http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/PBV-302.jpg

Конец 60-х годов стал важным рубежом для сухопутных войск Швеции. В это время на вооружение поступили новые танк Strv-103 и бронетранспортёр Pansarbandvagn 302 (Pbv 302). Эта машина должна была заменить отслуживший своё бронетранспортёр Pbv 301, созданный на базе легкого танка Strv m/41. Танки Strv m/41 эксплуатировались в шведской армии с 1942 г.. и в 60-е годы их сняли с вооружения. Но поскольку шведы не имели бронетранспортёров, было решено приспособить для этой цели корпуса списанных танков. Такое решение рассматривалось как временная мера, и в 1961 г. был подписан контракт с фирмой H?gglund & S?ner на разработку новой машины этого класса.

В конце 1962 — начале 1963 г были изготовлены первые прототипы, а после полигонных испытаний фирма H?gglund & S?ner получила заказ на производство 700 машин для шведской армии. Серийное производство бронетранспортёров Pbv 302 велось с 1966 по 1971 г.

Корпус машины герметичный, сварен из катаных стальных броневых листов. Борта выполнены двухслойными с разнесенными листами. В кормовой части корпуса имеется двухстворчатая дверь для посадки и высадки десанта на суше. В крыше над задней частью корпуса находятся откидные люки, через которые десант может вести огонь из стрелкового оружия.

Общая конструктивная схема машины довольно нетипична, место механика-водителя размещается впереди (по продольной оси корпуса), командир и наводчик располагаются в средней части машины (по бокам), десантное отделение находится в кормовой части, а двигатель и трансмиссия — под полом. Командир не имеет башенки, и находящаяся слева башня с пушкой частично ограничивает ему обзор.

Корпус Pbv 302 сварен из стальных плит. Если не принимать во внимание наклон передних броневых плит, машина имеет характерную коробчатую форму. Бронирование лобовой части бронетранспортёра выдерживает попадание 20-мм снарядов. Боковые стенки корпуса имеют кессонную структуру (между стальными плитами сохраняется воздушная прослойка). которая повышает степень защищенности от кумулятивных снарядов. В десантном отделении размещаются девять солдат с полной выкладкой. Они сидят в три ряда, спинки крайних сидений обращены к стенкам корпуса: первый солдат из тройки, сидящей в среднем ряду, располагается лицом вперед, двое других — назад. Учитывая небольшие размеры бронетранспортёра, есть все основания утверждать, что в десантном отделении Pbv 302 довольно-таки тесно.

Пехотное отделение покидает бронетранспортёр через две двери в кормовой стенке корпуса. Кроме того, в крыше корпуса имеются два люка, которые открываются с помощью гидравлического привода и позволяют вести огонь изнутри машины. Во избежание несчастных случаев (открыванием люков управляет командир машины, сидящий спиной к солдатам десанта), под крышей корпуса имеются поручни, прикосновение к которым блокирует систему запирания люков.

Люк механика-водителя закрыт цельной крышкой, которая закрывается назад. Во время езды, обзор ему обеспечивают три перископа. Люки командира и наводчика также открываются назад, а их рабочие места оборудованы пятью и четырьмя перископами соответственно. Кроме того, наводчик располагает прибором для наблюдения и прицеливания, имеющим 8-кратное увеличение.

Основное вооружение бронетранспортёра Pbv 302 — 20-мм автоматическая пушка пушка фирмы Bofors, установленная в небольшой башенке кругового вращения. Большой сектор наведения в вертикальной плоскости — от -10° до +50° — позволяет вести борьбу с воздушными целями. Одиако при этом наводчик должен открыть люк, так как только в этом случае он может пользоваться прицелом, установленным на стволе пушки. Башня вращается с помощью ручного привода, что затрудняет быструю переброску пушки — особенно при стрельбе по близко расположенным целям. Скорострельность пушки составляет 500 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входят 405 фугасных (три ленты по 135 снарядов в каждой) и 100 бронебойных выстрелов (в десяти обоймах). Боеприпасы снаряжены в трех лентах по 135 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами и в десяти магазинных коробках по десять бронебойных снарядов. У наводчика имеется монокулярный прицел восьмикратного увеличения и три перископических прибора наблюдения. Для ночного видения применяется ИК прибор.

Шестицилиндровый 4-тактный дизельный двигатель с турбонаддувом и горизонтальным расположением цилиндров "Вольво-Пента-TDH 100В" размещен в центре машины над полом боевого отделения. При 2200 об/мин двигатель развивает мощность 205 кВт. В состав трансмиссии "Вольво-Пента Т60" входят сухой дисковый главный фрикцион, механическая коробка передач (восемь скоростей при движении вперед и две при езде задним ходом), механизмы поворота, бортовые передачи и валы. Простейшие механизмы поворота позволяют выполнять повороты с так называемым свободным радиусом, зависящим от особенностей дорожного полотна и характеристики ходовой части, и разворот на месте вокруг каждой из гусениц. Выполнить разворот вокруг собственной оси машина не может.

Жалюзи для циркуляции воздуха в моторно-трансмиссионном отделении расположены в верхней плите корпуса за рабочим местом механика-водителя. Там же находится и выхлопная труба.

Ходовая часть бронетранспортёра состоит из десяти (2x5) двойных опорных катков с резиновыми бандажами, двух ведущих колёс переднего расположения, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц М70. Поддерживающих роликов нет — верхние ветви гусениц ложатся на опорные катки. Опорные катки соединяются с корпусом при помощи торсионных валов и балансиров. При первой и последней паре опорных катков имеются гидравлические амортизаторы.

Бронетранспортёр Pbv 302 является плавающей машиной. Движение в воде осуществляется посредством перематывания гусениц. Для создания гидродинамического туннеля, верхние ветви гусениц закрываются узкими металлическими экранами. При плавании Pbv 302 развивает максимальную скорость 8 км/ч. Перед входом машины в воду, механик-водитель поднимает волноотражательный щиток, лежащий на передней плите корпуса.

При езде в тёмное время суток применяется активный прибор ночного видения. Инфракрасные прожектора вместе с прожекторами белого света установлены возле верхнего края передней плиты корпуса. Машина не оборудована системой защиты от оружия массового поражения.

Во второй половине 70-х гг бронетранспортёр прошел модернизацию. Кормовая часть крыши корпуса была переконструирована и там появилась невысокая башенка для командира пехотного отделения, перевозимого в машине. Благодаря группе оптических приборов, он имеет возможность следить за ситуацией на попе боя и ставить солдатам конкретные задачи перед выходом из бронетранспортёра.

Как и другие шведские боевые гусеничные машины, Pbv 302 оснастили пусковой установкой LYRAN для отстрела осветительных ракет. В машине перевозится восемь зарядов этого типа.

Изменения коснулись также качества броневой защиты. Несмотря на ощутимое утяжеление бронетранспортёра (особенно его передней части) обе плиты волноотражательного щитка были переделаны в два довольно больших поплавка. Незначительно изменилось и внутреннее оборудование машины.

Как это обычно бывает в таких случаях, Pbv 302 стал базой для ряда модификаций, среди которых следует отметить машину управления Stripbv 3021 (оборудована дополнительными средствами связи и столами для работы с картами), машину разведки артиллерийских позиций противника Bplpbv 3023 (3+7 человека на борту), машину технического обеспечения Bgbv 82 (оснащена лебедкой, краном, двумя сошниками, имеет законсервированную 20-мм пушку, экипаж 4 человека) и машину управления артиллерийским огнем Epbv 3022. Эта машина оснащена лазерным дальномером с 4-кратным и 10-кратным увеличением, системой сухопутной навигации и тремя радиостанциями.

Фирма H?gglund разработала также программу трансформации бронетранспортёра Pbv 302 в боевую машину пехоты. По проекту предполагалось сделать наклонными верхние части стенок десантного отделения, уменьшить количество перевозимых солдат, разместить их таким образом, чтобы они могли вести огонь изнутри машины, сидя спинами друг к другу, заменить старый двигатель на новый "Вольво TDH 100С" мощностью до 230 кВт, установить новую трансмиссию "Аллисон НТ 740": вооружить машину 25-мм пушкой "Эрликон КВА" (с сервоприводом в системе наведения): использовать механизмы поворота с гидростатической передачей. Прототип этой машины даже был изготовлен в металле, но после принятия решения о создании совершенно новой боевой машины пехоты, дальнейшие работы по переделке БТР Pbv 302 были прекращены.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера Pbv 302
Боевая масса, т 13.5
Экипаж, чел. 3+9
Габаритные размеры, мм.
длина 5350
ширина 2860
высота 2500
клиренс 400
Бронирование противопульное
Вооружение 20-мм нарезная пушка Bofors
Боекомплект 505 выстрелов
Двигатель «Вольво-Пента» THD 100В, 6-цилиндровый 4-тактный дизель с турбонаддувом, мощность 205 кВт при 2200 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 15.3
Удельное давление на грунт, Мпа 0,06
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 66
Запас хода по шоссе, км 300
Запас топлива, л 285
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 0.6
ширина рва, м 1,8
глубина брода, м плавает