Проектирование бомбардировщика Ту-12 («77») началось в апреле 1947 г., когда А.Н.Туполев вышел в Правительство с предложением создать в его КБ бомбардировщик с ТРД. Первое знакомство конструкторов с новой силовой установкой произошло еще летом 1946 г. Первоначально разработанный проект фронтового бомбардировщика «73» (Ту-20) был изменен заказчиком в связи с новым назначением самолёта. Теперь он должен был стать средним бомбардировщиком. В результате появился совершенно новый проект «73» с тремя двигателями: два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа. Но уложиться в отведенные сроки было невозможно.
Совместно с ВВС было принято решение в кратчайшее время переоборудовать несколько серийных Ту-2 под ТРД «Нин-1» и показать их на воздушном параде в Тушино. Проект в КБ получил обозначение «77», затем был изменен на Ту-10-2 «Нин-1». Не дожидаясь постановления по самолёту, в КБ начали готовить эскизный проект и изготавливать макет самолёта. 31 мая 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР по самолёту Ту-12 («77»). Первая машина переделывалась на опытном заводе, остальные пять на заводе №23 из серийных Ту-2С. 24 мая 1947 г. макет самолёта предъявили заказчику.
Общая компоновочная схема самолёта сохранялась аналогичной самолету Ту-2. Реактивные двигатели размещались в гондолах под крылом, в этих же гондолах находились основные стойки шасси. В ОКБ применили «правило площадей», что уменьшило аэродинамическое сопротивление. Целиком с Ту-2 был взят отсек фюзеляжа с пилотской кабиной, нижняя часть фюзеляжа с грузоотсеком и нижней стрелковой установкой, верхняя задняя часть фюзеляжа с верхней стрелковой установкой и вертикальное оперение. В связи с возросшими скоростями полёта большое внимание было уделено спасению экипажа. Для аварийного покидания самолёта в обеих кабинах предусматривались снизу большие люки, крышки которых при аварии в полёте открывались вперед по полёту, и экипаж предохранялся этими крышками от прямого воздушного потока.
На Ту-12 («77») сохранили значительные фрагменты средней и хвостовых частей, включавших грузоотсек и две стрелковых установки (предполагалось впоследствии заменить пулеметы УБТ на пушки калибра 23 мм), а также вертикальное оперение Установили новое шасси с носовым колесом и дополнительные топливные баки. Вопреки первоначальным замыслам оборонительное вооружение включало пушку НС-23 расположенную на правом борту передней части фюзеляжа В задней кабине, практически не отличавшейся по компоновке от Ту-2, находились стрелок-радист, обслуживавший верхнюю пулемётную установку и стрелок нижней люковой установки. Увеличение размеров фюзеляжа улучшило условия работы экипажа в задней кабине.
Для прицеливания при бомбометании предусматривался оптический прицел ОПБ-4С "Норден" (советская копия американского прицела) связанный с автопилотом, что обеспечивало более точное бомбометание. Система бронирования самолёта защищала экипаж от обстрела бронебойными снарядами калибра до 20 мм. При её выборе учитывались увеличившиеся скорости самолёта по отношению к атакующим в задней полусфере истребителям. От осколков зенитных снарядов предусматривалась защита 8-мм дюралюминиевыми плитами, включенными в конструкцию самолёта.
По сравнению с серийными Ту 2 обновлялось пилотажно-навигационное и радиооборудование. Дополнительно планировалось установить дистанционный компас ПДК-44, автоматический радиокомпас АРК-4, бортовой навигационный визир АБ 52, радиовысотомер малых высот РВ-2, маркерный приемник, радиостанции РСБ-3бис и РСИ-6, аппаратуру "свой-чужой" СЧ-3 и станцию защиты хвоста "ТОН-2", а также электрический автопилот АП-5 и многое другое.
В июле 1947 г. опытный экземпляр самолёта был построен и передан на заводские испытания. 27 июля экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем А.Д.Перелетом, поднял самолёт в воздух. Испытания проводились круглосуточно, днём летали по программе, остальное время занимались доработками. После нескольких испытательных полётов самолёт участвовал в воздушном параде в Тушино. После заводских испытаний начались государственные, и самолёт получил обозначение Ту-12. По результатам испытаний и сравнения с серийным Ту-2 было отмечено: значительное увеличение скорости, улучшение скороподъемности, увеличение практического потолка, но ухудшение взлетно-посадочных характеристик. Во время госиспытаний впервые в СССР провели учебные воздушные бои с реактивными истребителями МиГ-9 и Як-15. Полученный материал позволил усовершенствовать системы наступательного и оборонительного вооружения.
ГК НИИ ВВС по Ту-12 сделал заключение о нецелесообразности постройки самолёта в серии, а пять самолётов, построенных на заводе №23, предложил передать в ВВС. Эти самолёты использовались для подготовки лётного состава ВВС при переучивании его на новую реактивную технику. Один из экземпляров Ту-12 переоборудовали в летающую лабораторию для испытаний прямоточных реактивных двигателей.
Основные характеристики Ту-12 («77»)
Размах крыльев, м 18.86
Длина, м 16.45
Высота, м
Площадь крыла, м2 48.80
Масса, кг
- пустого самолета 8993
- нормальная взлетная 14700
- максимальная взлетная 15720
Тип двигателя 2 ТРД РД-45
Тяга, кгс 2 х 2200
Масимальная скорость, км/ч 783
Крейсерская скорость, км/ч 564
Практическая дальность, км 2200
Скороподъемность, м/мин 625
Практический потолок, м 11300
Экипаж, чел 4
Вооружение: одна пушка НР-23 и два пулемета УБТ.
Бомбовая нагрузка:
нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.