Задание на проектирование всепогодного истребителя-перехватчика получило ОКБ-301 С.А.Лавочкина в 1947 г. Одновременно в специализированном предприятии началась разработка бортовых РЛС перехвата и прицеливания. Проект в ОКБ получил заводской шифр Ла-200 («200»). В практике КБ самолёт Ла-200 был первым истребителем таких больших размеров и взлётного веса. Эти параметры диктовались необходимостью разместить второго члена экипажа — оператора радиолокационной станции «Торий», оборудование, позволяющее вести поиск и уничтожение воздушных целей в любую погоду днём и ночью, значительный запас топлива. Решая эти задачи, коллектив творчески использовал не только свой, но и опыт других ОКБ при выборе будущего самолёта, в частности, его силовой установки.
После утверждения 24 февраля 1949 г. макета самолёта, развернулась его постройка. Истребитель Ла-200 проектировался под два двигателя ВК-1. Чтобы мидель фюзеляжа был поменьше, их разместили так: один — под углом 11° к строительной горизонтали фюзеляжа в носовой части, второй — сзади. Два топливных бака установили между кабиной и задним двигателем в фюзеляже, два бака-кессона — в крыле и два под крылом. Вооружение состояло из трех пушек Н-37, две с правой стороны и одна с левой. Крыло — с углом стреловидности 40°. Самолёт был оснащен радиолокационным, радионавигационным и высотным оборудованием, рассчитанным на обеспечение перехвата воздушных целей на больших высотах в любых метеоусловиях. Впервые в практике ОКБ для самолёта Ла-200 разработали обширную программу наземных испытаний практически всех систем и агрегатов в условиях, максимально приближенных к реальным.
Первый опытный истребитель Ла-200 «200-01» поднялся в небо 9 сентября 1949 г. Заводские испытания вёл лётчик-испытатель С.Ф.Машковский вместе с оператором А.Ф.Косаревым. На первом этапе самолёт показал отличные данные по скорости и скороподъемности. Вместе с тем обнаружились недостатки по устойчивости и управляемости, большие усилия на ручке и педалях и тенденция к «валежке» вправо. После доработок самолёт вновь вышел на испытания. Государственные испытания прошли в два этапа и с некоторыми доработками между ними закончились 16 сентября 1950 г. РЛС «Торий» во время испытаний работала неустойчиво: из 19 заданий по испытанию «Тория» было выполнено только три. Самолёт Ла-200 за испытания получил удовлетворительную оценку.
В связи с неустойчивой работой РЛС «Торий» было решено установить более совершенную РЛС «Коршун», габариты которой были примерно такими же. Это позволило быстро оснастить самолёт Ла-200 новой станцией. Была изготовлена новая носовая часть самолёта с переносом антенны РЛС вверх и новыми всасывающими каналами. После доработок самолёт Ла-200 «200-02» прошел все испытания. Результаты контрольных испытаний показали, что все лётные данные самолёта немного улучшились.
В середине ноября 1951 г. ОКБ С.А.Лавочкина было дано новое задание на модернизацию истребителя Ла-200 с новой РЛС «Сокол». Установка новой РЛС вызвала переделку не только носовой, но и средней части фюзеляжа. Антенна «Сокола» разместилась под большим обтекателем, заняв почти всю носовую оконечность. Для обеспечения всасывания были сделаны три выступающих кармана, которые заметно увеличили лобовое сопротивление. Воздухозаборники при этом были выполнены в виде "карманов" - нижний к переднему двигателю, а два верхних боковых - к заднему. Для получения нормальной центровки крылья переместили немного вперед. Помимо 2810 л топлива непосредственно в самолёте, могли быть задействованы 5300 л в двух подвесных топливных баках. С ними дальность машины составляла 2800 км. Масса машины значительно возросла по сравнению с Ла-200 и равнялась 8810 кг для пустого самолёта (взлетная - 11560 кг). Скорость машины (на высоте 5000 м) несколько снизилась - до 1030 км/час, по сравнению с 1062 км/час у Ла-200, несмотря на установку более мощных двигателей ВК-1А в 3100 кгс тяги (рост на 16%). Самолёт получил индекс Ла-200Б.
3 июля 1952 г. были начаты лётные испытания Ла-200Б, которые проводил лётчик-испытатель А.Г.Кочетков. Лётные данные после первых же полётов оказались ниже, чем на самолёте Ла-200. Самолёт Ла-200 был самым удачным из первых реактивных барражирующих перехватчиков. В ноябре 1953 г. последовал приказ прекратить испытания Ла-200 «200Б» с РЛС «Сокол». Из-за этого в серию самолёт Ла-200 не пошёл, вместо него в серию запустили самолет Як-25М с РЛС «Сокол», построенный по иной схеме.
Тактико-технические характеристики Ла-200
Экипаж 2
Размах крыла, м 12.96
Длина, м 16.35
Высота, м
Площадь крыла, м2 40.02
Масса, кг
- нормальная взлетная 10580
- максимальная взлетная 12630
- топлива 2554
Тип двигателя 2 ТРД ВК-1
Тяга, кгс 2 х 2700
Максимальная скорость , км/ч 1070 (М=0.95)
Практическая дальность, км
- нормальная 1170
- с ПТБ 2170
Скороподъемность, м/мин 1667
Практический потолок, м 15550
Вооружение: три 37-мм пушки Н-37