http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-22pd-1.jpg

В 1961 г в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС разработали самолёт — постановщик помех Ту-22П. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолётов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолет мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн.

В опытный образец Ту-22П в августе 1962 г. переделали пятую машину 3-й серии Ту-22 (№1032054), оснастив ее вторым вариантом комплекса «Сибирь-2». Последний включал в себя станции заградительных помех и два комплекта устройств создания пассивных помех АПП-22. Аппаратуру для создания помех разместили в негерметичном контейнере П-2. Последний оборудовался воздушно-жидкостной и воздушной системами охлаждения и электропитанием. Контейнер располагался в грузовом отсеке самолёта.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-22pd-2.jpg

Воздушно-жидкостная система, состоявшая из четырехсекционного воздушно-масляного радиатора, четырех масляных баков с помпами и трубопроводов, охлаждала наиболее теплонапряженные блоки. Воздушная система включала заборник наружного воздуха, трубопроводы, выходные насадки и обеспечивала общую вентиляцию контейнера П-2 и наружное охлаждение блоков станций. Постановку пассивных помех осуществляли с помощью размещенных в грузовом отсеке между 56-м и 60-м шпангоутами устройств АПП-22, сбрасывавших коробки с отражателями поодиночке или залпом. Ту-22П комплектовались РЛС «Рубин-1А», предназначавшейся не только для бомбометания, но и позволявшей наблюдать за земными ориентирами и самолётами, находившимися на удалении, равном высоте полёта постановщика помех, а при полёте над водной поверхностью и малоориентирной местностью — до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63. Постановщик помех Ту-22П внешне отличался от бомбардировщиков и разведчиков обилием антенн на фюзеляже и крыле.

В июне 1963 г. завершился этап заводских испытаний, и машину предъявили на государственные испытания, проходившие с 16 августа 1963 г по 30 марта 1964 г. Столь длительный срок испытаний (хотя было выполнено всего 17 полетов) объяснялся различными доработками и ликвидацией последствий поломок, избежать которых не удалось. В частности, в августе 1963 г разрушился генератор СГС-30-8, вслед за чем отказал механизм управления разворотом передней ноги шасси.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/tu-22pd-3.jpg

Вес пустого самолёта, по сравнению с Ту-22Р, возрос до 49000 кг. Это отрицательно повлияло на его лётные характеристики. В частности, в заключении «Акта по результатам государственных испытаний» отмечалось, что дальность уменьшилась на 180—200 км. По итогам испытаний рекомендовалось принять Ту-22П на вооружение ВВС «в качестве составной части общего наряда сил, необходимых для подавления всей радиолокационной системы ПВО противника и для дальнейшего повышения эффективности боевого применения». В дальнейшем Ту-22П предлагалось оснастить противорадиолокационными ракетами и более совершенными станциями активных помех, в частности, типа «Фасоль». Отмечались как недостатки трудоемкость ручной загрузки автоматов АПП-22, для чего требовалось около семи часов работы трех подготовленных специалистов, а также вредное влияние источников помех на экипаж и силовую установку.

В ходе испытаний Ту-22П специально исследовалась совместимость мощных электромагнитных генераторов с другой аппаратурой самолёта. В целом замечаний не было, если не считать небольшое влияние аппаратуры постановки помех на работу приемника командной радиостанции РСИУ-5В.

Уже в процессе эксплуатации серийных машин их оборудование постоянно совершенствовалось, что приводило к появлению новых вариантов. Например, Ту-22П-1 комплектовался станциями СПС-44 «Букет-4», СПС-55 и СПС-4М «Клюква» или СПС-5м «Фасоль», Ту-22П-2 — СПС-77, СПС-4м и СПС-5м, а Ту-22П-4 — СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5м. Известны модификации Ту-22П-6 и П-7. Впоследствии часть машин оснастили станциями СПС-151, СПС-152 и СПС-153, предназначавшимися для индивидуальной защиты самолетов Ту-22К и Ту-22П. Их размещали под обтекателями на месте кормовых артиллерийских установок. После оснащения самолётов РЭБ устройствами дозаправки топливом в полете они получили обозначение Ту-22ПД. Завод №22 построил около 50 самолётов радиоэлектронной борьбы, включая опытные образцы, переделанные из Ту-22.

Тактико-технические характеристики Ту-22П
Размах крыльев, м   23.17
Длина, м   41.60
Высота, м   10.13
Площадь крыла, м2   162.25
Масса, кг   
- пустого самолета   43600
- нормальная взлетная   69000
- максимальная взлетная   85000
- топлива   40800
Тип двигателя   2 ТРДФ РД-7М
Тяга, кгс   
- на форсаже   2 х 16000
- максимальная бесфорсажная   2 х 10500
Максимальная скорость, км/ч   1410
Крейсерская скорость, км/ч   950
Практическая дальность, км   4900
Практический потолок, м   13500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке