http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/sam-150.jpg

Проектирование этой машины коллектив ОКБ-1, возглавляемый С.М.Алексеевым, вёл в тесном сотрудничестве с ЦАГИ, ВИAM и другими организациями. В создании, помимо специалистов-немцев Опытного завода, принимали участие ведущие ученые: В.Н.Беляев, Г.П.Свищев, С.Л.Христианович. Прототипом самолёта «150» был проект бомбардировщика РБ-2, разработанный по инициативе Б.Бааде и его сотрудников в 1948 г. Проект рассматривался в ЦАГИ, в целом его одобрили, но для улучшения устойчивости и управляемости самолёта порекомендовали внести изменения в конструкции системы управления и хвостового оперения. Модифицированный вариант получил обозначение «150». В 1949 г. был изготовлен макет самолёта, начался выпуск рабочих чертежей.

Опытный бомбардировщик «150» представлял собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и двумя турбореактивными двигателями на пилонах под крылом. Фюзеляж состоял из трех частей. Экипаж — пять человек. В носовой части располагалась гермокабина на трёх человек: первый пилот, второй пилот, он же оператор радиолокационной установки, и стрелок, использующий для наводки верхней стрелковой установки поворотный перископический прицел. Снизу кабина была защищена броней. В хвостовой части находилась еще одна гермокабина, в которой размещался стрелок-радист. Центральную часть фюзеляжа занимал бомбоотсек, размеры которого позволяли брать до 6000 кг бомб. Там же могли быть установлены дополнительные топливные баки.

Штурман-бомбардир имел передний обзор через сферический лобовой колпак и верхне-боковой - через наборное остекление фюзеляжа. Он пользовался бомбардировочным прицелом ОПБ-5СН с курсовым стабилизатором АП-5 для бомбометания с горизонтального полета по неподвижным и движущимся целям. Под общим многопереплетным фонарем находились: командир экипажа на левом сиденье, второй пилот - оператор РЛС, справа и сзади от командира на приопущенном кресле с частично ограниченным обзором, и стрелок, пользующийся верхним поворотным перископическим прицелом ПСП-150. Кроме прицела лётчика, для ведения огня из передней пушки, приборного оборудования и агрегатов системы жизнеобеспечения, остальная начинка фюзеляжа была размещена вне гермокабины. Это неподвижная правая пушка Ш-23 с боекомплектом, дистанционно-управляемая башня ДБ-23 с широкоугольным обстрелом задней полусферы из двух подвижных пушек Ш-23.

Крыло имело стреловидность 35° по линии 1/4 хорд. Оно имело моноблочную конструкцию, с панелями, подкрепленными внутренним гофром. В центроплане крыла располагались топливные баки. Взлетно-посадочная механизация состояла из двухсекционных закрылков. Элероны и рули высоты имели трехсекционную конструкцию, рули направления — двухсекционную. Разделение закрылков и рулевых поверхностей на секции было сделано для того, чтобы повысить боевую живучесть машины.

Горячие споры возникли при выборе двигателей. Б.Бааде высказывался за более мощные двигатели АМ-03 конструкции А.А.Микулина, а С.М.Алексеев за менее мощные АЛ-5 A.M.Люльки, но зато дававшие меньший прирост лобового сопротивления. После предварительных исследований выбор пал на второй вариант. Бомбардировщик «150» был первым построенным в СССР самолётом с двигателями на пилонах. Двигатели подвешивались на узких стреловидных пилонах с выносом гондол за пределы крыла, чтобы исключить их взаимовлияние и тем самым улучшить аэродинамику.

Оригинальным было велосипедное шасси. Схему применили для экономии веса машины. Опоры на машине конструкторы разнесли подальше от центра тяжести. Это дало возможность сделать заднюю ногу «приседающей» — для увеличения на 3° угла атаки на разбеге. Бомбардировщик «150» отрывался от полосы одновременно с двух точек — передней и задней, и лётчику не нужно было движением ручки на себя «подрывать» машину для взлёта, как это было на машинах с трехколесным шасси.

На бомбардировщике «150» была применена и оригинальная система управления. Она не имела традиционных гидравлических приводов и бустеров. Вместо тяг, тросов и качалок, работающих на сжатие, растяжение и изгиб, систему оснастили валами, работающими на кручение от крупношаговых винтовых пар, приводимых в движение автономными электроприводами. Электромоторы размещались вблизи рулевых поверхностей и закрылков. Так как аналогов подобной системы управления в авиастроении не было, она подверглась длительным испытаниям, которые проходили не только на специально сконструированном стенде, но и на самолёте Ju 388, применявшемся на заводе в качестве летающей лаборатории.

Вооружение бомбардировщика «150» состояло из: стрелковое вооружение - верхняя гидравлически управляемая дистанционная башня ДБ-23 со спаренными пушками калибра 23 мм с запасом патронов - 300 шт., кормовая гидравлически управляемая дистанционная башня ДБ-25 со спаренными пушками калибра 23 мм., с запасом патронов 300 шт., - носовая неподвижная пушечная установка - Ш-3 калибра 23 мм.; бомбардировочное вооружение до 6000 кг.

Опытный бомбардировщик «150» был построен в установленный срок — к маю 1951 г. В связи с тем, что размеры аэродрома в Борках не позволяли проводить испытания такого тяжелого самолёта, как «150» (взлетный вес достигал 38 тонн), после наземных проб его демонтировали и перевезли на новый аэродром, оборудованный в Луховицах, более чем в 200 км от завода. На транспортировку, сборку и предполётную подготовку ушло несколько месяцев.

Бомбардировщик «150» впервые поднялся в воздух 5 октября 1952 г., пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем Я.И.Верниковым. После нескольких более-менее благополучных полётов, в праздничный день — 9 мая 1953 г. — случилась беда: заходя на посадку против солнца, Я.И.Верников неверно рассчитал траекторию посадки и ударился о ВВП с высоты 5-10 м. Никто не пострадал, но самолёт был поврежден. Было сломано шасси, причем задняя стойка пробила фюзеляж, а также повреждены двигатели. Несмотря на неплохие данные, показанные при испытаниях (скорость была даже выше на 60 км/ч, чем требуемая по заданию), в МАПе решили не восстанавливать поврежденный самолёт и прекратить испытания. К тому же закончились испытания реактивного бомбардировщика Ту-16, превосходящего бомбардировщик «150» по всем статьям. Вскоре после этого ОКБ было закрыто и немецким специалистам разрешили вернуться на родину. Поврежденный бомбардировщик «150» передали в МАИ в качестве учебного пособия (там до сих пор сохранились некоторые его фрагменты), а чертежную документацию по машине отправили в ОКБ Туполева, Бериева и Антонова.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика «150»
Размах крыла, м   24.10
Длина, м   26.70
Высота, м   7.60
Площадь крыла, м2   115.00
Масса, кг   
- пустого самолета   26800
- нормальная взлетная   38000
- максимальная взлетная   47000
Тип двигателя   2 ТРД АЛ-5
Тяга, кгс   2 х 5000
Максимальная скорость, км/ч   970
Дальность полета, км   4500
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   5
Вооружение:  пять 23-мм пушки Ш-23 (АМ-23)
Бомбовая нагрузка - нормальная 1500 кг,
максимальная - 6000 кг