http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/OH-58A-Kiowa.jpg

Многоцелевой вертолёт Bell OH-58 Kiowa разрабатывался с 1961 г. как легкий разведывательный вертолет второго поколения. В 1960 г. армия США объявила конкурс проектов на новый вертолет с требованиями обеспечения возможностей эвакуации раненых, ближней авиационной поддержки войск, наблюдения, фоторазведки и транспортировки грузов, а также обязательное наличие четырех посадочных мест, полезной нагрузки в 181 кг и крейсерской скорости около 193 км/ч. Проекты представили компании «Белл», «Хиллер» и «Хьюз». Им было заказано по пять опытных образцов для сравнительной оценки. По результатам последовавших испытаний в 1965 г. для серийного производства в качестве легкого вертолета наблюдения (LOH) был выбран вертолет компании «Хьюз» HO-6 (позднее OH-6A).

Однако OH-6A оказался недостаточно пригодным для эксплуатации в армейских подразделениях и на вновь организованном конкурсе лучшим был признан вертолет OH-4 компании «Белл», которая построила новый опытный экземпляр под обозначением Модель 206А «Джет Рейнджер». Он впервые поднялся в воздух 10 января 1966 г., а 20 октября 1966 г. получил сертификат летной годности, после чего был запущен в серийное производство для коммерческих потребителей. Кроме того, он строился компанией «Агуста» в Италии.

Вертолет «Джет Рейнджер» был подобен опытному экземпляру OH-4A (прежде HO-4), за исключением измененного фюзеляжа, в котором теперь размещалось пять человек. Он продолжал находиться в серийном производстве в 1989 г. в Канаде как Модель 206В «Джет Рейнджер» III.

В 1967 г. вновь был объявлен конкурс на легкий вертолет наблюдения, и 8 марта 1968 г. вертолет Модель 206А фирмы «Белл» был объявлен его победителем и, получив обозначение OH-58A Kiowa, начал производиться серийно. К концу 1973 г. было поставлено около 2200 этих машин. OH-58A Kiowa отличался от «Джет Рейнджер» большим диаметром несущего винта, мелкими изменениями во внутренней компоновке и установкой военного электронного оборудования. Поставки начались 23 мая 1969 г. Из первоначально заказанных 2200 машин для армии США 74 вертолета под обозначением COH-58A (позднее CH-136) с декабря 1971 г. поставлялись канадским ВВС. В январе 1974 г. был заключен дополнительный контракт с армией США на 74 машины.

По исследовательскому контракту с армией США единственный вертолет OH-58A Kiowa был оснащен более мощным турбовальным двигателем Аллисон Т63-А-720 мощностью 313 кВт/420 л.с. и улучшенным фонарем кабины с плоскими стеклами. Он получил обозначение OH-58C; в дальнейшем еще два вертолета OH-58A Kiowa были преобразованы в OH-58C. В результате испытаний в марте 1978 г. началась серийная модернизация 275 машин OH-58A Kiowa в улучшенный вариант OH-58C.

Другие варианты включали 12 машин OH-58B, подобных OH-58A. поставленных австрийским ВВС в 1976 г., ВМС США получили 40 вертолетов TH-57A «Си Рейнджер». Эти последние аппараты являлись учебно-тренировочными с двойным управлением. Они представляли собой в целом гражданский вариант 206А «Джет Рейнджер» с электронным оборудованием ВМС США. Учебно-тренировочный вертолет для армии США TH-67 «Крик» является вариантом 206В-3 «Джет Рейнджер» с одним ГТД 250-C20JN. Кабина оборудована для размещения инструктора и двух курсантов (один рядом с инструктором, второй на заднем сиденье).

Вертолет OH-58D Kiowa на базе вертолета Модель 406 с четырехлопастным несущим винтом является производным от вертолета OH-58A Kiowa и предназначен для обеспечения армии США усиленным разведывательным вертолетом. Отличающийся вынесенной над втулкой несущего винта оптической системой наблюдения с лазерным целеуказателем в сферическом обтекателе, он имеет двигатель Аллисон 250-C30R мощностью на валу 485 кВт/650 л.с. Первый экземпляр поднялся в воздух 6 октября 1983 г., а всего армия США заказала 507 таких машин.

В сентябре 1983 году в воздух впервые поднялась модификация OH-58D Kiowa Warrior, созданная по программе AHIP (Army Helicopter Improvement Program) и способная вести разведку с помощью радиоэлектронных средств, укрываясь за предметами на местности (деревьями, строениями, холмами и т.д.), летать в режиме огибания рельефа местности на высотах до 15 м. Вертолет AH-58D Kiowa Warrior, оснащен вооружением в состав которого входят ПТУР AGM-114 Hellfire, до 4 ракет класса "воздух-воздух" Stinger, 2-4 блока с 7 неуправляемыми авиационными ракетами FFAR каждый и пулемет калибра 12,7 мм. Вертолет действует в основном с парой вертолетов AH-64A Apache и осуществляет поиск бронетехники, целеуказание и подсветку объектов для наведения ПТУР, запущенных с других вертолетов из укрытий. К концу 1989 г. общее число построенных компанией «Белл» вертолетов Модель 206 превышало 7000 машин.

Для Саудовской Аравии в 1984 г. разработан облегченный вариант MH-58D под названием «Комбат Скаут» с упрощенным составом оборудования, ПТУР «Тоу» и прицельной системой «Гелитоу» сверху фюзеляжа вместо надвтулочного прицела.

Вертолет OH-58D Kiowa выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, одним газотурбинным двигателем и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен с использованием алюминиевых сплавов. Кабина имеет двери с каждой стороны фюзеляжа, снабжена системой отопления и вентиляции, сиденья летчика и второго летчика-наблюдателя установлены рядом. В задней части кабины размещены блоки электронного оборудования. Конусообразная хвостовая балка полумонококовой конструкции. С правой стороны балки крепится стабилизатор и вертикальное оперение, с левой — установлен рулевой винт.

Несущей винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Они выполнены из стекловолокна и имеют прямоугольную форму в плане с сужающейся законцовкой, предусмотрено их складывание. Система несущего винта обеспечивает более эффективное управление на режиме самовращения и на предельно малых высотах полета. Лопасти и втулка могут противостоять действию пуль калибра 12,7 мм. Тормоз несущего винта отсутствует. Рулевой винт диаметром 1,65 м, с лопастями из стекловолокна. Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная. Имеется система повышения устойчивости и управляемости вертолета.

Горизонтальное оперение прямое, неуправляемое, с перевернутым профилем. Вертикальное оперение состоит из верхней и нижней секций, имеющих стреловидность по передней кромке. Шасси лыжное.

Турбовальный двигатель со свободной турбиной расположен в верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Модульная конструкция двигателя облегчает техническое обслуживание. Топливо размещено в самоуплотняющемся протектированном баке
емкостью 399 л, который установлен в задней части кабины.

Электронное оборудование включает 5 связных приемопередатчиков, систему передачи данных и шифратор речевых сигналов, доплеровскую РЛС, бескарданную инерциальную навигационную систему. Оборудование обеспечивает визуальный полет в любое время суток. Прицел в сферическом обтекателе над втулкой несущего винта с линией прицеливания на 0,82 м выше плоскости вращения винта обеспечивает слежение за движущимися целями на расстоянии до 16 км. Он имеет лазерный целеуказатель-дальномер, телевизионную камеру и ИК-систему ночного видения в передней полусфере. Система передачи данных обеспечивает выдачу информации по цели в течение 6 секунд на наземный пункт управления или боевой вертолет AH-64 «Апач».

Стандартное вооружение включает турельную установку М-27 с пулеметом «Миниган» калибра 7,62 мм. Для защиты от вертолетов противника предусматривается установка двух УР «Stinger» класса « воздух-воздух ».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 0H-58D
Экипаж, чел. 1-2
Скорость, км/ч:
максимальная 222
крейсерская 204
Потолок, м:
статический 3415
динамический 4115
Дальность перегоночная, км 555
Масса, кг:
максимальная взлетная 2360
нормальная взлетная 2040
пустого вертолета 1380
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 10,67
длина 10,48
высота 3,93
Двигатель: ГТД Allison 250-C30R, л.с. 650