Самолёт фирмы «Mitsubishi» J8M1 (Ki 200) «Shusui» («Карающий меч») стал первым японским ракетным самолетом. Его прототипом был немецкий ракетный истребитель Me-163В (первый полет в апреле 1941 г.). Впервые Me-163B был показан японскому военному атташе осенью 1943 г. Он и рекомендовал купить лицензию на самолет для организации ПВО метрополии. Так японцы предполагали защитить себя от постоянных бомбежек американскими бомбардировщиками В-29.
В марте — апреле 1944 г. немцы подготовили всю техдокументацию по самолёту. Для отправки в Японию разобрали один самолёт Me-163B, подготовили группу специалистов и все это вместе поместили на двух подводных лодках. Но до Сингапура добралась только одна из них, а в Японию она пришла 14 июня 1944 г. Эталонный образец самолёта и важнейшие экземпляры конструкторско-технологической документации были потоплены, и японцам достался только неполный комплект чертежей. Несмотря на это, японские конструкторы фирмы «Mitsubishi» приступили к работе. Перед ними сразу встали три проблемы: производство самолёта, производство двигателя и производство топлива. Просто удивительно, что при недостатке информации и в условиях постоянных бомбардировок они смогли их решить примерно за год.
Самолёт J8M Shusui несколько отличался от немецкого прототипа: были установлены японские пушки, длиннее и тяжелее немецких. Радиостанцию также заменили японской. При дефиците сырья планер самолета сделали цельнометаллическим, хотя каркасы элевонов, щитков и руля направления остались деревянными, с полотняной обшивкой. Отбросили кое-какое оборудование и упростили некоторые системы. В результате вес пустого самолёта (1445 кг) оказался меньше, чем у прототипа. Но самой сложной проблемой для конструкторов стал двигатель. Различные отказы, взрывы и пожары постоянно преследовали японских инженеров. В конце концов один экземпляр двигателя сочли пригодным для установки на самолёт, хотя он и не дотягивал до тяги - 1500 кгс вместо положенных 1600 кгс у прототипа.
В начале июля 1945 г. самолёт J8M Shusui был полностью готов, для первого полета топливо заправили наполовину. 7 июля летчик-испытатель Тойохито Инузука занял место в кабине опытного ракетного самолета. После взлета самолёт перешел в набор высоты под углом 45°. Примерно на высоте 350 м двигатель неожиданно заглох. В результате неудачной посадки самолёт зацепил крылом строение на краю аэродрома и скапотировал. Хотя взрыва не было, самолёт основательно разрушился, а пилот умер на следующий день от полученных травм. Причину катастрофы нашли в неправильной конструкции топливных баков. При таком угле подъема и от перегрузки топливо сконцентрировалось на задних стенках баков, оголив заборные патрубки, что и привело к остановке двигателя. На этом программа ракетного самолёта завершилась, времени на доводку уже не осталось - война закончилась. Но серийное производство уже было начато, к моменту капитуляции Японии в процессе сборки находилось шесть самолётов J8M Shusui.
Тактико-технические характеристики самолёта J8M Shusui
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ЖРД х 1
Марка, фирма Току Ro 2 (KR-10)
Тяга, кгс 1500
Размах крыла, м 9,3
Длина самолета, м 5,7
Площадь крыла, м 19,0
Максимальная скорость, км/ч 900
Масса: максимальная взлетная, кг 3750
Вооружение: пушечное число, калибр, мм 2x30 "тип 5"