http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/DH-112-Venom-1.jpg

Разработанный на базе самолёта Vampire одноместный истребитель-бомбардировщик DH.112 Venom должен был вобрать все достоинства нового турбореактивного двигателя Ghost большей тяги. Новый самолёт первоначально названный Vampire FB.Mk.8, позднее переименовали по причине серьезных изменений конструкции. Его было легко отличить от своего предшественника по новому крылу, которое имело прямую заднюю кромку, более тонкое сечение и оснащалось характерными сбрасываемыми топливными баками на законцовках. Первый прототип DH.112 Venom взлетел в Хэтфилде 2 сентября 1949 года.

Истребитель DH.112 Venom FB.Mk.1 поступил на вооружение британских ВВС только три года спустя, в августе 1952 года. Машины этого типа служили в ФРГ, на Ближнем и Дальнем Востоке в составе 18 эскадрилий, а также 14-й эскадрильи новозеландских ВВС. Двухместные ночные истребители Venom NF.Mk.2 и NF.Mk.3 состояли на вооружении в 1953-1957 годах. В ВВС Швеции этот тип летал до 1960 года. Истребитель-бомбардировщик DH.112 Venom в базовой версии поставлялся в Ирак и Венесуэлу. После успешного изготовления и использования машин Vampire FB.Mk.6 Швейцария купила лицензию на их постройку. Самолёты делал тот же консорциум в составе фирм «Federal Aircraft Factory» (EFW), «Pilatus», который поставлял самолёты Vampire. С 1953 года собрали 150 самолётов Venom FB.Mk.50, доведенных до стандарта FB.Mk.1. Еще одна партия из 100 самолетов FB.Mk.4 была закончена к 1957 году. Из всех этих 250 самолётов 90 машин продолжали служить в ВВС Швейцарии еще в 1980-е годы, но уже тогда были на грани замены. Последние самолеты списали к концу 1983 года.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/DH-112-Venom-2.jpg

Самолёты DH.112 Venom отлично маневрировали при действиях с аэродромов в горных долинах на высотах до 1400 м над уровнем моря. Швейцарцы модифицировали носовую часть, установив там системы УВЧ-связи, усилили центроплан для подвески блоков НАР и ввели сборники звеньев снарядных лент под пушками. По результатам оценки Королевскими ВМС Великобритании самолета DH.112 Venom на его базе был создан двухместный палубный всепогодный истребитель. Его начальную серийную версию обозначили Sea Venom FAW.Mk.20. Конструкция самолёта была усилена для взлетов с катапульты, складные консоли крыла имели силовой привод, самолёт получил тормозной гак и различное оборудование, характерное для флота. В боевой состав авиации британских ВМС самолёт поступил в 1954 году, он также был принят на вооружение военно-морских сил Австралии и Франции.

Серийные машины имели несимметричный фонарь кабины, доработанное оборудование, а наружные весовые балансиры на руле высоты отсутствовали. Для укороченного взлёта перегруженного самолёта по бокам хвостовых балок в случае необходимости могли устанавливаться по три пороховых ускорителя. Двигатель стоял в задней части короткого и толстого фюзеляжа с воздухозаборниками в корневой части крыла. При такой компоновке отпадала необходимость в длинных воздуховодах, снижавших тягу ТРД. В освободившейся носовой части размещался радар AI Мк.10. Основные стойки шасси убирались гидравликой в крыло, а передняя стойка - в отсек за локатором. На крыле имелись закрылки и двухсекционные воздушные тормоза, отклонявшиеся вверх и вниз. Вооружение DH.112 Sea Venom состояло из 4 пушек калибра 20 мм (боезапас 150 снарядов на каждый ствол), расположенных под кабиной снизу. На крыльевых держателях предусматривалась подвеска восьми неуправляемых ракет или двух бомб по 227 кг. Начиная с третьей серийной машины, фонарь кабины получил систему аварийного сброса, но катапультные кресла на первой партии DH.112 Sea Venom не устанавливались.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/DH-112-Venom-3.jpg

Из-за трудностей эксплуатации FAW.Мк.20, вместо запланированных 60 самолётов, выпустили 50, а на конвейере появилась доработанная модификация - FAW.Мк.21. Самолёт с двигателем "Ghost" 104 имел усиленные стойки шасси, доработанный тормозной крюк, новое кресло пилота с лучшим обзором и американский локатор APS-57. Завод в Честере выпустил 168 FAW.Мк.21. С начала 1956-го на новых и ранее выпущенных DH.112 Sea Venom стали устанавливать катапультные кресла Мартин-Бейкер Мк.4. Первый DH.112 Sea Venom FAW.Мк.21 поднялся в воздух в апреле 1954-го, а к маю следующего года на него переучилась 809-я эскадрилья в Йовилтоне. Ещё до вооружённых событий в Египте, в феврале 1956-го ушла в первый полёт очередная модификация DH.112 Sea Venom - FAW.Мк.22. Двигатель "Ghost" 105 с тягой 2404 кгс значительно улучшил скороподъёмность и высоту в 12200 м самолёт набирал за 12 мин. К январю 1956-го выпустили 39 FAW.Мк.22, а часть машин предыдущей модификации Мк.21 также переоснастили этим ТРД. Новый 1957-й стал самым насыщенным по эксплуатации DH.112 Sea Venom с авианосцев.

Списанные с "палубной" службы истребители, как правило, переводились в учебные и вспомогательные подразделения. Дольше всех DH.112 Sea Venom продолжали летать в 750-й эскадрилье лётной школы наблюдателей. Последний вылет уже учебного "палубника" состоялся в марте 1970-го. Но это был ещё не конец лётной карьеры знаменитого потомка "Вампира". В далёком 1955-м несколько DH.112 Sea Venom использовали для проверки различного оборудования. DH.112 Sea Venom Мк.22 поставил в октябре 1970-го окончательную точку на лётной карьере "палубника", более 16 лет добросовестно прослужившего в авиации Королевского флота. Простояв на вооружении трёх государств, DH.112 Sea Venom прожил достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Практически ни один вооружённый конфликт 1950-х в Средиземном море не обошёлся без этого "палубника" двухбалочной схемы, доставшейся ему в наследство от "Вампира" - одного из первых реактивных истребителей в мире. Дальнейшим развитием этой схемы стал двухдвигательный палубник "Sea Vixen".

Тактико-технические характеристики DH.112 Venom
Экипаж, чел   1
Размах крыла, м   13.06
Длина самолета,м   11.17
Высота самолета,м   2.60
Площадь крыла,м2   25.90
Масса, кг 
- пустого   5240
- максимальная взлетная   7167
Тип двигателя   1 ТРД de Havilland Gnost 105
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 2402
Максимальная скорость, км/ч   927
Практическая дальность, км   
Практический потолок, м   12040
Вооружение:    четыре 20-мм пушки Hispano Mk.5
Боевая нагрузка - 900 кг на 8 узлах подвески
4х 227-кг или 113-кг бомбы или  4 ПУ 2х76-мм НУР.
УР Firestreak