http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mirage-3.jpg

Многоцелевой самолет Mirage III/5/50 предназначен для перехвата воздушных целей, выполнения ударных операций и ведения разведки. В конце 1955 г. компания Dassault-Breguet решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и более обширным фюзеляжем, в котором помещался один турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 101G1. Получившийся в результате самолет - Mirage III-001 совершил свой первый полет 18 ноября 1956 г., а через два месяца достиг полетной скорости 1,52 М. Регулируемые воздухозаборники с ручным управлением и турбореактивный двигатель «Атар» 101G2 тягой 4490 кг позволили повысить максимальную скорость до 1,65 М. Позднее при использовании вспомогательного ракетного двигателя SEPR скорость была увеличена до 1,8 М.

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет низкорасположенное треугольное в плане крыло с углом стреловидности 60° по передней кромке. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен по правилу площадей. В носовой части самолета размещена РЛС с обтекателем антенны. Киль стреловидный. Руль направления приводится в действие с помощью силового гидроцилиндра. Кабина летчика оборудована катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета при нулевой высоте и скорости 167 км/ч.

ВВС Франции заказали 10 усовершенствованных предпроизводственных самолетов Mirage IIIA. Эти машины имели турбореактивный двигатель «Атар» 9В с тягой на форсаже 6000 кг и модифицированное крыло. Mirage IIIA, совершивший свой первый полет 12 мая 1958 г., при использовании дополнительного ракетного двигателя показал максимальную скорость в 2,2 М.

Появление Mirage IIIA привело к производству двухместного тренировочного самолета Mirage IIIB. имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Mirage IIIC. Последний был оборудован РЛС «Сирано» AI, а основное вооружение, состоявшее из двух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса «воздух—воздух» Матра R.530 и «Сайдуиндер».

Следующим вариантом стал истребитель-бомбардировщик большой дальности Mirage IIIE (первый полет в 1961 г.) с турбореактивным двигателем «Атар» 9С, установленным в немного более длинном фюзеляже. Он был оборудован РЛС «Сирано» II, которая совместно с доплеровской РЛС и радионавигационной системой TACAN предоставляла возможность полетов на малой высоте в любых погодных условиях и проведения атак по приборам, но не могла отслеживать поверхность земли.

Разведывательный вариант Mirage IIIR оснащен фотокамерами и ИК-датчиками «Супер Циклоп», позволяющими воспроизводить тепловое изображение местности с высот 100—2000 м. Mirage IIIRD оснащен панорамными фотокамерами, РЛС бокового обзора и ИК датчиками «Супер Циклоп».

На основе Mirage IIIE был спроектирован менее сложный истребитель Mirage 5 для атак наземных целей в простых метеоусловиях и светлое время суток. Он предназначался в основном для экспорта в Израиль. Первый образец этой модели совершил полет 19 мая 1967 г. На нем установлено упрощенное электронное оборудование, он имел больший объем топлива и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могпо устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позднее самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Mirage 5F.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/mirage-50.jpg

Многоцелевой истребитель Mirage 50, опытный образец которого совершил свой первый полет 15 апреля 1979 г., имел турбореактивный двигатель SNECMA «Атар» 9К-50 и мог нести полный набор вооружения, оборудования и снаряжения, разработанных для самолетов серии Mirage III/5. Этот вариант имел более совершенную РЛС и систему индикации информации на лобовом стекле. По сравнению с самолетом Mirage 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачи ПВО время набора высоты на 35% меньше (или достижение на 45% большей высоты за заданное время), время преследования цели на 50% больше.

Разработаны также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались примерно в 20 зарубежных странах. К моменту окончания в 1989 г. серийного производства всего было выпущено 1422 самолета Mirage III/5 и III/50 (в том числе в Австралии и Швейцарии по лицензии), почти 950 из которых пошли на экспорт. Пользователи этих самолетов принимали участие в программах по их модернизации, и, как результат, некоторые экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет. Коммерческий успех Mirage объясняется тем. что этот истребитель явился одним из самых дешевых в классе самолетов со скоростью, соответствующей М=2.

Разработанные следующие варианты.

Mirage IIID — двухместный учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет.

Mirage IIIEX — модифицированный самолет Mirage IIIE с носовой частью, как у модели F.1, и подфюзеляжными ребрами-килями, как у самолета Mirage 5D; с топливоприемником для дозаправки в воздухе, расположенным с левого борта перед кабиной пилота и закрепленными передними дополнительными рулями. Обтекатель доплеровской РЛС под носовой частью самолета убран.

Mirage IIIO — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Австралии.

Mirage IIIR — самолет-разведчик с пятью фотокамерами или инфракрасным оборудованием.

Mirage IIIS — модификация, выпускавшаяся по лицензии в Швейцарии.

Mirage IIIX — имел дополнительные передние рули, электропроводную систему управления, двигатель «Атар» 9К-50 и улучшенное электронное оборудование.

Mirage 5D — двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Mirage 5.

Mirage 5R — разведывательный вариант самолета Mirage 5.

Стандартное вооружение самолетов Mirage IIIE и С: две пушки DEFA 552А (калибр 30 мм, по 125 снарядов), две УР AIM-9 «Сайдуиндер» (на подкрыльевых узлах подвески) и одна УР средней дальности Матра R.511. Под крылом возможна подвеска 18 НАР калибра 68 мм в двух блоках JL 100R.

В ходе модернизации состав оружия самолетов Mirage III/5/50 был расширен. Стала возможна установка одной УР класса «воздух-воздух» Матра R.530, двух УР Матра «Мажик» или «Шафрир» (израильского производства), при решении ударных задач — одной УР класса «воздух-поверхность» AS.30 (под фюзеляжем). На подфюзеляжном узле тридцати специально оборудованных самолетов Mirage IIIE возможна подвеска тактической ядерной бомбы AN.52. Вместо пушек может устанавливаться дополнительный топливный бак.

Самолет получил широкую известность в ходе «шестидневной воины» между Израилем и коалицией арабских государств (Египтом, Сирией, Иорданией и Ираком) в июне 1967 г. В воздушных боях, по израильским данным, самолетами Mirage IIICJ было сбито около 50 арабских самолетов.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в воздушных боях над районом Суэцкого канала «первую скрипку» с израильской стороны продолжали играть «Миражи». Им противостояли египетские самолеты МиГ-17Ф, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ, а также советские истребители МиГ-21МФ, обеспечивавшие ПВО Египта. В ходе столкновений между самолетами Mirage III и МиГ-21 при равном уровне подготовки летчиков ни одна из сторон не имела явного качественного превосходства.

Маневренные характеристики Mirage IIICJ оказались несколько ниже, чем у МиГ-21МФ, срыв начинался на меньших, чем у противника, углах атаки, возможность выполнять энергичные развороты лимитировалась ограничениями по перегрузке (5,5 при массе более 9500 кг и 6,7 при меньшей массе). При перегрузке 8,0 у Mirage возникали необратимые деформации конструкции, тогда как МиГ-21 мог свободно маневрировать с этой перегрузкой.

Однако система вооружения самолета Mirage IМО оказалась более эффективной, чем на МиГ-21, кроме того, у Mirage был лучший обзор, чем у МиГ-21 поздних модификаций. Это несколько уравнивало шансы противоборствующих истребителей.

В Анголе истребители Mirage III ВВС ЮАР участвовали в воздушных боях с истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ, пилотируемыми кубинскими и ангольскими летчиками. Самолеты МиГ-23МФ с УР Р-60 оказались более эффективными в воздушном бою, что привело к потерям нескольких самолетов Mirage III.

Широко применялись «Миражи» в вооруженном конфликте между Англией и Аргентиной (1982 г.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Mirage 5
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2350
максимальная на высоте до 3 км 1390
крейсерская 956
Практический потолок, м 17000
Дальность, км:
перегоночная 2300
действия 600
Масса, кг:
максимальная взлетная 13500
пустого самолета 6460
Максимальная боевая нагрузка, кг 4000
Габариты самолета, м:
размах крыла 8,22
длина 15,0
высота 4,5
Двигатель: ТРДФ SNECMA «Atar» 9С, кгс 4300/6200