http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/BO-105.jpg

Многоцелевой вертолёт BO-105 предназначен для борьбы с танками, непосредственной поддержки сухопутных войск, наблюдения и связи. Разработка легкого вспомогательного вертолета BO-105 фирмой Messerschmitt-Bolkow-Blohm началась в 1962 г. Первый опытный образец, оснащенный двумя ТВД Аллисон 250-С18 с несущим винтом фирмы «Уэстленд Скаут», разрушился в самом начале наземных испытаний. Следующий, поднявшийся в воздух 16 февраля 1967 г., был первым вертолетом с несущим винтом с жестким креплением лопастей. В серию пошла модель BO-105C. в 1975 г. ее сменила модель BO-105CB, которая и стала основным серийным вариантом.

Конструкция несущего винта обеспечивала вертолету BO-105 уникальные летные характеристики на бреющем полете, поэтому правительство Федеративной Республики Германии заказало для бундесвера 439 машин BO-105. В это число входило 227 аппаратов BO-105M (VBH) для разведки и обеспечения связи и 212 противотанковых вертолетов BO-105P (PAH-1), способных нести шесть ПТУР типа «Хот». Поставки начались в декабре 1980 г.

Фирма Messerschmitt-Bolkow-Blohm также разработала противотанковый вариант, способный нести 8 управляемых по проводам ракет типа «Тоу». Другими военными пользователями аппаратов BO-105 являются ВМС Мексики (6 вертолетов) и испанская армия (60 вертолетов, 57 из которых собраны фирмой CASA). BO-105 собирается также в Индонезии под обозначением «Нуртаньо» NBO-105 и в Чили. Аппараты этого типа используются в Брунее, Канаде, Колумбии, Голландии, Ираке, Нигерии и Швеции. К 1991 г. более 1300 BO-105 поставлены в 37 стран. BO-105CBS — вариант с немного удлиненным фюзеляжем для обеспечения большей пассажиро- и грузовместимости.

BO-105D - вариант с модифицированным оборудованием; поставлялся в Великобританию и Нигерию.

BO-105LS — вариант, предназначенный для действий в условиях тропиков и высокогорья, представляет собой комбинацию увеличенной кабины варианта BO-105CBS и двух ТВД Аллисон 250-С28С с максимальной взлетной мощностью 373 кВт/500 л.с.

Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом с жестким креплением лопастей прямоугольной формы в плане. Складывающиеся лопасти выполнены из стеклопластика. Рулевой винт двухлопастный. закреплен на киле, имеющем аэродинамический профиль. Вертолет имеет 2 гидросистемы, дублированную систему электропитания, раздельные масляную и топливную системы двигателей.

Из более чем 1200 выпущенных вертолетов BO-105 всех модификаций больше половины используются в военном варианте как разведывательные, связные и противотанковые. На них имеется французская система прицеливания, имеющая телевизионную и ИК-аппаратуру обзора в передней полусфере, лазерный дальномер. Возможна установка шести ПТУР «Хот» и автоматической пушки с боекомплектом 525 снарядов (вариант BO-105P).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 270
крейсерская 245
Потолок, м:
статический 1300
динамический 5180
Дальность, км:
перегоночная 1110
действия 658
Масса, кг:
максимальная взлетная 2400
нормальная взлетная 2100
пустого вертолета 1256
Максимальная нагрузка, кг 575
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 9,84
длина 8,56
высота 2,98
Двигатель: ТВД Allison 250-С20, л.с. 2 по 420