https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/thumbs/kf-21-3.jpg
Самолет KF-21 "001" на стадии строительства. Фото KAI

Южнокорейская авиационная промышленность продолжает работы по перспективному истребителю KF-21.  Прямо сейчас идет подготовка к летным испытаниям, которые могут начаться  в самое ближайшее время. Кроме того, продолжается строительство  нескольких опытных самолетов, которые в течение нескольких следующих лет  присоединятся к испытаниям и помогут отработать конструкцию и  определить ее реальные характеристики.

Первый опытный

Южная  Корея планировала создать собственный современный истребитель с начала  двухтысячных годов, но в течение длительного времени эта задумка  оставалась на уровне теории и исследований. Только в 2015 г. корпорация  Korea Aerospace Industries (KAI) получила реальный заказ на разработку  истребителя KF-X.

В сентябре 2019 г. заказчик и разработчик  утвердили готовый технический проект, что позволило запустить  строительство опытных самолетов. Сборка этой техники осуществляется на  заводе KAI в г. Сачхон. Там же находится летно-испытательная станция,  которой предстоит проверять технику. Сообщалось, что для наземных и  летных испытаний построят несколько истребителей в разных конфигурациях.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/thumbs/kf-21-1.jpg
Официальная презентация первого прототипа, апрель 2021 г. Фото KAI

В  апреле 2021 г. корпорация KAI провела презентацию первого опытного KF-X  с заводским номером «001». На этом этапе проекту присвоили новый индекс  KF-21 и имя Boramae («Сокол»). В ближайшее время его планировалось  провести через все необходимые проверки, а в начале 2022 г. ожидался  первый полет. Кроме того, продолжалось строительство нескольких  следующих прототипов.

Однако начало испытаний сдвинулось вправо. В  июне стало известно, что KAI приступила к частичной разборке и  перестройке фюзеляжа первого «Сокола». Причиной этого стали некие ошибки  при проектировании планера. Их характер и предполагаемые риски не  уточнялись.

Испытания на земле

К настоящему времени  все выявленные недостатки исправлены, и ведется подготовка к первому  полету. Так, в последних числах июня южнокорейское телевидение показало  репортаж с летно-испытательной станции KAI в Сачхоне, где состоялся  первый пуск двигателей опытного самолета. Силовая установка отработала  штатно и подтвердила все характеристики.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/thumbs/kf-21-6.jpg
Первый запуск двигателей истребителя "001". Кадр из репортажа т/к MBC TV

Всего  через несколько дней, 2 июля, начался новый этап испытаний. Опытный  KF-21 вывели на аэродром для проверок на земле. Истребитель  самостоятельно передвигается по рулежным дорожкам. Также выполнены  первые скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе. Попытки взлета  пока не предпринимались.

Согласно изначальным планам, первый  полет опытного Boramae должен был состояться в начале 2022 г. В конце  июня сообщалось, что летные испытания начнутся этой осенью. Однако  согласно последним сообщениям, истребитель может подняться в воздух уже в  ближайшие недели, до конца июля. Некоторые источники даже приводят  точную дату – 22 июля. Соответствуют ли действительности такие  сообщения, станет ясно буквально через пару недель.

Самолеты для испытаний

В  2019 г. стало известно, что KAI построит для испытаний достаточно  крупную партию самолетов. Для испытаний в воздухе предназначается шесть  машин двух основных модификаций. Еще две будут построены для проверки на  наземных стендах. Такие планы пока выполнены лишь частично, но у  корпорации-разработчика все еще есть значительный запас времени для  завершения необходимых работ.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/thumbs/kf-21-7.jpg
Первый двухместный истребитель "004" на летно-испытательной станции. Кадр репортажа южнокорейского ТВ

К  настоящему времени из сборочного цеха вышли два самолета из восьми  запланированных. Первым в прошлом году стал борт «001» в исходной  конфигурации. Не так давно, в мае, на летно-испытательную станцию  передали прототип с номером «004». Это учебно-боевой вариант истребителя  с двухместной кабиной. На данный момент этот самолет проходит  необходимую подготовку, и в течение нескольких следующих месяцев может  впервые взлететь.

Ранее в разных источниках упоминалось, что в  цехах KAI на разных стадиях строительства находится еще несколько  опытных истребителей. Количество машин и текущая стадия строительства  неизвестны. При этом нельзя исключать, что итоговое число прототипов  будет отличаться от запланированного. Так, успехи или трудности на  разных испытаниях могут привести к сокращению их количества.

Летные  испытания одного или двух опытных KF-21 начнутся в ближайшие месяцы.  Уже в следующем году ожидаются первые полеты следующих самолетов, и  позже число летных образцов может вновь увеличиться. Согласно нынешним  планам, летные испытания всего опытного парка будут продолжаться до  2025-26 гг. и позволят отработать все особенности конструкции,  эксплуатации, боевого применения и т.д. Естественно, возможны некоторые  сдвиги, обусловленные новизной самолета и других изделий.

Будущее перевооружение

В  обозримом будущем, параллельно с испытаниями и доводкой опытной  техники, корпорация KAI начнет подготовку сборочной линии для серийного  производства. Сборку первой партии техники предполагается запустить уже в  2026 г., практически одновременно с окончанием летных испытаний.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/kf-21-5.jpg
Первый прототип на аэродроме. Кадр из видео от неизвестного очевидца

Заказчик  в лице министерства обороны Южной Кореи желает получить 140 новых  самолетов. При этом требуется, чтобы производство быстро набрало высокие  темпы. Так, до конца 2028 г. предполагается построить и передать в  военно-воздушные силы до 40 истребителей – до 15-20 машин в год. В  2029-32 гг. темпы вырастут до 25 самолетов ежегодно, что позволит  построить еще сотню. В серию пойдут самолеты в боевой и учебно-боевой  конфигурации. При этом количество и доли техники разных модификаций пока  не сообщались. Вероятно, двухместный истребитель будет уступать по  численности базовой версии.

Планы на более отдаленное будущее  пока не оглашались. Boramae может остаться в серии или уступить свое  место в цехах гипотетическому истребителю следующего поколения.

KF-21  создается для собственных ВВС Южной Кореи и по их тактико-техническим  требованиям. Однако KAI планирует выход на международный рынок.  Материалы по этому проекту уже демонстрируются на южнокорейских и  зарубежных авиасалонах. Они привлекают внимание посетителей, но о  возможных покупателях истребителя пока ничего не известно. Впрочем,  ситуация может измениться уже в ближайшем будущем – по результатам  первых летных и иных испытаний.

Видимый прогресс

В  целом в проекте южнокорейского многофункционального истребителя KAI  KF-21 наблюдается явный и видимый прогресс. Всего за три-четыре года  корпорация KAI смогла разработать технический проект, и еще около двух  лет ушло на строительство первого опытного образца. Затем год  понадобился на его перестройку и исправление выявленных недостатков и  подготовку к испытаниям.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-07/thumbs/kf-21-4.jpg
Одноместный и учебно-боевой "Соколы" в полете. Графика KAI

Сейчас  самолет «001» выполняет руления и пробежки, что приближает момент его  первого взлета. Кроме того, ожидается выход на аэродром второго опытного  «004», а за ним последуют еще несколько самолетов. В средней и  отдаленной перспективе предстоит провести полномасштабные и всесторонние  испытания, на которые потребуется не менее 3-4 лет.

Таким  образом, за несколько последних лет южнокорейская авиационная  промышленность показала принципиальную способность разработать  современный боевой самолет и построить опытные образцы. Теперь ей  предстоит определить, насколько удачным получился такой проект и  соответствует ли он требованиям заказчика.

Через несколько лет  станет актуальной проблема запуска серийного производства в интересах  собственных ВВС. Кроме того, начнется поиск зарубежных заказчиков.  Однако эти этапы нового проекта прямо зависят от текущих работ. К серии,  поставкам и продажам удастся перейти только после успешных испытаний.  Справится ли с ними «Сокол», станет известно через несколько лет. А пока  главная цель – первый полет.

Автор:Рябов Кирилл