Разработка крылатой ракеты К-10 («Комета-10») была начата по Постановлению Совмина СССР от 3 февраля 1955 г. Корабельный вариант ракеты К-10, получивший индекс П-40, создавался для атомных крейсеров проекта 67. Однако проекты П-40 и 67 остались на бумаге. Ракета разрабатывалась и под самолет-носитель «105», позже известный под обозначением Ту-22. Однако испытания и доводка Ту-22 затянулись и ракетами К-10С решено было оснастить бомбардировщик Ту-16. Первый Ту-16К-10 был подготовлен только в ноябре 1957 г., следующий (№ 7203806) - в декабре того же года. К тому времени опытное производство предоставило на испытания и первую ракету К-10С. Ракета разрабатывалась в московском ОКБ-155 и его филиале ОКБ-155-2 в г. Дубне. Главные конструкторы - М. И. Гуревич и А. Я. Березняк. Систему управления проектировало КБ-1, главный конструктор С. Ф. Матвеевский.
Ракета К-10С предназначалась для поражения крупных надводных кораблей водоизмещением от 8000 т. Комплекс К-10 включал в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10 и систему наведения на базе бортовой РЛС «ЕН». При этом в носовой части фюзеляжа Ту-16 устанавливалась антенна станции обнаружения и сопровождения цели, под кабиной экипажа - антенна наведения ракеты, а в бомбоотсеке - ее балочный держатель и гермокабина оператора системы «ЕН». Ракета К-10 находилась в полуутопленном положении, а перед запуском двигателя и отцепкой опускалась вниз. Опытный образец Ту-16К-10 был построен в 1958 г., а спустя год началось его серийное производство.
Самолет-снаряд представлял собой свободнонесущий среднеплан со стреловидным крылом и оперением. Крыло имело угол стреловидности 55° по 1/4 хорды. Для удобства транспортировки самолета-снаряда консоли крыла складывались вертикально вверх. Горизонтальное оперение было цельноповоротным и состояло из двух консолей. Угол стреловидности стабилизатора по передней кромке - 55°. Вертикальное оперение - киль с рулем направления. Киль собирался из двух литых панелей, его угол стреловидности 55°30~ по 1/4 хорды. Киль и руль были изготовлены из электрона. Для удобства подвески самолета-снаряда на самолет-носитель киль сделали складывающимся.
Фюзеляж К-10 сигарообразной формы, круглого сечения. В головном герметичном отсеке с термоизоляцией размещена аппаратура самонаведения. Во втором отсеке - кумулятивный или специальный заряд. Ракета К-10 рассчитана на фугасно-кумулятивную боеголовку типа ФК-10 или ФК-1М, причем ФК-1М предназначалась для действия по подводной части крупных кораблей. Обе боевые части спроектированы в НИИ-6 ГКОТ. Третий отсек - силовой, является топливным керосиновым баком стальной конструкции. На К-10С установлен турбореактивный двигатель М-9ФК, модификация двигателя РД-9Б истребителя МиГ-19.
Длина ракеты - 9750 мм, максимальный диаметр корпуса - 920 мм, размах крыла - 4180 мм. Вес боевой части - около 940 кг, стартовый вес ракеты - 4533 кг. Ракета была рассчитана на запуск с высот от 5 до 11 км и высоту полета 0,5-8 км. Дальность стрельбы: от 110 до 325 км. Максимальная скорость ракеты 2030 км/час. Наведение на маршруте - радиокомандное, за 15-20 км до цели включалась бортовая радиолокационная головка самонаведения.
Первый пуск ракеты К-10С был произведен 28 мая 1958 г. на полигоне во Владимировке (Астраханская область) в неуправляемом режиме. Всего в 1958 г. было проведено 5 пусков, а в 1959 г. - 12 пусков. Однако из-за отказов системы управления и двигателя 11 пусков оказались полностью неудачными. Испытания комплекса К-10 со стрельбой по морским целям шли с 5 сентября 1959 г. по 5 ноября 1960 г. на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Часть пусков была по танкеру «Чкалов» водоизмещением около 9000 т. Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели на 170-175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными. Всего к 1 января 1961 г. провели 42 пуска ракет К-10.
В начале 1961 г. было проведено 20 пусков серийных ракет, из которых только половина попала в цель. Одна ракета была потеряна по вине экипажа носителя, ГСН другой ракеты вместо цели захватила большую льдину и, соответственно, поразила ее., при очередном пуске отказал ЖРД, и т.д. Тем не менее, постановлением Совмина № 742-315 комплекс К-10 был принят на вооружение. По результатам испытаний было подтверждено превышение ряда заданных в начале разработки основных характеристик: радиус действия - 2400 км, на 20-40%; дальность обнаружения цели - 240-360 км, на 30-40%; скорость ракеты - 1950-2050 км/час, на 5-25%. Дальность обнаружения крупных надводных кораблей практически совпадала с теоретическим радиогоризонтом. При дальнейшем сближении на 50-60 км цели гарантированно брались на автосопровождение. Наметился и солидный резерв по запасу топлива. В ходе одного из пусков ракета, пролетев мимо цели, удалилась на 245 км от точки пуска и рухнула в море на 610-й секунде полета, при этом, явно, не выработав весь запас топлива.
В течение 1960-1962 гг. комплексы К-10 поступили на вооружение семи авиационных полков. В 1960 г. было произведено 79 учебных пусков ракет К-10С, в 1961 г.- 126 и в 1962 г.- 147 пусков. 22 августа 1962 г. в ходе учений «Шквал» на Северном флоте с самолета Ту-16К-10 была запущена ракета К-10С со спецзарядом в 10 кт. Взрыв произошел на полигоне Новая Земля. Стрельба велась по барже, снабженной уголковыми отражателями. 2 июля 1958 г. вышло постановление Совмина № 710338 о разработке самолета-носителя ракет К-10С на базе бомбардировщика Ту-95К. Самолет получил обозначение Ту-95К-10. Он должен был нести четыре ракеты с одновременны м размещением в грузоотсеке ядерных бомб. Однако из-за снижения летных характеристик Ту-95К работы были прекращены. Постановлением Совмина № 998-434 от 28 августа 1959 г. была задана разработка комплекса К-14 в составе бомбардировщика 3МД и ракет К-10С. Однако из-за ликвидации ОКБ-23 В. М. Мясищева и перехода коллектива под руководство Челомея завершить работы над К-14 не удалось. Постановлением Совмина СССР № 138-48 от 5 февраля 1960 г. разработка комплекса К-14 была прекращена.
В 1960-1966 гг. было разработано несколько модификаций ракеты К-10С: К-10П, К-10М, К-10СН (низковысотная) и К-10СД. Высота пуска ракет снижена с 5000 м вначале до 1500 м, а затем до 600 м. На 100 км увеличена дальность пуска, улучшена помехозащищенность системы управления. На базе ракеты К-10 создан постановщик помех К-10ПП «Азалия». Комплекс получил название Ту-16К-10П и успешно использовался на учениях Северного флота в мае 1981 г.
В 1964 г. объединенные ВМС НАТО проводили учения «Team work-64», которые распространялись на всю Северную Атлантику и западную часть Ледовитого океана. Порты США покинула эскадра из 51 корабля под флагом командующего 2-м оперативным флотом. В ее составе были две АУГ: 401-я из авианосца CV 62 «Independence» типа «Forrestal» с авиацией подразделений VF-41 (F-4B), VA-72 (A-4E), VA-86 (A-6A), VA-75 (A-6A), VAW-12 (Е-1В), HU-2 (UH-2A), флагманского штабного судна, крейсера ЗУРО, трех фрегатов и четырех эсминцев ЗУРО и 402-я из противолодочного авианосца CVS18 «Wasp» типа «Oriskany», 11 эсминцев и трех британских кораблей ПЛО. Обе группы пошли параллельными курсами на расстоянии 800 км друг от друга на восток. 2-13 сентября у Ньюфаундленда эскадра, отрабатывавшая прорыв сквозь заслон атомных торпедных и ракетных лодок, была обнаружена экипажем Ту-95РЦ.
Командование 5-й МРАД Северного флота предложило в ответ провести учения флотской авиации. Был составлен план, предусматривавший совместные действия двух полков Ту-16 - разведчиков и ракетоносцев. В воздух поднялось более тридцати Ту-16К-10. Действия ударной группы обеспечивали самолеты РЭП, самолеты разведки Ту-16РМ и целеуказания Ту-16РЦ.
Советские самолеты обнаружили эскадру, скрытно вышли в районы применения ракет, сымитировали пуски, при этом с кораблей их все-таки обнаружили, но было уже поздно что-либо предпринимать. Советские Ту-16 зашли на американское авианосное соединение с трех направлений (так называемый «звездный налет» - нанесение удара по цели группой одновременно с разных направлений или через определенные короткие промежутки времени) до рубежей пусков в 160-200 км и произвели все необходимые процедуры прицеливания и наведения, исключая только отцепку ракет. Есть сведения, что палубные перехватчики успели взлететь только после того, как ракетоносцы уже легли на обратный курс. Все Ту-16 приземлились глубокой ночью на аэродромах Североморск и Оленья.
23 января 1968 г. в территориальных водах КНДР был задержан американский разведывательный корабль «Пуэбло». Вскоре по приказу президента Джонсона у побережья Кореи было сосредоточено 32 американских надводных корабля, в том числе атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» (CYAN-65), ударные авианосцы «Рейнджер» (CVA-61), «Тикондерога» (CVA-14), «Корал Си» (CVA-43), противолодочные авианосцы «Йорктаун» (CVS-10), «Кирсардж» (CVS-33), ракетные крейсера «Чикаго» (CG-11), «Провиденс» (CLG-6), легкий крейсер «Канберра» (CA-70), атомный ракетный крейсер «Томас Тракстон» и другие. Кроме надводных кораблей, к 1 февраля командование предписало 7-му флоту развернуть до девяти дизельных и атомных торпедных подводных лодок у берегов Северной Кореи.
В такой ситуации СССР не мог оставаться посторонним наблюдателем. Во-первых, от района маневрирования американской эскадры до Владивостока всего сотня километров, во-вторых, у СССР с КНДР был договор о взаимном сотрудничестве и военной помощи. К порту Вонсан направилась оперативная эскадра под командованием контр-адмирала Ховрина Н. И. в составе ракетных крейсеров проекта 58 «Варяг» и «Адмирал Фокин», больших ракетных кораблей «Упорный» (проекта 57-бис) и «Неудержимый» (проекта 56М), эсминцев проекта 56 «Вызывающий» и «Веский». Отряду была поставлена задача патрулировать в районе в готовности к защите государственных интересов СССР от провокационных действий.
Командующий отдал приказ: открывать ответный огонь при явном нападении на наши корабли. Кроме того, командующему авиацией флота А. Н. Томашевскому было приказано осуществить вылет полка ракетоносцев Ту-16 с облетом авианосцев с выпущенными из люков К-10С на низкой высоте, чтобы продемонстрировать противокорабельные ракеты с головками самонаведения. Томашевский поднял в воздух 20 ракетоносцев и лично возглавил строй. В районе действия американских АУГ были развернуты 27 советских подводных лодок. В итоге инцидента правительство США вынуждено было принести свои извинения, экипаж, проведший почти год за решеткой, отпущен, а «Пуэбло» так и остался в КНДР, как трофей. Всего в СССР было произведено 1669 ракет К-10С разных модификаций, а также свыше 200 их носителей Ту-16К-10. Эксплуатация К-10С завершилась в 1994 г.
Тактико-технические характеристики ракет К-10
Длина: 9,75 м
Диаметр: 0,92 м
Высота ракеты: 2,27 м
Размах крыла: 4,18 м
Стартовый вес: 4,50-4,53 т
Скорость полёта: 2030 км/ч
Дальность стрельбы: 220—325 км
Высота применения: 5-10 (К-10С), 1,5-11 (К-10СН)
Система наведения: АРЛГСН
Боевая часть:
Масса БЧ: до 940 кг
Тип БЧ: Фугасно-кумулятивная ФК-10
Двигатель: короткоресурсный ТРДФ М-9ФК
Топливо: керосин ТС, Т-1
Тип ПУ: БД-238
Самолёт-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10Д, Ту-16К-10Н, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10 (проект), Ту-22К-10 (проект)