Двухместный сверхзвуковой многофункциональный истребитель Су-30МК / Су-30МКИ, созданный совместными усилиями ОКБ им. П.О.Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения на базе истребителя Су-30М. Истребитель Су-30МКИ способен одинаково эффективно действовать как по воздушным, включая стратегические крылатые ракеты, так и по наземным и надводным целям. Внушительный запас топлива и применение системы дозаправки в воздухе разрешают совершать многочасовые патрульные полеты и употреблять самолет в качестве дальнего перехватчика.
К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены специалисты завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О.Сухого, руководимого В.В.Макрицким. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ, Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ), 31 декабря 1989 г. на заводском аэродроме Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина - Т10ПУ-6.
По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании в ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение - Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз). Была несколько усилена конструкция центроплана и шасси, что позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснастили индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.
14 апреля 1992 г совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.Б.Максименков. Предполагалось, что самолеты Су-30 получат усовершенствованный вариант БРЛС Н001 «Меч», обеспечивающий возможность использования новых УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, одновременный пуск двух ракет по воздушным целям, а также ограниченные возможности при действии по наземным целям. Заднюю кабину истребителя предполагалось выполнить реконфигурируемой, что обеспечивало возможность установки в ней индикатора тактической обстановки и другого целевого оборудования, превращавшего Су-30 из «чистого» перехватчика в своеобразный боевой самолет управления, способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.
Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ им. П.О.Сухого совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта самолета, Су-30К (К-«коммерческий»), получившего расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием этого направления стал самолет Су-30М (экспортный вариант Су-30МК) с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. Работы по созданию Су-30М (Су-30МК) начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине вместо стандартного индикатора прямой видимости, расположенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который может выводится видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия.
Первоначально истребитель приобрел способность подавлять ПВО противника при помощи противорадиолокационных ракет с пассивной системой самонаведения (используемый для этих целей в отечественных ВВС «охотник за радарами» МиГ-25БМ был выпущен в начале 80-х годов в ограниченном количестве и к началу 90-х далеко не в полной мере удовлетворял требованиям ВВС). На центральном подфюзеляжном узле подвески модернизированный Су-30 мог нести контейнер с системой целеуказания для противорадиолокационных ракет СПО-32 «Пастэль», в состав БРЭО была включена, также, система постановки активных радиолокационных помех СПС-161. В комплекс вооружения самолета были введены противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П.
Для поражения малоразмерных наземных и морских целей самолет Су-30МК получил ракеты с телевизионной системой самонаведения Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500, для чего потребовалось включение в состав СУВ телевизионного капала с автономным вычислителем. Для использования УР Х-29Л или Х-25МЛ с лазерным полуактивным наведением мог использоваться лазерный канал системы ОЛС-27 (на исходном Су-27 он применяется лишь для измерения дальности до цепи). В комплекс вооружения самолета ввели тактическую крылатую ракету Х-59М (максимальная дальность - до 115 км) с телевизионной командной системой наведения (самолет должен был нести на под крыльевых узлах две ракеты этого типа, а под фюзеляжем размещался контейнер с аппаратурой управления), В дальнейшем состав вооружения многоцелевого истребителя еще больше расширили.
Су-30МК энергично продвигался на мировой авиационный рынок, став с 1993 года одним из постоянных участников международных авиационных салонов. Высокие боевые возможности самолета, а также эффективная маркетинговая стратегия сделали свое дело, 24 июля 1994 г. в Россию прибыла индийская делегация, возглавляемая главнокомандующим ВВС, маршалом авиации Каулом. В ходе переговоров с российской стороной обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21, 28 июля индийская делегация посетила ЛИИ им. М.М.Громова, где ей был продемонстрирован самолет Су-30, Индийские специалисты сделали вывод, что самолет Су-30МК, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западные самолеты аналогичного класса. 30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт, в соответствие с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МК (Су-30МКИ). Суммарная стоимость контракта оценивается в 1,55 млрд. долларов.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-30МКИ выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы па маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на самолете Су-30МКИ увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, На первой серийной партии машин Су-30МКИ будут установлены серийные двигатели АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс) производства АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», изготовленные на основе лицензионного соглашения с АО «А. Люлька-Сатурн». На следующем этапе двигатели будут иметь ряд конструкционных отличий, направленных па максимальную унификацию по узлам и агрегатам с ТРДДФ АЛ-31ФП с целью обеспечения возможности их последующей доработки в части установки поворотного сопла. Последняя серийная партия истребителей будет поставляться с двигателями АЛ-31ФП. По своим характеристикам ТРДДФ АЛ-31ФП близок двигателю АЛ-31Ф. Плоскости поворота сопел развернуты наружу на 30°, что позволяет повысить устойчивость движения на минимальной скорости и за счет дифференциального отклонения сопел, а также «разнотяга» осуществлять пространственное отклонение результирующего вектора тяги. Истребитель Су-30МКИ оснащен интегрированной системой управления самолетом и двигателя, обеспечивающей оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-30МКИ может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена модификация БРЛС НО11М. В состав бортового информационного комплекса входит, также, оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолет на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Начиная со второй серии на самолетах Су-30МКИ будет устанавливаться подвесной контейнер с тепловизионным и лазерным обзорно-прицельным оборудованием, находящийся в настоящее время в разработке и обеспечивающий возможность применения высокоточного ударного вооружения, бортовые процессоры индийского производства, авионика фирмы Секстан, включающая инерциально-спутниковую навигационную систему «Тотем» на лазерных гироскопах, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) VEH3000 и многофункциональные цветные дисплеи на жидких кристаллах.
Комплекс бортового оборудования объединяет прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему дистанционного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с система ГЛОНАСС (Россия) и «Навстар» (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность. Обеспечивается возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.
В кабинax самолeтa Су-30МКИ устанавливaются многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, обладающие высокой разрешающей способностью. В дальнейшем число дисплеев будет увеличено до трех. На дисплеи выводится двухмерное и трехмерное изображение местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Высокопроизводительные процессоры в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде «подсказок» экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.
ВООРУЖЕНИЕ, Самолет Су-30МКИ оснащен встроенной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных). Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности P-27P1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до шести РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.
Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л или Х-25МЛ с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две тактические крылатые ракеты Х-59М с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АРК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух-поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых или 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета и зарубежными системами оружия. Для борьбы с надводными кораблями самолет предполагается оснастить противокорабельными ракетами.
Тактико-технические характеристики Су-30МК / Су-30МКИ
Размах крыла, м - 14.70
Длина самолета, м - 21.94
Высота самолета, м - 6.375
Площадь крыла, м2 - 62.00
Масса
- нормальная взлетная - 24900
- максимальная взлетная - 34500
Масса топлива, кг - 9640
Двигатели - 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс - 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте - 2175
- у земли - 1350
Практическая дальность, км - 3000
Практический потолок, м - 19800
Экипаж - 2