В 1967 г начались работы по созданию бронетранспортёра, который должен был обозначать существенный шаг вперед по сравнению с устаревшими машинами Type SU 60. Уже в 1968 г были изготовлены четыре прототипа — два на заводе фирмы Mitsubishi (они получили обозначение SUB 1-1 и SUB 1-2) и два других на заводе фирмы Komatsu (соответственно SUB 11-1 и SUB 11-2). Отличались они материалом, из которого были изготовлены броневые листы (сталь и алюминий), способом установки 12.7-мм пулемёта (на крыше корпуса или во вращающейся башенке), подвеской (торсионная или гидропневматическая с возможностью регулировки наклона машины). Единственная из всех изготовленных машин, SUB 11-2 была вооружена 20-мм пушкой "Рейнметалл", однако это интересное решение оказалось отвергнутым. Победителем в острой конкурентной борьбе стала одна из моделей фирмы Mitsubishi, имевшая алюминиевое бронирование. Серийное производство этой машины началось в 1973 г.
Общая конструктивная схема машины Type 73 достаточно нетипична. В передней части корпуса размешаются два человека, механик-водитель (справа) и стрелок, обслуживающий 7,62-мм пулемёт (слева). Между ними и чуть дальше назад находится место командира машины. В средней части самонесущего корпуса предусмотрено место для стрелка, обслуживающего пулемёт калибра 12,7 мм. Каждый из этих членов экипажа располагает индивидуальным люком и перископами механик-водитель четырьмя, первый стрелок одним, командир шестью и второй стрелок также шестью.
Силовое отделение находится в средней части корпуса слева. В корме бронетранспортёра размещается десантное отделение, рассчитанное на восемь солдат с полной выкладкой. Они занимают свои места возле двустворчатой двери в кормовой стенке машины. Благодаря наличию шести амбразур — по две в каждом борте и две в дверях — десантники
могут вести огонь изнутри бронетранспортёра. Как и во всех машинах этого типа, в крыше десантного отделения имеются два откидывающихся в стороны люка.
Штатное вооружение бронетранспортёpa Type 73 состоит из двух пулемётов. Первый — калибра 7,62-мм стационарно установлен в лобовой плите корпуса, что является довольно редким решением, главным образом по причине малой эффективности огня такого вооружения. Второй пулемёт — М2НВ калибра 12,7-мм — установпен в небольшой башенке кругового вращения. Вести огонь можно изнутри бронетранспортёра, не высовываясь над крышей корпуса. В вертикальной плоскости пулемёт наводится в секторе от -10° до +60'. К заднему верхнему краю самонесущего корпуса крепятся два блока дымовых гранатомётов по три в каждом.
На бронетранспортёре Type 73 установлен двухтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi 4ZF, развивающий мощность до 220 кВт. Жалюзи воздухозабора и воздушного эжектора смонтированы в крыше корпуса. Двигатель вместе с трансмиссией образуют единый агрегат, который можно заменить в течение получаса.
Подвеска бронетранспортёра выполнена на торсионных валах. К балансиру первого опорного катка с каждой стороны крепится гидравлический амортизатор. В ходовой части нет поддерживающих роликов, верхние ветви гусениц лежат на пяти опорных катках.
После соответствующей подготовки Type 73 может преодолевать водные преграды. Прежде всего, на каждый опорный каток крепится кожух, образующий вместе с катком герметичную воздушную камеру, верхние ветви гусениц закрываются фальшбортами образующими гидродинамические туннели, прикрываются входные и выходные жалюзи воздухозабора и выхлопного эжектора, устанавливается волноотражаюший щиток, в котором предусмотрены отверстия, обеспечивающие видимость механику-водителю и позволяющие вести огонь из пулемёта, установленного в лобовой ппите машины. Бронетранспортёр передвигается по воде посредством перематывания гусениц.
Машина оснащена системой защиты от оружия массового поражения, а также пассивным прибором ночного видения, обеспечивающим механику-водителю обзор в ночное время.
Самонесущее шасси бронетранспортёра Type 73 стало базой для целого семейства вспомогательных машин:
• Type 75 самоходный артиллерийский комплекс, оборудованный складной мачтой высотой 12.5 м и системой измерения скорости ветра в двух направлениях.
• Type 75 самоходный ракетно-артиллерийский комплекс, производившийся в 1975—1985 гг. Его вооружение состояло из тридцати пусковых направляющих, размещённых в четыре ряда (сверху вниз, семь, восемь, семь, восемь), в состав экипажа входили три человека. Боевая масса машины достигала 16,5 т, длина составляла 5,78 м, ширина — 2,8 м. высота — 2,67 м. Машина развивала скорость до 53 км/ч и имела запас хода 300 км. Угол возвышения пусковых направляющих в вертикальной плоскости составлял +50°, сектор наведения в горизонтальной плоскости составлял 150° от продольной оси машины. Реактивный снаряд калибра 131,5 мм имел длину 1,85 м и весил 43 кг, дальность полета достигала 15 км;
• Type 76 — самоходный артиллерийский радиолокационный комплекс РЛС размещалась в колесном двухосном прицепе, который буксировался гусеничным транспортером;
• машина управления
Серийное производство бронетранспортёра Type 73 завершилось после выпуска 225 машин, которые состоят на вооружении только сухопутных войск Японии.
Технические характеристики
Боевая масса, т 13,3
Компоновочная схема среднемоторная
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 9
Длина корпуса, мм 5800
Ширина корпуса, мм 2800
Высота, мм 1700
Клиренс, мм 400
Тип брони катаная алюминиевая, противопульная
Вооружение
Пулемёты 1 ? 12,7-мм M2HB
1 ? 7,62-мм M1919
Тип двигателя V-образный 4-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 22,6
Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м плавает, с подготовкой