В середине 60-х годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых оперативно-тактических комплексов беспилотной разведки. 30 августа 1968 г вышло правительственное постановление о разработке нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и беспилотного самолёта-разведчика «143» (Ту-143) со сроком предъявления на испытания: с оборудованием фоторазведки - в 1970 г, с оборудованием телевизионной и радиационной разведки - в 1972 г. В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к автономности, мобильности и другим характеристикам, отработанным при разработке «Ястребов», добавились требования, выполнение которых заставило разработчиков серьезно пересмотреть подходы к проектированию, производству и испытанию комплекса и его составных элементов.
В частности к самолёту, кроме многократности использования, выдвигалось требование выполнения полётов на высотах 50-5000 м и в районах со сложным рельефом. Отдельно выделялась задача снижения радиолокационной заметности разведчика. Высокие требования предъявлялись к бортовому пилотажно-навигационному комплексу, от него требовалось обеспечить точный вывод разведчика в заданный район разведки и в район посадочной площадки с точностью 500x500 м. Малое время, отводившееся на подготовку и старт, ужесточение требований по надежности потребовали разработки нового комплекса бортовой и наземной аппаратуры с использованием современной элементной базы, а также установки маршевого двигателя с высокой надежностью. В отличие от предыдущих разработок новому разведчику задали значительно меньшую скорость крейсерского полета - дозвуковую или трансзвуковую. Эго снимало ряд проблем, связанных с кинетическим нагревом и «облегчало жизнь» разработчикам. Создание нового поколения беспилотных комплексов возглавил Г.М.Гофбаучр, до начала 90-х годов руководивший подразделением ОКБ, проектировавшим беспилотную технику (после его смерти эту тематику возглавил главный конструктор Л.Т.Куликов).
Комплекс тактической разведки Ту-143 «Рейс» разработали и испытали в кратчайшие сроки, уже в декабре 1970 г состоялся первый успешный полет самолёта «143» (Ту-143). В 1972 г начались совместные госиспытания, успешно закончивишеся в 1976 г, после чего «Рейс» приняли на вооружение. Серийное производство начали еще в ходе испытаний: в 1973 т. на машиностроительном заводе в Кумертау (Башкирия) запустили опытную серию в 10 экземпляров, вскоре начался полномасштабный выпуск. До окончания серийной постройки в 1989 г выпустили 950 разведчиков.
Комплекс Ту-143 «Рейс» предназначался для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубину 60-70 км путем фото- и телевизионной разведки, и наблюдением за радиационной обстановкой. В состав комплекса входили беспилотный разведчик «143» (Ту-143) с бортовой системой программно-командного управления и сменным разведоборудованием, наземный комплекс подготовки и обеспечения пуска, транспортировки и обслуживания, подвижные наземные средства приема, обработки, дешифрирования и передачи развединформации.
Самолёт «143» (Ту-143) представлял собой цельнометаллический моноплан-«бесхвостку» с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа устанавливался неподвижный дестабилизатор треугольной формы, обеспечивавший требуемый запас устойчивости на маршевых режимах полета. Треугольное крыло имело стреловидность по передней кромке 58" и небольшую обратную стреловидность по задней кромке. Фюзеляж самолёта - круглого сечения с переходом в овальное в зоне установки маршевого ТРД, воздухозаборник - над фюзеляжем. В хвостовой части фюзеляжа размещался контейнер с тормозным и посадочным парашютами. Управление по крену и тангажу осуществлялось крыльевыми элевонами, по курсу - рулем направления на киле. В конструкции широко использовались алюминиевые и магниевые сплавы, а также композиционные материалы. Малые размеры «143» (Ту-143), воздухозаборник сверху фюзеляжа и применение специальных материалов способствовали снижению радиолокационной заметности самолёта.
Носовой отсек фюзеляжа был сменным в зависимости от необходимого комплекта разведоборудования. За ним размещались отсеки с агрегатами пилотажно-навигационного комплекса, двигатель ТР3-117 (максимальная тяга 640 кгс) и элементы топливной системы. Под фюзеляжем находился стартовый твердотопливный ускоритель. Посадочное устройство состояло из трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемого при посадке. Горизонтальная скорость гасилась тормозным парашютом, вертикальная - посадочным парашютом и тормозным твердотопливным двигателем, срабатывавшим при касании земли щупом на крыле. Старт «143» (Ту-143) происходил с самоходной пусковой установки и транспортно-заряжающей машины на базе тягачей БАЗ-135МБ. Операции по оперативному и регламентному техническому обслуживанию производились на технической позиции с помощью контрольно-проверочного комплекса. Обработка и дешифрирование развединформации производились на специальном пункте, с которого разведданные после обработки оперативно передавались по каналам связи.
Комплекс имел дальность полета 170-180 км; тактическая глубина разведки - 70-80 км; скорость полета - 875-950 км/ч; высота старта до 2000 м над уровнем моря; высота ведения фоторазведки - 200-1000 м; высота ведения телевизионной разведки - 300-1000 м; количество повторных стартов - до пяти. Самолет «143» (Ту-143) выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: фоторазведчик с регистрацией информации на борту и вариант для телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того, он мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей информации по радиоканалу. Помимо основного варианта, в 1985 г. на базе «143» в ОКБ построили беспилотную мишень М-143 («Рейс-М», ВР-3ВМ), успешно прошедшую госиспытания, в их ходе она хорошо имитировала различные типы ЛА. В мишени переоборудовались серийные самолеты-разведчики «143». В конце 70-х годов ОКБ разработало модификацию самолёта «143» в агитационном варианте: в нем носовой отсек с разведоборудованием заменялся отсеком с агитационными материалами и средствами сброса.
Новый комплекс достаточно быстро освоили в войсках. Он получил высокую оценку как надежное и высокоэффективное средство разведки. Спроектированный и построенный по заказу ВВС, комплекс нашел широкое применение и в других родах вооруженных сил. На учениях с участием различных родов войск комплекс «Рейс» убедительно показал существенные преимущества по сравнению с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными аналогичной аппаратурой. Одним из них было наличие современной навигационно-пилотажной системы, обеспечивающей более точный выход в участок разведки по сравнению с самолётами-разведчиками МиГ-21Р и Як-28Р, а ведь именно этим во многом определялось качество воздушной разведки и в конечном итоге успех выполнения задания. При использовании в горной местности низколетящий «Рейс» становился фактически неуязвимым для средств ПВО противника, что делало его прекрасным средством разведки в горных районах.
Комплекс Ту-143 «Рейс» экспортировался в Чехословакию, Румынию и Сирию. Последняя применяла его в боевых действиях в Ливанском конфликте в начале 80-х годов. В Чехословакию комплексы «Рейс» поступили в 1984 г, там из них сформировали две разведэскадрильи. В настоящее время самолёт «143» экспонируегся на выставке авиационной техники на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе и в музее ВВС в Монино.
Тактико-технические характеристики Ту-143 «Рейс»
Размах крыла, м 2.24
Длина, м 8.06
Высота, м 1.545
Площадь крыла, м2 2.90
Масса, кг 1230
Тип двигателя ТРД ТРЗ-117
Тяга, кгс 1 х 640
Ускоритель СПРД-251
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность действия, км 180
Время полета, мин 13
Практический потолок, м 1000
Минимальная высота полета, м 10