https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-2.jpg
Звено истребителей J-20 в полете. Фото Wikimedia Commons

К настоящему времени авиационная  промышленность Китая разработала два истребителя последнего 5  поколения. Один из них, Chengdu J-20, уже строится серийно и служит в  ВВС НОАК, а второй, Shenyang J-31, пока проходит испытания. При создании  этих машин учитывались все актуальные тенденции и идеи. В частности,  оба самолета выполнены малозаметными, для чего используется весь спектр  актуальных стелс-технологий.

Два самолета

Разработка  будущего J-20, по разным данным, началась еще в девяностых годах. К  концу двухтысячных корпорация CAIG / CAC построила и вывела на  предварительные испытания первый опытный самолет. В начале 2011 г. он  совершил свой первый полет. Испытания и доводка заняли почти шесть лет, и  только в 2017-м самолет поступил на вооружение. В рамках серийного  производства к настоящему времени построили не менее 150 новых  истребителей.

CAIG / CAC продолжает развитие проекта. Так, в  октябре 2021 г. на одном из аэродромов был замечен недавно построенный  двухместный вариант самолета, известный как J-20C. По всей видимости,  этот проект пока остается на ранних стадиях и далек от серии.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-4.jpg
J-20 раннего серийного облика. Фото Wikimedia Commons

Проект  J-31 от корпорации SAC, также известный под обозначением FC-31, тоже  создавался в двухтысячных годах. Первый полет такой машины состоялся в  октябре 2012 г. По известным данным, летные и иные испытания  продолжаются до сих пор. Для их проведения построено не менее четырех  прототипов. Когда завершатся все текущие мероприятия, и готовый J-31  будет принят на вооружение, неизвестно.

В октябре прошлого года  начались испытания палубной версии J-31. Этот самолет в целом похож на  базовый образец, но имеет несколько характерных элементов. Можно  предполагать, что отработка этой машины займет несколько лет, и она  поступит на вооружение ВМС НОАК одновременно с одним из будущих  авианосцев.

Проекты самолетов J-20 и J-31 в свое время стали  поводом для гордости. С их помощью Китай смог войти в узкий круг стран,  способных разрабатывать и строить истребители последнего поколения.  Кроме того, два проекта подтвердили компетенции китайского авиастроения в  разных сферах, включая т.н. стелс-технологии.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-3.jpg
Самолет J-20 с открытыми грузоотсеками. Фото Wikimedia Commons

Малозаметный планер

Как  известно, заметность самолета в полете достигается несколькими  способами, и основные связаны с конструкцией планера. Внешний вид J-20 и  J-31 показывает, что при их разработке учитывались вопросы  малозаметности. При этом получившиеся самолеты имеют как узнаваемые  черты, так и свои собственные особенности.

Истребитель J-20  построен по схеме «утка», не характерной для современных  стелс-самолетов. Однако наличие переднего оперения, похоже, не помешало  сокращению радиолокационной заметности. Для обеспечения таких  характеристик фюзеляж и гондолы двигателей имеют характерные скругленные  грани, а ровные поверхности располагаются с наклоном. Углы  стреловидности плоскостей, развал килей и даже характерный скошенный  воздухозаборник тоже работают на малозаметность.

J-31 построен по  нормальной схеме и внешне напоминает зарубежные разработки. При этом  вновь используются прямые и скругленные грани, ровные поверхности и т.д.  Любопытно, что такой экстерьер стал поводом для обвинений. Китайскую  промышленность подозревали в использовании – или даже похищении –  иностранных наработок.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-5.jpg
Двухместный самолет J-20C на испытаниях. Фото Twitter.com/TheBaseLeg

По  известным данным, оба планера строятся из металлических и композитных  деталей. Упоминалось использование радиопоглощающих покрытий и панелей,  однако подробности таких технологий неизвестны. Также неизвестно, как  две конструкции отличаются с точки зрения материалов. Доступные  фотографии неокрашенных самолетов позволяют делать только  предварительные выводы.

Оба китайских истребителя имеют  внутренние грузоотсеки, скрывающие полезную нагрузку от облучения. На  J-20 использована комбинация из крупного отсека по оси и двух боковых,  вмещающих ракеты ограниченного габарита. Конфигурация отсека / отсеков  на J-31 неизвестна. Вероятно, самолет меньших габаритов имеет только  один «бомболюк». С целью правильного отражения радиосигналов торцы  створок отсеков имеют скошенную или зубчатую форму. Таким же образом  оформлены створки шасси и различные технологические лючки.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-8.jpg
Истребитель FC-31 / J-31 на выставке China Air Show 2014. Фото Wikimedia Commons

С  определенных ракурсов самолет демаскирует кабина. Вероятно, этот вопрос  решен при помощи металлизированного фонаря оптимальной формы. Такое  изделие должно отражать зондирующий сигнал и не позволять ему проникнуть  внутрь и отразиться от сложных внутренних поверхностей.

Заметность двигателей

Определенные  риски демаскировки связаны с двигательной установкой самолета. Так,  турбореактивный двигатель дает мощную горячую струю, заметные для  инфракрасных систем наблюдения. Кроме того, сопло традиционного круглого  сечения может отражать радиосигнал обратно на локатор. В китайских  проектах, вероятно, решаются обе эти проблемы.

На ранних J-20  использовалась пара двигателей WS-10C со штатным круглым управляемым  соплом. В 2014-15 гг. прошел испытания самолет с обновленным двигателем,  получившим плоское сопло с зубчатыми створками. В дальнейшем такой  двигатель пошел в серию и устанавливался на истребителях новой  постройки. По всей видимости, новое сопло не ухудшило технические и  летные характеристики самолета, но сократило его заметность во всех  спектрах. К сожалению, точные изменения таких параметров остаются  неизвестными.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/kitaj-6.jpg
Один из прототипов J-31 в полете. Фото Chinatimes.com

Проект  J-31 пока не получил подобного развития. Все известные прототипы  оснащены двигателями с круглым соплом. Соответственно, заметность с  задних углов может быть выше желаемого предела, как для  радиолокационных, так и для оптических средств.

Режим радиомолчания

Во  время скрытного полета стелс-самолет не должен проявлять себя  каким-либо излучением, что предъявляет особые требования к комплексу  радиоэлектронного оборудования. Истребитель не может обойтись только  бортовой РЛС и нуждается в других средствах.

По известным данным,  основным средством обнаружения и управления огнем на J-20 является БРЛС  с АФАР. При невозможности ее применения, самолет должен искать цели при  помощи оптико-локационной станции, размещенной под носовой частью  фюзеляжа. Также известно о наличии нескольких оптических приборов,  дающих круговой обзор. Вероятно, J-20 может принимать целеуказание с  самолетов ДРЛОиУ или наземных пунктов управления – это тоже способствует  скрытной работе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-7.jpg
Техника на испытаниях. Хорошо видна конструкция неокрашенного планера и форма сопел. Фото Thedrive.com

Схожим  образом построена авионика истребителя J-31. Он может искать цели сам  при помощи БРЛС или «распределенных» ОЛС. Также должна предусматриваться  боевая работа по внешнему целеуказанию.

В средней или дальней  перспективе на вооружение ВВС НОАК могут поступить многоцелевые БПЛА  типа «верный ведомый». Они будут работать вместе с истребителями 5  поколения и выполнять их приказы. Соответственно, пилотируемые самолеты  смогут оставаться на безопасном расстоянии от противника и более полно  использовать потенциал малозаметности. При этом требуется  соответствующее совершенствование авионики – в нынешней комплектации или  при дальнейших модернизациях.

Технологии и их реализация

Как  сообщается, в двух проектах истребителей 5 поколения китайская  промышленность использовала все свои новейшие наработки в разных сферах.  С учетом требований к новому поколению авиационной техники, большое  внимание уделялось вопросам сокращения заметности. Успех таких мер пока  можно оценивать только эмпирически, т.к. точные данные о  характеристиках, в китайских или иностранных источниках, пока  отсутствуют.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/kitaj-1.jpg
Палубная модификация истребителя J-31. Фото Twitter.com/TheBaseLeg

В  китайских проектах J-20 и J-31 реализованы все основные принципы  комплексного снижения заметности в полете и при решении боевой задачи.  Это показывает, что авиационная промышленность Китая располагает широким  кругом необходимых технологий, которые теперь позволяют ей строить  полноценные стелс-самолеты. Для разработки и строительства истребителей  нового поколения Китаю пришлось создать и освоить производство  современных сплавов и композитов, новых двигателей, разнообразного  авиационного оборудования и вооружения. Также требовалось создать  собственную научную базу в сфере стелс-технологий.

В то же время,  рассматриваемые истребители все еще сохраняют некоторые недостатки.  Прежде всего, имеются проблемы по линии двигателей с малой инфракрасной и  радиолокационной заметности. Пока новую силовую установку получил  только один из самолетов, тогда как перспективы второго в этом контексте  неизвестны.

В целом проекты J-20 и J-31 показали уровень  китайского авиастроения и круг имеющихся передовых технологий, как  минимум, на момент своего появления. При этом наибольшее внимание  закономерно привлекают технологии малозаметности, поскольку они  отразились во внешнем виде и в других особенностях истребителей – и их  достаточно просто оценить. Вполне возможно, что в будущем Китай покажет  новые малозаметные самолеты, и они вновь продемонстрируют, какие идеи и  технологии удалось освоить промышленности за прошедшее время.

Автор:Рябов Кирилл