Гусеничные боевые машины производятся в Швеции на протяжении уже нескольких десятилетий. Некоторые из них отличаются неповторимостью конструкции и оригинальностью технических решений. Шведские конструкторы не отошли от этих добрых традиций и при
ронетранспортёр Bv-206S разработан шведской фирмой Haegglunds в 1974 году.
Бронетранспортер Bv-206S приобретает особое значение именно сейчас, когда возрастает роль легких машин, обладающих высокой подвижностью и маневренностью, и которые можно относительно быстро доставить по воздуху в районы с напряженной обстановкой или зоны локальных вооружённых конфликтов. Bv-206S может транспортироваться вертолётами (например, СН-47С) и самолётами военно-транспортной авиации, в грузовых отсеках которых он крепится с помощью специально предусмотренных чалочных узлов. Что касается способности транспортёра двигаться по пересеченной местности, то его создатели не без гордости заявляют в рекламных материалах, что те условия, которые принято считать крайне сложными (или подходящими для испытания прототипов), являются нормальными условиями эксплуатации Bv-206S.
Бронетранспортёр Bv-206S состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой замкнутый самостоятельный блок. Оба блока соединяются между собой специальной сцепкой, расположенной по продольной оси всей системы. Двигатель и большая часть элементов трансмиссии находятся в переднем блоке и размещаются по оси корпуса. Там же, в зависимости от модели, имеются места для шести солдат. Сиденья командира машины и механика-водителя располагаются по обе стороны двигателя. Остальные четыре места находятся у задней стенки корпуса. Второй блок рассчитан для транспортировки одиннадцати солдат, либо специального оборудования и различного вооружения. При необходимости в нём размещаются четыре пары носилок с ранеными. В случае перевозки грузов, в переднем блоке можно разместить до 610 кг полезной нагрузки, в заднем блоке — 1640 кг. Bv-206S способен также буксировать прицеп масса которого в гружёном состоянии достигает 2500 кг, но чаще используется одноосный прицеп МВ59 грузоподъемностью в 1100 кг. В зимнее время для движения по снегу он оснащается широкими пыжами (Bv-206S без проблем преодолевает глубокие снежные заносы).
Корпуса обеих частей транспортёра изготовлены из нескольких слоев несгораемых композитных материалов различной твердости. В некоторых местах для усиления применяются стальные плиты. С целью упрощения производства, корпуса изготавливаются из шести частей (днище, крыша, четыре стенки), которые соединяются в единое целое. Эта конструкция является настолько жесткой, что выдерживает даже падение на крышу. По крыше можно ходить без всякого опасения, что особенно важно для тех модификаций, на которых монтируются различные антенны. Учитывая широкое применение в конструкции машины композитных материалов, в крышу вмонтирована медная структура, которая служит "массой" для электрического оборудования.
В обоих бортах переднего блока имеются две двери с замками. Окна передних дверей опускаются, задних установлены неподвижно. Над местом механика-водителя и в задней части крыши переднего корпуса предусмотрены дополнительные люки (откидываемые влево) размерами 0,55 X 0.55 м. Во втором блоке двери имеются в правой и задней стенках
корпуса (модификация для транспортировки личного состава). Эти двери также оснащены замками и окнами. Задние окна очищаются от грязи, залепляющей их при езде по бездорожью, с помощью ручных стеклоочистителей. На крыше можно перевозить до 200 кг грузов. Кроме того, конструкторы не забыли о фиксаторах для лыж, металлической ступеньке, облегчающей посадку в машину через задние двери, и кронштейнах для крепления двух дополнительных 20-литровых канистр с горючим.
Двигатель закрыт кожухом со съемными лючками, обеспечивающими проведение текущего обслуживания. При необходимости он снимается целиком. Выбирая двигатель, конструкторы рассматривали возможность установки мотора, используемого на гражданских машинах. Это позволяло ускорить работы по разработке проекта транспортёра, и сократить стоимость его производства и эксплуатации. Проводились испытания машин с 6-цилиндровым карбюраторным двигателем и 5-цилиндровым дизелем. Первый имел обьем 2,8 л и при 5200 об/мин развивал мощность 100 кВт. Второй двигатель, обьемом 3 л. развивал мощность 93 кВт при 4500 об/мин. На серийных машинах устанавливается 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом "Mercedes-Benz ОМ 603 950" объемом 2.996 л.
Автоматическая планетарная коробка передач Mercedes-Benz W4A 040 (с гидрокинетической передачей) обеспечивает движение вперед на четырёх скоростях и назад на одной. Рычаг переключения скоростей находится справа от сиденья механика-водителя.
Следующим элементом трансмиссии является двухступенчатый редуктор. Его положение устанавливается вручную и только при неработающем двигателе. С редуктора вращательный момент передается посредством валов на два одинаковых дифференциальных механизма. С ними соединены короткие валы, другие концы которых входят в зацепление с зубчатыми ведущими колесами. Таким образом, вращательный момент передается на все четыре гусеницы машины.
При массе, достигающей 6580 кг, и движении по дороге с твёрдым покрытием, бронетранспортёр разгоняется до 40 км/ч за 20 секунд.
Изменение направления движения осуществляется способом, нетипичным для современных гусеничных машин, но встречающимся в сочлененных конструкциях. Учитывая большую опорную поверхность гусениц и неизбежную в этом случае сложность конструкции, конструкторы отказались от дифференциации взаимной скорости перематывания гусениц. Между обеими частями транспортёра установлены два гидравлических механизма, длина которых меняется при повороте руля. При этом оба корпуса перемещаются по отношению друг к другу в горизонтальной плоскости и происходит поворот. Благодаря применению гидростатической передачи маневр происходит плавно, а радиус поворота зависит от степени выворачивания руля. В сочетании с автоматической коробкой передач, все эти механизмы упрощают управление машиной, что существенно влияет на движение по бездорожью и участкам местности со сложным рельефом, а также позволяет сократить время на обучение механиков-водителей. Чтобы развернуться с минимальным радиусом, необходимо сделать 4,5 оборота руля. Выполнение этой операции облегчает закрепленная на руле специальная "груша", которую часто можно видеть на грузовых автомобилях.
Недостатками используемой системы управления являются относительно большой минимальный радиус поворота (8 м) и невозможность разворота на месте.
Весьма существенным моментом является также способность к взаимному перемещению частей транспортера в различных плоскостях, что способствует более равномерному распределению давлении на грунт при движении по неровной дороге.
В состав топливной системы входят два основных топливных бака емкостью по 80 л. Они изготавливаются из композитных материалов и устанавливаются снаружи на задней стенке первого корпуса. Датчик уровня топлива находится в правом баке . Системы смазки рассчитаны на кратковременную работу (около 10 минут) при поперечных и продопьных наклонах машины порядка 40—45".
В фильтре системы питания двигателя воздухом используются сменные бумажные фильтрующие элементы. В состав выхлопной системы помимо всего прочего входит глушитель, который устанавливается в задней части первого корпуса. Система охлаждения и подогревания двигателя включает в себя водяную помпу, радиатор расширительный бачок, термостат и подогреватель. Циркуляцию жидкости через подогреватель, который используется только для запуска двигателя в сильные морозы, обеспечивает электрическая помпа.
На машине применена двухконтурная гидравлическая тормозная система. Отдельные тормозные диски связаны с выходными валами редуктора. При возникновении разницы давления между контурами на приборной панели механика-водитепя загорается предупреждающий сигнал. Механический стояночный тормоз приводится в действие нажатием педали, которая находится слева от сиденья механика-водителя.
Днище каждого корпуса лежит на продольной стальной балке замкнутого сечения. К обоим концам балки крепится по одной поперечной листовой рессоре, а к концам рессор, в свою очередь, — несущие балки с катками, ведущими колёсами и гусеницами. Тем самым обе части машины напоминают катамаран, в котором между "Понтонами" (несущими балками) находится замкнутый корпус. Все четыре части гусеничного хода одинаковы и взаимозаменяемы.
Литые алюминиевые опорные катки с резиновыми бандажами устанавливаются на концах балансиров, которые своей другой стороной через резиновые рессоры крепятся в несущих балках. Тем самым в подвеске используются два упругих элемента; резиновые и листовые поперечные рессоры. Остальные опорные катки служат также для регулировки натяжения гусениц.
Гусеницы для Bv-206S изготавливаются из резиновой ленты со стальными вкладками и дополнительной укрепляющей синтетической основой. Металлические грунтозацепы крепятся непосредственно к стальным вкладкам. Верхние ветви гусениц опираются на один поддерживающий ролик. Вес одной гусеницы составляет 190 кг. Система управления машиной позволила использовать гусеницы с большой суммарной опорной поверхностью. что обеспечило очень низкие значения удельного давления на грунт, благодаря чему Bv-206S легко преододевает заболоченные, топкие и песчаные участки.
Движение в воде осуществляется посредством перематывания гусениц. Машина преодолевает водные преграды с ходу, без подготовки (наклон берегов может достигать 25°). При необходимости решетка воздухозаборника, видного спереди, временно закрывается брезентом. Корпуса закрываются настолько плотно, что за минуту в них может просочиться не более литра воды, кроме того, на машине установлены откачивающие помпы производительностью 60 л/мин.
Бронетранспортёры Bv-206S оборудованы двумя 12-вольтовыми аккумуляторами емкостью по 105 амперчасов. которые находятся в заднем левом углу первого корпуса. При снижении температуры ниже +4°С автоматически включается подогреватель аккумуляторов, при повышении температуры до -14°С он отключается. Напряжение в сети составляет 24 В. Генератор переменного тока (55 ампер) и стартер (2.5 кВт) разработаны фирмой -Бош-. Под сиденьем механика-водителя находится гнездо для запуска машины снаружи.
Освещение машины и оборудование приборной панели механика-водителя не отклоняется от стандартов, принятых для автомобилей, так как в мирное время Bv-206 предназначен для движения по общественным дорогам. Включение фар, указателей поворотов, стеклоочистителей и клаксона осуществляется с помощью одного большого рычага, находящегося у руля. Световые сигналы на панели управления сигнализируют о неисправности тормозной системы, падении давления масла ниже допустимого предела, превышении температуры 130°С в трансмиссии, функционировании указателей поворотов, помп, подогревателя аккумуляторов. включении фар и отсутствии зарядки аккумуляторов.
Bv-206 является невероятно гибкой конструкцией, легко поддающейся модифицированию. Основные изменения затрагивают задний корпус, крыша которого приспособлена для установки различного вооружения или оборудования. В настоящий момент на базе сочлененного бронетранспортёра Bv-206 разработаны и испытаны следующие машины:
• 120-мм самоходный миномет,
• 81-мм самоходный миномет.
• самоходный миноукладчик,
• самоходная пусковая установка ПТУР TOW или -Bill-,
• самоходное безоткатное орудие,
• самоходный ракетный комппекс;
• машина связи/управления,
• самоходная РЛС обнаружения артиллерийских позиций -Arthur-,
• самоходная РЛС;
• пожарная машина.
• санитарная машина:
• ремонтно-эвакуационная машина.
• бронетранспортёр (бронирование обеспечивает защиту от осколков и огня малокалиберной артиллерии).
• машина с краном и кузовом-самосвалом
На крыше переднего корпуса бронетранспортёра на турельной установке может монтироваться 12,7-мм пулемёт.
Поскольку Bv-206S является относительно лёгкой машиной, то в случае вооружения пусковой установкой ПТУР или миномётом, на ней дополнительно устанавливается система блокировки подвески на огневой позиции, которая представляет собой стержни, выдвигающиеся из днища машины и упирающиеся в верхние ветви гусениц.
Помимо всего прочего следует упомянуть о дополнительном оборудовании, позволяющем эксплуатировать машину при низких температурах. Обогреватели в обеих корпусах обеспечивают температуру +10-15°С на уровне сидений при температуре окружающей среды -20°С. Указанный уровень температуры достигается через 30 минут езды.
Места механика-водителя и командира оборудованы ремнями безопасности, противосолнечными щитками и зеркалами заднего вида.
Технические характеристики BV-206S
Двигатель Mercedes-Benz, 3 л. турбодизель, мощность 136 л.с. при 5200 об/мин Ford, 2.8 л. бензиновый, мощность 136 л.с. при 5200 об/мин
Трансмиссия Daimler-Benz W4A-040 5-ти ступенчатая автоматическая
Раздаточная коробка Hagglunds 2-х ступенчатая, повыш. 1.28:1, пониж. 2.11:1
Тормозная система Гидравлическая дисковая
Генератор/ Батарея 24 В 100 А ?2 шт, или 2 по 12 В 105 А ?2 шт
Преодоление уклонов
Твёрдая поверхность 100 % (45град.),
Глубокий снег 30 % (17 град.)
Температурный режим От ?40 до +46 градусов С, система отопления и вентиляции
Топливный бак 160л + 2 канистры по 20 л
Давление на грунт Передняя часть ТС — 11.8 кПа, задняя часть ТС — 13.8 кПа
Дальность движения 330 км
Рулевое управление — Руль с гидроусилением
Гусеничный трак — Усиленная штампованная с кордом 0.6 м, 4 гусеницы с приводом
Диски — Из спецсостава
Посадочные места 6 в передней части ТС, 11 в задней части ТС
Материал кузова — Усиленный фибропластик с изоляцией из пенопласта
Снаряжённая масса — Передняя часть — 2740 кг, задняя часть — 1760 кг
Грузоподъёмность — Передняя часть — 630 кг, задняя часть 1610 кг