http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/UH-72A-Lakota-01.jpg

UH-72A Lakota разработанный компанией Airbus Helicopters, представляет собой легкий, многоцелевой вертолет с двумя двигателями и четырёхлопастным ротором. Этот вертолет является военной адаптацией Eurocopter EC145 и производится американским подразделением Airbus Helicopters, Inc., входящим в состав Airbus Group, Inc. Начиная с 2006 года, когда началось производство, к 2020-м годам на вооружение поступило несколько сотен вертолетов UH-72 различных модификаций. Вертолет UH-72A Lakota, созданный на базе многоцелевого вертолета EC145, предназначен для выполнения широкого спектра задач, включая разведку, целеуказание, поисково-спасательные работы, а также может применяться в качестве санитарного, легкого транспортного и связного вертолета.

Изначально продвигавшийся на рынке как UH-145, он был выбран победителем в конкурсе армии США на легкий многоцелевой вертолет (Light Utility Helicopter — LUH) 30 июня 2006 года. В октябре того же года компания American Eurocopter получила контракт на производство 345 вертолетов для замены устаревших Bell UH-1H/V Iroquois и Bell OH-58A/C Kiowa, находящихся на вооружении армии США и Национальной гвардии. UH-72A Lakota предназначен для выполнения небоевых задач, таких как перевозка грузов и личного состава на территории США для обеспечения внутренней безопасности, а также для реагирования на стихийные бедствия и медицинской эвакуации. Это позволяет высвободить более дорогостоящие UH-60 и другие типы боевых вертолетов для использования в боевых условиях. UH-72A Lakota также используется для обучения пилотов. К 2020 году общий налет вертолетов UH-72A Lakota, используемых сухопутными войсками США и Национальной гвардией, достиг примерно 800 тысяч часов с момента начала программы в 2006 году.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/UH-72A-Lakota-02.jpg

Многоцелевой вертолет UH-72A Lakota используется для:
1. Обучения пилотов - заменил TH-67 Creek в Fort Novosel (бывший Fort Rucker), обеспечивая подготовку 1 400 курсантов ежегодно.
2. Медицинской эвакуации (MEDEVAC) - оснащен носилками и медицинским оборудованием.
3. Поисково-спасательных операций (SAR) - благодаря высокой маневренности и современным датчикам.
4. Разведки и наблюдения - в конфигурации Security and Support (S&S) с ИК-камерами и мощным прожектором.
5. Транспортировки VIP-персон - комфортабельный салон на 6-8 пассажиров.
Важно: UH-72A не предназначен для боевых действий, так как не имеет бронирования и вооружения. Его задача - высвободить UH-60 Black Hawk для фронтовых операций.

В начале 1980-х годов армия США запустила программу LHX, предусматривавшую создание двух вертолетных платформ с максимальной унификацией компонентов. Одна версия, "LHX-U", задумывалась как легкий многоцелевой вертолет для штурмовых операций и тактической транспортировки личного состава и грузов. Другая, "LHX-SCAT", представляла собой легкую разведывательно-ударную модификацию, призванную дополнить AH-64 Apache. В дальнейшем от многоцелевой версии отказались, сосредоточив усилия на разведывательном варианте, который в итоге воплотился в RAH-66 Comanche. В 2004 году программа RAH-66 была закрыта Министерством обороны США и армией. В качестве замены Comanche был разработан ряд программ, включающих три новых проекта: вооруженный разведывательный вертолет (ARH), легкий многоцелевой вертолет (LUH) и единый грузовой самолет (JCA).

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/UH-72A-Lakota-03.jpg

Программа создания легкого многоцелевого вертолета (LUH) стартовала в начале 2004 года с заявленной потребностью в 322 машинах для обеспечения национальной безопасности, административных и логистических задач, а также медицинской эвакуации. Предполагалось, что вертолет будет использоваться для обучения пилотов армейской и морской авиации. Конкурс был объявлен в июле 2005 года. Среди участников были Bell 412, Bell UH-1 Iroquois, MD Helicopters MD Explorer, AgustaWestland AW139 и UH-145, предложенный EADS North America (модернизированная версия Eurocopter EC145). 30 июня 2006 года армия США объявила UH-145 победителем тендера по программе LUH с контрактом на 3 миллиарда долларов. В августе UH-145 получил обозначение UH-72A от Министерства обороны. Первый UH-72A, получивший название "Lakota" в соответствии с традицией присваивать вертолетам индейские имена, был поставлен в декабре 2006 года.

В августе 2007 года EADS North America получила разрешение на полномасштабное производство UH-72A Lakota, первоначально планировалось выпустить 345 вертолетов до 2017 года. "Лакота" производились на заводе Airbus Helicopters в Колумбусе, штат Миссисипи. Сначала осуществлялась сборка из комплектов, поставляемых из Германии, но в 2009 году производство было полностью локализовано. В декабре 2009 года было заказано еще 45 UH-72A Lakota. Сотый вертолет был поставлен в марте 2010 года, 250-й – в апреле 2013 года. В том же месяце армия США решила прекратить закупки после 2014 года из-за бюджетных ограничений. На тот момент было заказано 312 вертолетов. В январе 2014 года Конгресс выделил 171 миллион долларов на закупку 20 дополнительных UH-72A. 300-й UH-72A Lakota был поставлен в мае 2014 года.

В мае 2013 года Конгресс поднял вопрос о возможности использования UH-72A Lakota в качестве вооруженного разведывательного вертолета. Начальник штаба армии генерал Реймонд Т. Одиерно заявил, что UH-72A Lakota разрабатывался для операций внутри США и не подходит для боевого развертывания. "Лакота" используется Национальной гвардией для вспомогательных задач внутри страны, в то время как в зарубежных операциях применяется более мощный UH-60 Black Hawk. В июне 2013 года заместитель министра обороны Фрэнк Кендалл заявил, что боевая модернизация UH-72A "в настоящее время невозможна" и потребует 780 миллионов долларов и добавления 351 кг веса на вертолет.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/UH-72A-Lakota-04.jpg

В августе 2020 года Airbus Helicopters Inc. получила контракт на поставку 15 UH-72A Lakota на сумму 73,999 млн долларов. Контракт включал опции на поставку 18 дверей кабины пилота, 14 входных фильтров для двигателей и 14 блоков контроля параметров окружающей среды, а также 3 дополнительных вертолетов. Модель 645 (EC645) была предложена как вооруженный вариант UH-72A для программы Armed Aerial Scout (AAS), но программа была прекращена в конце 2013 года. UH-72A Lakota предлагался для замены UH-1N Twin Huey в программе CVLSP ВВС США. Как и в армии, он мог использоваться для обеспечения Командования глобальных ударов и Воздушного мобильного командования. Преимуществами UH-72A были большая скорость и дальность полета, надежность, совместимость с приборами ночного видения, современная авионика и низкая стоимость эксплуатации.

Внешне Eurocopter UH-72 Lakota практически не отличается от Eurocopter EC 145, однако в лётно-техническом плане это разные аппараты. Благодаря компактным размерам и мощной силовой установке, "Лакота" обладает высокой манёвренностью и эффективностью. Вертолёт может использоваться для перевозки людей и грузов, как самостоятельная боевая единица и для специальных операций. Он должен был заменить Bell UH-1 и OH-58A/C, а также другие типы вертолетов. UH-72A Lakota закупается как коммерческий продукт с длительным послепродажным обслуживанием. EADS North America объединилась с Sikorsky для обеспечения логистической поддержки UH-72.

Стандартный UH-72A Lakota представляет собой модифицированный гражданский вертолёт EC145, адаптированный для нужд армии США путем нанесения соответствующей камуфляжной расцветки и установки радиостанции AN/ARC-231. В зависимости от конфигурации и поставленных задач, Eurocopter UH-72 Lakota способен транспортировать до 10 человек, включая пилота и стрелка. В случае оснащения вертолёта вооружением, вместимость сокращается до 8 полностью экипированных солдат. Кроме того, предусмотрена возможность размещения двух носилок, что позволяет использовать данную модель в качестве военно-медицинского эвакуационного транспорта.

По сравнению с устаревшим UH-1 Huey, который ранее выполнял аналогичные задачи, двухдвигательный UH-72A Lakota обладает большей крейсерской скоростью: 269 км/ч против 230 км/ч у UH-1 Huey. Помимо этого, UH-72A Lakota оборудован внешней подвесной системой и современной компьютеризированной кабиной. Несмотря на то, что UH-1 Huey превосходит UH-72 по количеству перевозимых раненых (три против двух), в большинстве случаев требуется эвакуация одного или двух пострадавших. Для операций по борьбе с терроризмом и патрулирования границ UH-72A Lakota комплектуется электрооптическими/инфракрасными датчиками, модулем лазерного целеуказания, интерактивной картой и сенсорными дисплеями, цифровой системой видеозаписи и каналом передачи данных, прожектором и лебедкой из набора MEDEVAC.

Силовая установка UH-72 Lakota состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Arriel 1E2 общей мощностью 1480 л.с. Вертолёт способен преодолевать расстояния до 685 километров с крейсерской скоростью 245 км/ч, что является вполне достойным показателем для машин данного класса.

Варианты UH-72A Lakota
Базовый многоцелевой военный вариант Eurocopter EC145.
UH-72B Lakota с характерным рулевым винтом сделанным по схеме Фенестрон
UH-72B Lakota - Модернизация UH-72A. Эта модель основана на модернизированном гражданском вертолёте H145. Вертолёт имеет хвостовой винт типа «Фенестрон», пятилопастной несущий винт, более мощные двигатели, усовершенствованное управление и комплект авионики от Airbus Helionix. Поставки в покупателям начались в сентябре 2021 года.
AAS-72X - Предлагаемая вооруженная версия UH-72 для замены вертолёта OH-58 Kiowa в рамках программы вооруженного вертолёта разведчика армии США, предлагаемая EADS совместно с Lockheed Martin.
AAS-72X+ - Вооруженная военная версия Eurocopter EC145T2 также была предложена для программы вооруженного вертолёта разведчика (Armed Aerial Scout). Он оснащен более мощными двигателями, мощностью на валу дополнительно по 200 л. с. каждый, рулевым винтом выполненным по схеме «Фенестрон» и полностью цифровой стеклянной кабиной

Многоцелевой вертолет UH-72A Lakota - один из самых успешных проектов армейской авиации США. Он доказал свою надежность, налетав 1,6 млн часов без фатальных аварий. Хотя он не является боевой машиной, его роль в обучении, логистике и поддержке операций делает его незаменимым. С появлением UH-72B с улучшенной авионикой и Fenestron, Lakota останется в строю как минимум до 2030-х годов.

Тактико-технические характеристики UH-72A Lakota
Экипаж: 1-2 пилота
Пассажировместимость: до 9 солдат
Грузоподъёмность: 2500 кг (вариант TTH)
Длина: 13,03 м
Длина фюзеляжа: 10,19 м
Диаметр несущего винта: 11,0 м
Диаметр рулевого винта: 1,96 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,84 м
Высота: 3,96 м (с хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 95,03 м
Колея шасси: 2,4 м
Масса пустого: 1792 кг
Максимальная взлётная масса: 3585 кг
Масса полезной нагрузки: 1793 кг
Объём топливных баков: 867 л
Силовая установка: 2 х турбовальных Turbomeca Arriel 1E2
Мощность двигателей: 2 х 738 л.с. (2 х 550 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 268,5 км/ч
Практическая дальность: 685 км
Практический потолок: 4018 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли: 3444 м
без использования эффекта земли: 2743 м
Скороподъёмность: 8,1 м/с