http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/il-112b-01.jpg

Российский легкий военно-транспортный самолет Ил-112В впервые поднялся в небо 30 марта 2019 года. Первый полет Ил-112В состоялся в день 125-летия со дня рождения авиаконструктора Сергея Ильюшина. Полет прошел в штатном режиме. В воздухе Ил-112В сопровождал самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ. Первому полету Ил-112В предшествовал цикл аэродромных отработок, в ходе которых были проведены испытания всех систем, совершены пробежки по аэродрому, в том числе с частичным отрывом от земли, и получено заключение о готовности самолета к началу летных испытаний. Еще один опытный образец Ил-112В проходит статические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) имени профессора Н.Е.Жуковского. Созданный Авиационным комплексом им. С.В.Ильюшина и построенный на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) самолет должен заменить устаревающий парк Ан-26, выход из эксплуатации 50% парка которых произойдет до 2030 года, а 90% - до 2032 года.

История создания самолета Ил-112В уходит к середине 1990-х годов, когда Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина в инициативном порядке решил создать пассажирский самолет Ил-112 на 44 пассажира с багажом для региональных перевозок. Эскизный проект был выполнен в 1994 году - это была машина с парой турбовинтовых двигателей ТВ7-117С. Производить самолет собирались на Кумертауском авиационном производственном предприятии в Башкирии, но не сложилось. Спустя несколько лет машину решили переделать под нужды военных в связи с устареванием парка грузовых Ан-26 - в 2000 году появился эскизный проект Ил-112В. В 2003 году ильюшинцы выиграли объявленный ВВС России конкурс на создание легкого военно-транспортного самолета. Ил-112В конкурировал с проектами Ту-136Т (АНТК им. Туполева), МиГ-110ВТ (РСК «МиГ»), С-80ТД (ОКБ Сухого) и М-60ЛВТС (ЭМЗ им. Мясищева).

Строить самолет доверили Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО), первый полет должен был состояться в 2006 году, а госиспытания - завершиться в 2008 году. Производить Ил-112В планировалось до 18 машин в год. Но разработчики столкнулись с рядом трудностей, в том числе затягиванием сдачи элементов самолета участниками кооперации - сроки сдвигались вправо. В 2010 году Минобороны прекратило финансирование проекта, работы приостановили. Сборка первого образца Ил-112В на ВАСО была приостановлена в 2011 году. Военные решили закупить грузовую версию Ан-140 разработки «Антонова», но после событий весны 2014 года от украинских самолетов пришлось отказаться. В ноябре 2014 года Минобороны России и Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В по измененному техзаданию и с пересмотром финансовых условий. Предполагалось построить первые два опытных экземпляра (для летных и ресурсных испытаний). Летные испытания планировали начать не позднее июня 2017 года.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/il-112b-02.jpg

Ил-112В - первый военно-транспортный самолет, созданный в России после распада СССР, он предназначен для транспортировки и воздушного десантирования вооружения и легкой военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации гражданской версии самолета с максимальной массой 5 тонн. Машина строится полностью из отечественных комплектующих, будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе. Ил-112В - это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских задач. Самолет может автономно эксплуатироваться с плохо оборудованных аэропортов и грунтовых полос, работать в сложных климатических условиях, с высокогорных аэродромов и при сверхнизких температурах: обеспечивается возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму II категории ИКАО и ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы.

Самолёт Ил-112В представляет собой моноплан нормальной схемы с высоко расположенным крылом. Под фюзеляжем трехстоечное шасси. Силовая установка - два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ. Экипаж - два пилота. Крейсерская скорость - 470 км/ч. Дальность полета с максимальной нагрузкой при взлете с грунтовых аэродромов - 1200 км. Максимальная взлетная масса - 21 тонна. Увеличенные размеры грузовой кабины Ил-112В, по мнению экспертов, позволят перевозить и десантировать даже те спецгрузы и виды техники, которые невозможно загружать в самолеты марки Ан.

Силовую установку для Ил-112В разработали и произвели на АО «ОДК-Климов» - это новейшая версия турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ. В Объединенной двигателе-строительной корпорации подчеркивают, что двигатели в ходе первого полета нового самолета для ВТА отработали штатно. Мощность ТВ7-117СТ на максимальном взлетном режиме составляет 3100 л.с., повышенном чрезвычайном режиме - 3600 л.с. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ-112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большой производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. «Система автоматического управления (БАРК-65СТМ) контролирует работу не только двигателя, но и воздушного винта, то есть всей силовой установки самолета. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки. Двигатели отличаются модульностью и экономичностью расхода топлива - одной из лучших в своем классе.

Бортовой комплекс обороны для Ил-112В позволит защитить Ил-112В от ракет класса «поверхность - воздух» и «воздух - воздух». Имея защиту от всех видов средств противовоздушной обороны и переносных зенитно-ракетных комплексов, самолет сможет действовать вблизи линии соприкосновения с противником и участвовать в контртеррористических операциях. Разрабатывает его российский Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ госкорпорации «Ростех»). У Ил-112В есть свои особенности, например - впервые в России для транспортного самолета производится «монокрыло», вместо двух отдельных консолей, которые обычно крепятся к центроплану, входящему в силовой набор фюзеляжа. Здесь центроплана вовсе нет: крыло «садится» на фюзеляж сверху и крепится к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок - аналогичный подход применен и в конструировании элементов крепления шасси к фюзеляжу. Узлы, на которые навешиваются стойки основного шасси, не являются частью силового набора фюзеляжа, а крепятся к нему извне.

Расчетные технические характеристики Ил-112В
Длина, м 24,15
Высота, м 8,89
Размах крыла, м 27,6
Площадь крыла (трапеция), м2  65
Диаметр фюзеляжа, м 3,29
Количество и тип двигателя  2хТВД
Двигатель ТВ7-117СТ
Максимальная мощность двигателя, л.с. 3500
Максимальная взлетная масса, т  21
Максимальная полезная нагрузка, т  5
Емкость топливных баков, л  7200
Крейсерская скорость, км/ч  450-500
Максимальная высота полета, м до  7600
Дальность полета с полезной нагрузкой 3,5 т, км  2400
Потребная длина ВПП, м  1200