http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/Hawk-T1A.jpg

Самолет создан фирмой Hawker Siddeley (теперь часть фирмы ВАe - British Aerospace) в начале семидесятых годов для замены в английских ВВС устаревших учебно-боевых самолетов типов 'Джет Провост', 'Гнат' и 'Хантер'. Контракт на поставку 175 самолетов Hawk был подписан 2 марта 1972 года, а 21 августа 1974 года начались испытания первых пяти предсерийных самолетов (от изготовления опытных образцов было решено отказаться), а первые два серийных самолета были готовы в ноябре 1976 года. После изучения результатов испытаний английские военные специалисты пришли к выводу, что по своим летным характеристикам и боевым возможностям самолеты Хок могут успешно использоваться в качестве легких штурмовиков для оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам, а после соответствующего дооборудования их аппаратурой и пилонами для подвески и пуска управляемых ракет типа Sidewinder класса 'воздух - воздух' - и как истребители, применяемые в системе ПВО аэродромов для перехвата воздушных целей на малых высотах в простых метеорологических условиях.

Самолет Хок представляет собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26 град. по передней кромке), однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. Кабина находится в передней части фюзеляжа. Здесь установлены катапультируемые кресла Мк.10В класса 'О-О', позволяющие катапультироваться с высоты полета 0 м и выше и при скорости 0 км/час и выше.

На предусмотренных для поставки ВВС Великобритании 175 самолетах Hawk Мк.1 устанавливались турбореактивные двигатели 'Адур' модификации Мк.151 с тягой на максимальном взлетном режиме 2360 кгс. Топливо размещается в двух внутренних баках: фюзеляжном и крыльевом интегральном. Общий запас топлива составляет 1700 л. Кроме того, предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков емкостью по 445 л под каждой консолью крыла.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включает аппаратуру радионавигационной системы ТАКАН, KB и УКВ радиостанции, приборы курсоглиссадной системы посадки и радиолокационного опознавания. В учебно-боевом варианте Мk.1 самолет имеет три наружных узла подвески, на которых может размещаться пушечная установка с 30-мм авиапушкой 'Аден' и боезапасом 120 патронов (на подфюзеляжном узле) и две пусковые установки с неуправляемыми ракетами или практические бомбы (на 2-х подкрыльевых пилонах).

В варианте легкого штурмовика Mk.1A, которые составляют половину из заказанных ВВС Великобритании, имеется пять наружных узлов подвески (один подфюзеляжный и два под каждой консолью крыла), на которых может располагаться боевая нагрузка (пушечная установка, пусковые установки неуправляемых ракет, бомбы и баки с напалмом) общим весом до 2570 кг. При использовании самолета в качестве истребителя ПВО на внешних узлах подвешиваются две управляемые ракеты Sidewinder класса 'воздух-воздух'.

Конструктивно выполнен с низкорасположенным крылом. Запас топлива во внутренних баках (фюзеляжный и интегральный крыльевой) составляет 1700 л. Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Планер рассчитан на 6000 ч налета, максимальные допустимые перегрузки самолета без внешних подвесок с полным запасом топлива во внутренних баках (или с нагрузкой на внешней подвеске 1360 кг и 60-процентным остатком топлива во внутренних баках) составляют +8 и -4. Встроенного вооружения самолет не имеет, подвесное и другое оборудование размещается на подфюзеляжном пилоне и четырех подкрыльевых. Для увеличения дальности полета могут использоваться два подвесных топливных бака емкостью по 460, 590 или 860 д.

Стремясь удержать в своих руках рынок сбыта самолета Hawk, фирма постоянно расширяет его возможности. Сообщается, в частности, что разработана цифровая система управления устойчивостью на базе ЭВМ, обеспечивающая имитацию широкого диапазона характеристик управляемости. В основе системы лежит принцип имитации усилий на органах управления самолетом. При этом органы управления в кабине инструктора связаны с аэродинамическими поверхностями непосредственно, а в кабине обучаемого - через ЭВМ и устройства имитации усилий. Инструктор может задавать различные условия управляемости, например имитировать переменный угол стреловидности, как на истребителе «Торнадо». Для простоты конструкции система выполнена однокакальной (без резервирования).

Кроме базового, создано несколько экспортных вариантов самолета Hawk (серии 50 и 60). Так, Hawk-60 имеет более мощный двигатель (тяга 2590 кг), увеличены до 8570 кг максимальный взлетный вес и до 1040 км/ч максимальная скорость полета. Среди разнообразного вооружения он может нести на борту: семь бомб калибра 1000 фунтов, девять напалмовых бомб по 227 л, две торпеды «Стингрей» и два 590-л топливных бака; одну ПКР «Си Игл», две УР «Сайдвиндер» и два 860-л топливных бака. Боевой радиус действия самолета составляет 1000 и 1450 км с боевой нагрузкой 2270 и 910 кг соответственно, а перегоночная дальность с двумя 860-л баками — более 4000 км.

Тактико-технические характеристики самолёта:
Год принятия на вооружение - 1976
Размах крыла, м - 9,39
Длина самолета, м - 11,17
Высота самолета, м - 3,99
Площадь крыла, кв.м - 16,69
Масса: - пустого самолета - 3647
нормальная взлётная - 5035
максимальная взлетная - 5700
Топливо, кг - внутренние топливо - 1704
Тип двигателя - 1 ТРД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02
Максимальная тяга - 2360 кгс.
Максимальная скорость на высоте, км/ч - 1038
Практическая дальность, км - 3090
Боевой радиус действия, км - 1000
Практический потолок, м - 15240
Максимальные эксплуатационные перегрузки - 8
Экипаж, чел - 2
Вооружение: 1 30- мм пушка Aden Mk.4 c патронами.
Боевая нагрузка - 2567 кг на 5 узлах подвески:
5 454-кг Mk.83 (2 - Mk.13/18) или
15 227-,113-кг бомб, (Mk.82, Mk.81) или
4 кассетные бомбы BL755, или
5 454-кг бомбы с лазерным наведением Paveway II
4 ПУ Matra 155 18х68-мм или LAU-69/A 19х70-мм или
9х81-мм или LAU-10/A 4х127-мм НУР, или
2 УР 'воздух-воздух' AIM-9 Sidewinder, или
3 контейнера с 30-мм пушкой Adem Mk.4 или
4 с двумя 7.62-мм пулеметами