http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1234-ovod-01.jpg

Малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод» появились в процессе развития класса ракетных катеров. Они несли более мощный ракетный комплекс с ПКР «Малахит» и ЗРК «Оса-М». В 1970-е годы в классе корветов МРК проекта 1234 были самыми мощными и не имели зарубежных аналогов. Малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод» - разрабатывались ЦМКБ "Алмаз" в г. Санкт-Петербурге, под руководством главного конструктора И.П. Пегова, для ведения борьбы с надводными кораблями и торговыми судами вероятного противника на закрытых морях и в ближней морской зоне, а так же патрулирования зоны ответственности с целью блокады и несения дозорной службы. Согласно десятилетней программе кораблестроения на 1964-1973 гг., принятой постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1963 года планировалось построить 40 малых ракетных кораблей.

Тактико-техническое задание на разработку ракетоносцев среднего водоизмещения было выдано еще в 1958 году трем КБ: ЦКБ-5, ЦКБ-53 и ЦКБ-340. Проект получил номер 1234 и шифр «Овод», по которому стали называть всю серию этих МРК. Главным конструктором назначили И.П.Пегова. Технический проект среднего ракетоносца был готов в 1964 году. В 1965-м проектирование передали в только что созданное ЦМКБ «Алмаз». Строительство было начато в Ленинграде в 1967-м на Приморском судостроительном заводе (построено первые 17 единиц). Затем, с 1973 года - на Владивостокском судостроительном (3 ед.). В 1975 году была начата вторая серия проекта - 1234.1. В Ленинграде построили 15 МРК, 4 - во Владивостоке. В экспортной серии 1234Э из десяти кораблей семь построили в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел».

Корпус корабля гладкопалубный, с некоторой седловатостью в носовой части, выполнялся из стали повышенной прочности марки МК-35 по продольной системе набора с кормой транцевой формы. Корабль имел верхнюю палубу и платформы (верхнюю и нижнюю) в носовой и кормовой оконечностях, а так же двойное дно на большей части длины корпуса. Междудонное пространство использовалось для хранения запасов пресной воды и топлива. Внутренние переборки выполнялись из лёгкого сплава типа АМг61, а соединение лёгких выгородок со стальным корпусом для защиты от коррозии производилось на биметаллических вставках. Надстройка трёхъярусная островного типа располагалась в средней части корпуса и выполнялась из алюминиевого-магниевого сплава АМг61 (кроме газоотбойников). Рангоут представлен одной четырехногой мачтой выполненной из труб легкого сплава. Служебные и жилые помещения размещались в надстройке и на двух (верхней и нижней) платформах.

Каюта командира корабля располагалась в носовой оконечности первого яруса надстройки (район 25-32-го шп.) и состояла из кабинета, спальни и санузла. На верхней платформе, в районе 33-41-го шпангоутов, располагались три двухместных и две одноместных офицерских каюты. Так же на верхней платформе, в районе 24-33-го шпангоутов, разместили одну шестиместную и две четырехместных каюты для мичманов. Помещение кают-компании мичманов по боевому расписанию использовалось под операционную. Для улучшения обитаемости личного состава применили 3 типа изолирующих конструкций. Во-первых, защита от проникающего импульсного шума из плит эластичного поропласта ПХВ-Э, армированного пластинами пенопласта ПХВ-1. Во-вторых, звукоизолирующие конструкции для снижения воздушного шума из матов ВТ-4 из штапельного и капронового волокна с последующей зашивкой листами из легкого сплава в районе машинных отделений. В-третьих, теплоизоляция для защиты помещений от охлаждения из чередующихся слоёв плит пенополистирола ПСБ-С и пенопласта ФС-7-2. Как показала практика все эти материалы при пожаре легко воспламенялись и выделяли удушающие вещества, что сильно увеличивало смертность личного состава в боевой обстановке.

Непотопляемость корабля обеспечивалось делением на 10 водонепроницаемых отсеков:
1. Форпик, цепной ящик;
2. Кубрик №1 на 27 человек, кубрик №2 на 10 человек, трюм;
3. Помещение ПУ ЗиФ-122 ЗРК "Оса-М"и зенитных ракет;
4. Коридор мичманов, 3 каюты мичманов, кают-компания мичманов, боевой пост ПВО, топливные цистерны;
5. Коридор офицеров, 5 кают офицеров, кают-компания офицеров, топливные цистерны;
6. Центральный пост управления машинной установки, гиропост, расходная топливная цистерна;
7. Носовое машинное отделение;
8. Кормовое машинное отделение;
9. Столовая личного состава, барбет артустановки АК-725, погреб артбоезапаса, топливные цистерны, цистерны трюмных вод;
10. Ахтерпик, румпельное отделение. По расчётам корабль должен оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными.

Противопожарное оборудование состояло из системы жидкостного пожаротушения ЖС-52 для ликвидации пожаров топлива и ГСМ в машинных отделениях с помощью хладона 114Б2. Система имела два поста ручного управления (в каждом МО), два бака емкостью по 45 литров фреона и два 10-литровых бака с воздухом высокого давления (ВД). Пуск в машинное отделение хладона осуществлялся вытеснением его сжатым воздухом под давлением 8 кгс/см2. Система воздушно-пенного пожаротушения СО-500 для тушения небольших пожаров в машинных отделениях воздушной пеной. В специальном резервуаре хранилось 50 литров пенообразователя ПО-1 (пеногон) и 10 л сжатого воздуха в баке. Смесь представляла собой 4% пеногона и 96% воды. Для обслуживания этих двух систем пожаротушения имелась система судового сжатого воздуха (давлением 150 кгс/см2).

Рулевое устройство с электрогидравлической рулевой машиной «Р-32» (с поршневым приводом для двух рулей) и системой управления «Питон-211» обеспечивало управление двумя пустотелыми балансирными рулями обтекаемой формы. Двухцилиндровая рулевая машина комплектуется двумя электроприводными масляными насосами переменной производительности (основной - в ахтерпике, запасной - в румпельном отделении). Время перекладки рулей на угол 70 градусов не превышает 15 сек. Впервые на кораблях этого класса предусмотрена работа двух рулей в режиме успокоителей качки.

Якорное устройства представлено якорно-швартовным электрогидравлическим шпилем ШЭГ-12 (пост управления размещен на волнорезе по левому борту), носовым якорем Холла весом 900 кг, якорной цепью с длиной в 200 м (цепь повышенной прочности с контрфорсами, калибром 28 мм), цепными стопорами, палубным и якорным клюзами, цепным ящиком (расположен под платформой форпика). Шпиль ШЭГ-12 обеспечивает якорную стоянку на глубинах до 50 м с вытравливанием или выбиранием якоря и якорной цепи со скоростью 23 м/мин (при подходе якоря к клюзу скорость снижается до 5 м/мин). Пульт управления шпилем имеется также в ходовой рубке, а колонка ручного управления размещена на палубе у шпиля.

Швартовное устройство корабля включало носовой шпиль ШЭГ-12 со скоростью выборки троса около 20 м/ мин (используются стальные тросы диаметром 23,5 мм) и тяговым усилием 3000 кг. В корме корабля размещался швартовый шпиль ШЗ со скоростью выборки около 15 м/мин и тяговым усилием 2000 кг. На палубе МРК крепились шесть кнехтов с тумбами (диаметром 200 мм), приваренные к палубе в районе 14, 39 и 81-го шпангоутов. Шесть киповых планок с наметками располагались в районе 11, 57 и 85-го шпангоутов. В носу, в корме и на платформе форпика устанавливались три вьюшки. Буксирное устройство корабля представлено кнехтом буксирным с тумбами диаметром 300 мм (расположен в диаметральной плоскости в районе 13-го шпангоута), киповой планкой с роульсами в ДП (район 1-го шпангоута), буксирным гаком в ДП (на корме у транца), буксирной дугой, буксирным капроновым канатом длиной 150 м (окружностью 100мм) и буксирной вьюшкой в форпике.

Спасательные средства включали 5 спасательных плотов ПСН-10М (на 10 человек каждый), 4 спасательных круга и индивидуальные спасательные жилеты. На первых МРК (в перегруз) применялся, в качестве спасательного средства, разъездной катер "Чирок" вместимостью на 5 человек, включая рулевого. На палубе, по левому борту (за газоотбойником), размешались две шлюпбалки типа ШбИ/ЯЛ-6. Ввиду того, что катер и шлюпбалки часто повреждались струей пламени при пусках ракет П-120, в конце 70-х гг. они были демонтированы и более на кораблях этого проекта не применялись.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1234-ovod-02.jpg

Силовая установка механическая, трёхвальная, дизель-дизельная с тремя агрегатами ДДА-507А мощностью по 10 000 л.с. каждый, которые работают через суммирующие реверсивные редукторы на три винта фиксированного шага диаметром 2,5 метра. Агрегат укомплектован двумя дизелями М-504Б мощностью по 5000 л. с. каждый и имеет редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей, реверс-муфту, наддув. Дизель М-504Б имеет частоту вращения 2000 об/мин. и характеризуются надежностью и ресурсом в 4000 часов. Главная передача (суммирующий реверсивный редуктор) может служить до первой полной переборки в 6000 часов. В носовом МО размещены два главных двигателя М-507А, работающих на бортовые валы, а в кормовом - один двигатель М-507А, работающий на средний винт. Масса двигателя М-507А составляет 17 тонн. Скорость полного хода достигала 35 узлов, боевой экономичный ход - 18 узлов, а экономичного хода - 12 узлов. Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГР-300/1500 мощностью по 300 кВт каждый (один ДГ-300 размещен в кормовом МО) и один дизель-генератор ДГР-75/1500 мощностью на 100 кВт.

Вооружение кораблей состояло:
1. Из 1 спаренной 57-мм универсальной башенной артустановки АК-725 с длиной ствола 75 калибров. Артустановка размещается на юте. Башня небронирована и выполнена из дюралюминия толщиной 6 мм с внутренней поверхностью покрытой пенополиуретаном для предотвращения отпотевания. Темп стрельбы АУ составлял 100 выстрелов на ствол, охлаждение непрерывное забортной водой, боепитание ленточное унитарное на 550 выстрелов на ствол в подбашенном пространстве. Заряжание стволов автоматическое осуществлялось за счет энергии отката, а загрузка в приёмник вручную. Расчёт включал 2 человека. АУ при помощи электрического следящего привода ЭСП-72 разворачивается влево или вправо на угол до 200° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда доходила до 1020 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 8,5 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 6,5 км. АУ имеет массу в 14,5 тонны. Наводка артустановки осуществляется автоматически и полуавтоматически при помощи дистанционного управления. Для автоматического управления стрельбой 57-мм артиллерии устанавливается СУО совмещённая с РЛС МР-103 "Барс", а для полуавтоматического управления - выносной пульт управления с кольцевым прицелом типа "Колонка".

2. Из 1 ЗРК малой дальности "Оса-М" размещённого в носовой части корпуса под палубой в специальном погребе, в котором размещен и боекомплект из 24 ЗУР 9М-33. Пусковая установка комплекса (ПУ) ЗИФ-122 с 2 пусковыми направляющими балками расположенными вертикально и вращающейся частью, находится под палубой в походном положении, а ракеты размещены по пять штук на четырех барабанах. При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в пределах 16-21 секунд.

Скорострельность - 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд. Вес ПУ без боекомплекта составляет 6850 кг. Ракета 9М-33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается. При средней скорости полета до 500 м/с ракета может маневрировать по траектории "трёхточка" или «половинное спрямление».

Управление ракетой в полете осуществляется радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При сходе ракеты с ПУ взводится радиолокационный взрыватель и снимается последняя ступень предохранителя. Радиовзрыватель начинает излучать радиомагнитные импульсы. При подаче радиокомандного сигнала от счётно-решающего прибора СУ происходит подрыв боевой части (15 кг) в радиусе до 15 метров от цели. В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на самоликвидацию с подрывом боевой части. Система управления состоит из радиолокационной станции, которая имеет канал обнаружения целей, канал сопровождения цели и канал сопровождения ракеты, а также канал радиокоманд на ракету и счётно-решающий прибор. Обнаружение целей происходит на дальности от 25 до 30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 420 м/с, а на больших высотах на дальности до 50 км. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Минимальная высота поражения цели составляет 60 метров над уровнем моря.

3. Из ударного противокорабельного комплекса "Малахит" включающего в себя шесть противокорабельных ракет П-120 "Малахит" с дальностью полета 15-120 км при скорости 0,9 М, массой боевой части 840 кг и маршевой высотой 50 метров. Тип головки самонаведения - комбинированное самонаведение с радиолокационным и тепловым каналами. Ракеты способны нести ядерные боеголовки мощностью в 200 кт каждая. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КАСУ "Дельфин-1234". Ракеты размещены побортно на верхней палубе в двух строенных не наводящихся, нестабилизированных, небронированных, неамортизированных стартовых пусковых установках КТ-120-1234 контейнерного типа длиной 8,8 м. ПУ имеют постоянный угол возвышения - 9 а их оси расположены параллельно диаметральной плоскости корабля. Высота полёта ракеты контролируется высотомером, который позволяет определять высоту полёта ракеты, даже при её активном маневрировании.

4. Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.

Система управления огнем универсальной 57-мм артиллерии "Барс-1234" состояла:
- Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Барс'' в состав которого входили:
- центральный автомат стрельбы (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управляла 1 спаренной установкой 57-мм калибра выдавая данные для стрельбы воздушным, надводным и береговым целям с учетом движения своего корабля.
- Аппаратуры помехозащиты.
- Средством обнаружения и целеуказания служил РЛК общего обнаружения "Титанит".
- После получения целеуказания цель автоматически бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".

РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 57-мм и 76-мм. Станция позволяет сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управляет стрельбой одного орудия универсального 57-мм калибра. РЛС с антенным постом, автоматически сопровождает цель на дальности до 40 км без помех и 30 км при их наличии. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на индикаторе с ЭЛТ.

Система управления огнем 4Р33 для ЗРК "Оса-М", состояла:
- Из приводов наведения и заряжания комплекса.
- Аппаратуры помехозащиты.
- Из радиолокационного канала работающего в сантиметровом диапазоне волн для обнаружения целей, сопровождения цели и визирования ракет, передачи команд, что обеспечивает сокращение времени реакции комплекса и более быстрое наведения ракет на цель.
- Информация о цели может, так же поступать и от РЛК общего обнаружения "Титанит".

Корабли комплектовались РЛК общего обнаружения "Титанит", РЛС навигации "Дон", РЛС РТР МРП-11-12 "Залив", аппаратурой госопознавания "Нихром", инфракрасной аппаратурой ночного видения "Хмель-2". РЛК общего обнаружения «Титанит», предназначен для обнаружения воздушных, береговых и надводных целей и целеуказания корабельному оружию, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования - система МРСЦ-1 (морская радиотехническая система целеуказания), а так же обеспечивает управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Комплекс работает в активном и пассивном режимах, позволяет обмениваться информацией и управлять ударным ракетным оружием и совместными боевыми действиями (УСБД). Основной антенный пост ДО-1 в стеклопластиковом обтекателе, размещался на крыше рубки и обеспечивал режимы активного обнаружения целей ("А") и пассивного обнаружения целей ("П").

Два антенных поста ДО-2 в обтекателях, расположенных по обе стороны антенного поста ДО-1, обеспечивали режим приёма информации управления совместными боевыми действиями (УСБД). Антенный пост ДО-3, размещался на крыше рубки перед постом ДО-1, обеспечивал режим управления ударным ракетным комплексом "Малахит". Антенный пост ДО-4, размещался на мачте сзади под рамкой пеленгатора, обеспечивал режим передачи информации управления совместными боевыми действиями (УСБД). Антенный пост ДО-5, размещался на мачте перед рамкой пеленгатора, обеспечивал режим навигации. Антенный пост ДО-6, размещался на мачте, обеспечивал режим приема информации от системы МРСЦ-1 (морская радиотехническая система целеуказания). РЛК всепогодный и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости дальность обнаружения надводной цели составляет до 40 км.

В пассивном режиме станция обеспечивает обнаружение излучения работающих передатчиков надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств до 120 км (при работе с авиацией на высотах 2 км дальность обнаружения целей составляет 150-170 км). В режиме навигации дальность обнаружения характеризовалась в пределах от 40 метров до 7 км. Время непрерывной работы комплекса не превышает 12 часов. Время приведения комплекса в боевую готовность без проверки работоспособности не превышает 5 мин., а с проверкой работоспособности - не превышает 20 мин.

РЛС навигации "Дон", предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и обеспечивала круговой обзор. Станция 3-см диапазона волн имела дальность обнаружения цели типа крейсер до 25 км и воздушной цели до 50 км. Антенна щелевая размещалась на топе мачты. Индикатор кругового обзора с ЭЛТ диаметром 310 мм. Время подготовки РЛС к работе из полностью выключенного состояния около 5 мин. Время непрерывной работы станции неограниченно.

РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-12 "Залив", предназначалась для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС. Комплекс имеет антенный пост обнаружения излучения, расположенный перед рубкой на крыше второго яруса надстройки. Станция сантиметрового диапазона волн имела непрерывное время действия - 48 часов. Время подготовки РЛС к работе составляло 30 секунд. Комплекс РТР обеспечивал:
- разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в любых погодных условиях. Комплекс имел открытую структуру, что позволяло обеспечивать дальнейшую модификацию применительно к составу радиоэлектронного вооружения и размещения на надводном корабле. С целью повышения эффективности защиты корабля от противокорабельных ракет (ПКР) совместно с комплексом РТР на корабле установлены 2 комплекса постановки пассивных помех ПК-16.

Система государственного опознавания представлена одной РАС - совмещенным запросчиком-ответчиком «Нихром-РРМ» с устройством 082М. РАС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Запросная антенна встроена в АП ДО-3. Дополнительный запросчик «Никель-КМ» с устройством 082М встроен в антенный пост 4Р-33. Инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель-2» позволяла осуществлять скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы прибора составляло 20 часов, дальность пеленгования - до 3,7 км, а определение дистанции -до 750 метров. Система работала от сети постоянного тока 27 В.

Строились корабли на заводе № 5 Приморский в г. Санкт-Петербурге (16) и на заводе № 202 в г. Владивостоке (2). Головной "Буря" вступил в строй Черноморского флота в 1970 году.

Тактико-технические данные проект 1234
Экипаж: 60 человек (9 офицеров, 14 мичманов)
Водоизмещение: стандартное 600 тонн, полное 700 тонн
Длина наибольшая: 59,3 метра
Длина по КВЛ: 54,9 метра
Ширина наибольшая: 11,8 метра
Ширина по КВЛ: 10,16 метра
Высота борта в носу: 7,6 метра
Высота борта на миделе: 5,55 метра
Высота борта в корме: 5 метров
Осадка по корпусу: 2,4 метра
Силовая установка: 3 дизель-дизельных агрегата М-507А по 10 000 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля
Электроэнергетическая система: 2 ДГ по 300 кВт и 1 ДГ на 100 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц
Скорость хода: 
- полная 35 узлов,
- экономическая 12 узлов,
- боевая экономическая 18 узлов
Дальность плавания:
- 1600 миль при 18 узлах,
- 4000 миль при 12 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 15 суток
Вооружение:  .
- артиллерийское: 1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС МР-103 "Барс"
- ракетное: 2х3 ПУ КТ-120 ПКР П-120 "Малахит"
- зенитно-ракетное: 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М"
- радиоэлектронной борьбы: 2 ПУ КЛ-101 постановки пассивных помех ПК-16, РЛС РТР МРП-11-12 "Залив".
- радиотехническое: 1 РЛК «Титанит», аппаратура ночного видения "Хмель-2", аппаратура госопознавания "Нихром".
- навигационное: 1 НРЛС "Дон", 1 гирокурсоуказатель ГКУ-1, автопрокладчик АП3У, эхолот НЭЛ-7, лаг ЛИ-80, маг. компас КИ-13, радиопеленгатор РП-50Р
- химическое: 1 прибор химической разведки ВПХР, дозиметры КИД-6В, 10 изолирующих противогазов