В1982 году в Швеции начались исследования по программе системы бронетанкового вооружения 1990-х годов – ОБТ второго поколения и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП, машину огневой поддержки, БТР, ЗСУ, КШМ, машину передовых артиллерийских наблюдателей, самоходный миномет, ПТРК и санитарную машину. Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-тонная БМП, причем упор делался на высокую проходимость при хорошей бронезащите и весьма мощном для данного типа техники вооружении. Все семейство боевых машин получило обозначение Stridsfordon 90 (Strf 90), но более известным стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle 90). В 1985 году министерство обороны Швеции и фирмы «Хёгглунд» и «Бофорс» заключили контракт на 200 млн. крон, предусматривающий разработку и создание пяти опытных образцов боевой машины пехоты CV-90. Первый из них был поставлен сухопутным войскам в октябре 1988 года для проведения испытаний.
«Динамический защитник» – так называется в рекламных буклетах фирмы «Бофорс» боевая машина пехоты Strf 90/CV-90 (прототип обозначался как Pbv G). Она создавалась специально для сложных климатических и территориальных условий Швеции. Это очень компактная и маневренная машина с низким силуэтом, пониженным уровнем шумности и уязвимости к воздействию электромагнитного импульса, невысоким коэффициентом отражения радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовом направлении. В результате многолетних технологических исследований, проводившихся фирмами «Бофорс» и «Хёгглундс», машина полностью соответствует семи основным требованиям шведской армии:
– высокая тактическая подвижность (большой клиренс, низкое удельное давление на грунт, высокая удельная мощность двигателя, маневренность и максимальная скорость); o высокая стратегическая подвижность (средняя скорость, возможность перевозки железнодорожным транспортом, большой запас хода);
– возможность самостоятельно защищаться от авиации противника (большие углы возвышения и снижения ствола пушки, скорострельность и скорость наведения пушки в обеих плоскостях);
– удовлетворительная защита экипажа (низкий силуэт, большие углы наклона броневых плит корпуса, надежная защита от оружия массового поражения, отличная система противопожарной безопасности);
– способность поражать бронированные объекты (использование 40-мм подкалиберных снарядов с вольфрамовыми сердечниками);
– удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование дешевых запасных частей и механизмов);
– возможность дальнейшего усовершенствования и развития (возможность установки системы стабилизации вооружения, реактивной брони или усиления вооружения без изменения конструкции машины).
История создания БМП CV-90 началась в 80-х годах, когда командование шведской армии решило выйти на международный рынок вооружений с целью подыскать легкие боевые гусеничные машины, которые могли бы заменить состоявшие до того момента на вооружении шведской армии бронетранспортеры Раnsarbandvagn 302 (Pbv 302). В 1984 г. на севере Швеции проводились испытания английских машин «Стормер» и «Скорпион», вооруженных стандартной 76-мм пушкой. Обе машины отличались хорошей подвижностью, легко преодолевали занесенное глубоким снегом бездорожье, но относились к несколько иной категории боевых машин и во многом не отвечали разработанным техническим условиям. В конечном итоге шведское командование приняло решение приступить к самостоятельной разработке и производству новой гусеничной боевой машины. Кроме того, такое решение полностью вписывалось в господствовавшую в Швеции вплоть до недавнего времени концепцию независимости основных отраслей военной промышленности от зарубежных поставок.
Модификации:
• CV-9030 (экспортная модификация с 30-мм пушкой)
• CV-9040AA «Хамелеон» (Lvkv 90; ЗСУ, 1993 г.)
• CV-9025 (Pbv L; БТР с 25-мм пушкой)
• CV-9025 (модификация с 25-мм пушкой)
• CV-90 FOV (Epbv 90; машина передовых артиллерийских наблюдателей)
• CV-90 (Gvkpbv 90; 120-мм самоходный миномет)
Проектные работы были поручены компании «НВ Utveckling AB», в состав которой входило около десяти более мелких фирм. Руководство компании заключило субподрядные договора с двумя своими крупнейшими участниками – фирмой «Бофорс», которая должна была отвечать за разработку башни и системы вооружения, и фирмой «Хёгглундс Виикл», на которую возлагались обязанности по конструированию корпуса и силового агрегата. В июле 1985 г. с компанией «НВ Utveckling АВ» был подписан целевой контракт на проектирование и изготовление пяти прототипов CV-90, а в декабре 1986 г. – новый контракт стоимостью в 140 миллионов шведских крон на разработку четырех комплектных башен, три из которых должны быть вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» L/70 (встречается также обозначение 40/70 В), а одна – 25-мм пушкой. Причем при выборе основного вооружения испытывались две пушки – 40-мм L/70 фирмы «Бофорс» и 60-мм HvMSW совместного производства фирм «Израэл Милитэри Индастриз» и «ОТО Мелара». Предпочтение было отдано пушке отечественного производства.
Первая башня, предназначенная для боевой машины пехоты Pbv G (CV-9040), была оснащена системой управления огнем, 40-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также двумя блоками дымовых гранатометов по четыре-шесть стволов в каждом. Сзади на крыше башни смонтированы два 71-мм миномета «Lyran 71», стреляющие осветительными зарядами на расстояние до 1300 м. Вторая башня, предназначенная для бронетранспортера Pbv L, оснащалась упрощенной системой управления огнем. Несколько башен планировалось вооружить 40-мм пушками «Бофорс», остальные – скорострельными пушками калибра 25 мм. Третий тип башни предназначался для самоходной зенитной установки Lvkv A2 (CV-9040 AA) и первоначально не оснащался радаром, который начали устанавливать с 1990 г. Четвертый тип башни был вооружен 25-мм пушкой (для CV-9025). По условию контракта фирма «Бофорс» должна была разработать боеприпасы типа APFSDST (трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном) для пушки L/70. Когда фирма «Бофорс» изготовила стальную башню для БМП Pbv G, ее установили для пробных стрельб на корпус истребителя танков Ikv-91 (легкий танк). Максимальная ширина башни составляет 2160 мм, диаметр погона – 1970 мм, высота (с прицелом наводчика) – 1850 мм. На случай выхода из строя системы заряжания в башне установлен дополнительный аккумулятор, подзаряжающийся при нормальной работе двигателя.
Чтобы сэкономить время и сократить стоимость разработки проекта, было принято решение использовать как можно больше уже имевшихся и проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов, в том числе двигатель, трансмиссию и систему управления. По плану предполагалось создать семейство CV-90 из семи основных моделей, используя при этом один и тот же корпус и трансмиссию. Корпус для испытания трансмиссии был построен в соответствии с планом в декабре 1985 г., и уже спустя несколько месяцев начались ходовые испытания. На изготовление пяти прототипов потребовалось два года: машины вышли из сборочного цеха осенью 1988 г. Серийное производство CV-9040 началось в 1991 г., а в армию первые машины начали поступать в 1993 году (сейчас закуплено свыше 900 единиц).
Корпуса всех боевых машин семейства CV-90 сварены из стальных броневых плит и покрыты дополнительным слоем современной брони из композитных материалов, состав которой остается секретом фирмы. Лобовые плиты корпуса и башни имеют значительные углы наклона. В данном случае конструкторы сделали акцент на качестве бронирования, отодвинув проблему плавучести машины на второй план. В CV-90 конструкторам удалось добиться гораздо лучшей защищенности заброневого пространства, чем в старом бронетранспортере Pbv 302, а низкий покатый профиль новой машины увеличивал ее шансы на выживание на поле боя.
Боевая машина пехоты CV-9040 создана по классической конструктивной схеме. Моторно-трансмиссионное отделение находится справа в передней части корпуса, отделение управления – слева, боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню, а кормовая часть машины отведена под десантное отделение.
В качестве основного вооружения на БМП CV-9040 установлена 40-мм пушка L/70B фирмы «Бофорс», разработанная на базе буксируемого зенитного орудия. Для установки в башню пушку пришлось перевернуть, поэтому боеприпасы подаются снизу, а стреляные гильзы выбрасываются наружу через люк в крыше башни. Под казенником пушки располагается магазин, разделенный на три отсека, в которых помещается по восемь зарядов. В зависимости от тактической обстановки в каждом отсеке может находиться свой тип боеприпасов, а смена одного типа на другой осуществляется при помощи гидравлического устройства.
Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами, короткими сериями или длинной очередью со скорострельностью 60 и 300 выстрелов в минуту. Максимальная дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м для наземных целей и 4000 м для воздушных целей. Угол возвышения ствола пушки составляет +50°, угол снижения – всего -8°. Угол возвышения ограничен намеренно, поскольку для борьбы с воздушными целями предназначена ЗСУ Lvkv 90. Боеприпасы заряжаются в магазин вручную, для снаряжения одного отсека требуется около 20 секунд. 48 снарядов находятся во вращающемся барабане в полу башни, еще 168 размещены в боеукладках в корпусе. Весь боекомплект CV-9040 составляет 240 выстрелов.
Для пушки L/70 фирма «Бофорс» разработала несколько типов боеприпасов: APFSDST – трассирующий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, PFPP – программируемый осколочный снаряд с дистанционным взрывателем, PFHE Мк2 -осколочно-фугасный снаряд с дистанционно-ударным взрывателем (этот и предыдущий типы боеприпасов используются для борьбы с самолетами и вертолетами), НЕТ – трассирующий осколочно-фугасный снаряд, МРТ – трассирующий снаряд общего назначения (используется для уничтожения наземных целей и живой силы противника), ТРТ – учебный трассирующий снаряд.
В варианте машины огневой поддержки внутри CV-9040 предусмотрено размещение ПТРК RBS-56 «Bill», стрельбу из которого можно вести с машины через люк десантного отделения или с грунта. Экипаж БМП при этом не отвлекается на работу с ПТРК, что еще раз подчеркивает пример узкой специализации шведской БМП, так как линейные БМП противотанкового комплекса не имеют.
Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет расположен слева в отдельной амбразуре в угловом вырезе башни. Его боекомплект составляет 2000 патронов. На одном из первых опытных вариантов башни спаренный пулемет был расположен в специальном наплыве на правой стороне башни и жестко связан с механизмом вертикального наведения орудия. Дымовые гранатометы расположены двумя блоками по бортам башни. Первоначально блоки включали 6 стволов, но на серийных машинах установлены трехствольные гранатометы.
Рабочее место командира расположено слева в башне, а наводчика – справа. Наведение пушки в цель и ведение огня осуществляется как командиром машины, так и наводчиком, причем приоритет имеют действия первого из них. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости обеспечивается электрогидравлической системой, которая дублируется ручным аварийным приводом.
Универсальную систему управления огнем разработала фирма «Бофорс Аэротроникс». В ее состав входят баллистический вычислитель MYBOF, лазерный дальномер «Simrad» Nd-YAG LV-401 с дальностью действия от 200 м до 9990 м и точностью ±10 м, а также комплект датчиков. Перпендикулярная к линии выстрела составляющая скорости ветра учитывается при вводе в баллистический вычислитель одной из пяти фиксированных установок: сильный ветер, дующий справа налево и наоборот; слабый ветер, дующий в одну или другую сторону, полное отсутствие ветра. Температура боеприпасов измеряется в диапазоне от -35°С до +45°С, ветра – в диапазоне от -50°С до +70°С.
Рабочее место командира машины оборудовано башенкой кругового вращения с перископами и прибором для наблюдения и прицеливания «Sopelem M371». В горизонтальной плоскости и при 1-кратном увеличении сектор обзора одного окуляра составляет 38°, в вертикальной плоскости – 12°. При использовании двух окуляров эти значения меняются соответственно на 77° и 32°. Командир может переключить увеличение на 6-кратное, но при этом сектор обзора сузится до 10°. Производитель гарантирует надежную работу прибора в диапазоне температур от -40°С до +70°С. Интересным решением является использование светофильтра, защищающего глаза командира от ослепления лазерным лучом. Командир наводит пушку в горизонтальной плоскости и ведет огонь при помощи ручки, по форме похожей на компьютерный джойстик. Угол наклона ручки влияет на скорость вращения башни, нажатием большого пальца руки на соответствующую кнопку выбирается огневое средство (пушка или пулемет), а указательным пальцем нажимается электрический спуск. Благодаря такому решению основные функции выполняются быстро и точно. В вертикальной плоскости угол возвышения ствола пушки и пулемета доводится до положения зеркала прибора наблюдения.
Рабочее место наводчика оборудовано прибором наблюдения и прицеливания NTTA с лазерным дальномером и тремя перископами, направленными вправо. Головка прибора связана с крышей башни, что позволяет менять положение зеркала в обеих плоскостях. Наводчик выбирает один из двух вариантов увеличения: 2-кратное или 7-кратное (в ночном канале доступно только 4,7-кратное увеличение). Большинство функций выполняется при помощи пульта с двумя рукоятками, на которых лежат ладони наводчика. Большим пальцем правой руки он приводит в действие лазерный дальномер, указательным пальцем этой же руки нажимает на электроспуск пулемета, а указательным пальцем левой руки – на электроспуск пушки. Скорость наведения вооружения пропорциональна углу наклона рукоятки. Часть остальных кнопок также находится вблизи ладони, что позволяет хорошо обученному наводчику работать, не отрываясь от прибора наблюдения и прицеливания. Контрольные панели системы управления огнем сгруппированы на правой стенке корпуса. С их помощью можно вручную вводить данные, необходимые для ведения огня, с одновременным контролем задаваемых параметров, которые высвечиваются на небольшом экране.
В качестве силовой установки на CV-9040 (как и на остальных машинах этого семейства) используется 14-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным воздушным охлаждением «Сааб-Скания» DS14, развивающий максимальную мощность 407 кВт при 2200 об/мин. Вместе с трансмиссией он образует единый монолитный блок. В 1988 г. на CV-90 впервые испытывалась модифицированная трансмиссия типа «Cross Drive» Х400-4В, производившаяся по лицензии английской фирмы «Перкинс Энджинс» (англичане использовали ее для своей БМП «Уорриор»). Однако обычно устанавливались аналогичные автоматические агрегаты Х300-5, обеспечивающие движение вперед на четырех скоростях и назад на двух скоростях. В состав трансмиссии Х300-5 входят гидрокинетическая передача с блокирующей муфтой, планетарная коробка передач, дифференциальный механизм с гидростатической передачей, многодисковый фрикцион и две бортовые передачи. С такой трансмиссией CV-9040 развивает скорость до 70 км/ч при движении вперед и 43 км/ч при езде задним ходом, а с места разгоняется до 30 км/ч всего за 7 секунд. Доступ к двигателю и трансмиссии обеспечивает съемная наклонная плита, служащая крышей МТО. Для обеспечения максимально низкого профиля машины радиатор системы охлаждения двигателя размещен справа в кормовой части корпуса, как и в немецкой БМП «Мардер». Размещение отделения управления рядом с моторно-трансмиссионным отделением существенно упростило систему управления двигателем, коробкой передач и механизмами поворота. Механик-водитель изменяет направление движения при помощи штурвала, а использование в системе управления гидростатической передачи позволяет разворачивать машину с произвольными радиусами. CV-9040 может разворачиваться также вокруг своей вертикальной оси, что особенно важно при маневрировании в населенных пунктах и лесу.
Основной топливный бак емкостью 500 л установлен вдоль левого борта корпуса на надгусеничной полке. Стенки бака и топливо играют роль дополнительной защиты от кумулятивных снарядов. В кормовой части левого борта размещены аккумуляторные батареи, а по правому борту функцию дополнительной защиты выполняют ящики для запасных частей и инструментов, радиатор и элементы выхлопной системы.
Откидывающаяся назад крышка люка механика-водителя оснащена тремя перископами для наблюдения за местностью впереди машины. Сектор обзора охватывает 158°. При необходимости средний перископ можно заменить пассивным прибором ночного видения. В днище отделения управления за сиденьем механика-водителя предусмотрен люк для аварийного выхода из машины.
В кормовой стенке десантного отделения имеются двери, которые открываются в правую сторону. Кроме того, в забашенной плите предусмотрены дополнительные люки, позволяющие пехоте вести огонь из стрелкового оружия по живой силе и воздушным целям противника во время движения БМП. От стрелковых гнезд в бортах корпуса конструкторы отказались. Такое решение обусловлено малой эффективностью ведущегося через них огня и их отрицательным влиянием на организацию внутреннего пространства десантного отделения. Солдаты вынуждены сидеть спиной друг к другу, что разбивает и без того ограниченное пространство на две меньшие, практически автономные части. Это вызывает определенные неудобства и оказывает негативное воздействие на психическое состояние десантников. В десантном отделении установлен дополнительный перископ, а в кормовой двери имеется стрелковое гнездо, что до некоторой степени обеспечивает защиту машины сзади.
Солдаты десанта сидят вдоль бортов корпуса на индивидуальных сиденьях достаточно простой конструкции, обратившись лицами внутрь десантного отделения. В днище имеется люк для аварийного выхода из машины.
Ходовая часть CV-9040 состоит из четырнадцати (2x7) стальных двойных опорных катков с резиновыми бандажами, двух ведущих зубчатых колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. Поддерживающих роликов нет, хотя возможность их применения рассматривалась еще во время ходовых испытаний. В корме БМП находятся гидравлические механизмы натяжения гусениц. Нажатием на соответствующую педаль механик-водитель может изменять натяжение гусениц, не покидая своего рабочего места, что значительно упростило эту трудоемкую и требующую времени процедуру. Масляные резервуары гидравлической системы находятся сзади на надгусеничных полках. Одногребневая гусеница состоит из 84 траков длиной 152 мм и шириной 535 мм каждый, соединенных замками со специальными выступами-грунтозацелами, облегчающими передвижение по болотистой местности и глубокому снегу. Благодаря большой длине опорной поверхности (около 4 м) значение удельного давления на грунт составляет 0.048 Мпа. На внешней поверхности гусениц крепятся съемные резиновые накладки.
На БМП CV-9040 применяется индивидуальная торсионная подвеска. При этом первая, вторая и седьмая пары опорных катков оборудованы поворотными гидравлическими амортизаторами. Верхние верви гусениц закрыты броневыми экранами, которые являются дополнительной защитой бортов корпуса от кумулятивных снарядов.
В состав стандартного оборудования машин семейства CV-90 входят система защиты от оружия массового поражения, разработанная английской фирмой MDH, и система пожаротушения, расположенная в моторно-трансмиссионном отделении. Кроме БМП CV-9040, вооруженной 40-мм пушкой, созданы еще две другие, которые отличаются оборудованием башни и стоимостью. Это позволило приспособиться к конкретным требованиям и возможностям потенциальных зарубежных заказчиков.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CV-90:
Боевая масса, кг 22 800
Экипаж (десант), чел. 3 (7...8)
Основные размерения, мм:
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6070 (6471)
– Ширина 3100
– Высота 2500
– Клиренс 450
– База х Колея 371 х нет данных
– Ширина гусеницы (шаг трака) 535 (152)
Бронирование, мм противопульное
Вооружение (боезапас, выстрелов):
– 40-мм пушка «Бофорс» L/70B, 2000
– 7,62 спаренный пулемет M/39C
– ПТРК RBS-56 «Bill» (на некоторых) 1 (240)
Углы вертикального наведения, град. -8...+30
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания магазинное заряжание
Приборы прицеливания днев./ночн. прицел «Sopelem M371» (командира); днев./ночн. прицел NTTA (наводчика)
Количество амбразур (из них для пулеметов) 1 (–)
Средства постановки дымзавесы 2х3 дым.гранатометы, 2х71-мм ПУ «Лиран 71»
Тип и марка двигателя дизель «Сааб-Скания» DS14
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 550 (407)
Количество цилиндров 14 (V-образн.)
Количество оборотов/мин 2200
Удельная мощность, л.с./т 24,12
Емкость топливных баков, л 525
Трансмиссия Автоматическая Х300-5, гидрокинетическая передача с блокирующей муфтой, планетарная коробка передач (4+2), дифференциальный механизм с гидростатической передачей, многодисковый фрикцион, две бортовые передачи.
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 70 (–)
Запас хода, км 300
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. 37
– крен, град. 24
– ров, м 2,9
– стенка, м 1,2