератор СГ-10. Для внешней и внутренней связи использовались соответственно радиостанция Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120. На базе опытного танка «Объект 277» был разработан опытный танк «Объект 278», который отличался от последнего установкой газотурбинного двигателя ГТД-1 и конструкцией планетарной коробки передач. Работы по танку «Объект 278» и двигателю ГТД-1 были прекращены в соответствии с Постановлением СМ СССР от 19 июля 1960 г.

Технические характеристики танка ««Объект 277»
Боевая масса - 55 т;
экипаж - 4 чел.;
оружие: пушка - 130 мм, пулемет - 14,5 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 800 кВт (1090 л.е.);
максимальная скорость - 55 км/ч.

90-16