http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/UH-60A-Black-Hawk.jpg

Разработка вертолета UH-60A Black Hawk началась в конце 1968 года, был обьявлен конкурс на создание многоцелевого тактического транспортного вертолета по программе UTTAS (Utility Tactical Transport Air System). В конкурсе приняли участие ведущие фирмы Bell, Sikorsky, Boeing-Vertol и Lockheed. Новый вертолет UTTAS должен был заменить многоцелевые вертолеты Bell UH-1, находившиеся на вооружении армии, и транспортные вертолеты Boeing-Vertol СН-46 Sea Knight, находившиеся на вооружении корпуса морской пехоты. Согласно программе UTTAS, новый вертолет должен был соответствовать следущим требования: перевозка десанта из 10-15 человек в кабине вертолета с экипажем из трех человек; силовая установка из двух двигателей; обеспечение возможности перевозки вертолета без разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141.

Из девяти представленных проектов вертолета, были отобраны две фирмы - Boeing-Vertol и Sikorsky, которым и была поручена дальнейшая разработка опытных вертолетов. По программе UTTAS фирмы Sikorsky и Boeing-Vertol разработали и построили опытные вертолеты YUH-60 и YUH-61. Первый опытный вертолет YUH-60 совершил первый полет 17 октября 1974 г. В 1976 г. после завершения оценочных испытаний опытных вертолетов и проведенного сравнительного анализа армия выбрала фирму Sikorsky победительницей программы UTTAS и выдала ей контракт 83.4 млн долларов на начало производства первых 15 вертолетов UH-60A. Основными причинами выбора вертолета Sikorsky UH-60A в конкурсе явились меньший технический риск и меньшие эксплуатационные расходы в течение расчетного 20-летнего срока эксплуатации.

Вертолеты поставлялись в ВВС США в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями, выполнеными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из легких сплавов, композиционные материалы на основе стекловолокна и кевлара используются в конструкции дверей кабины экипажа, фонаря, обтекателей и капота двигателей. Вход в двухместную кабину экипажа осуществляется через боковые сбрасываемые двери. В кабине могут размещаться 10 десантников с вооружением или 6 раненых на носилках. Фюзеляж имеет противоударную конструкцию, способную выдерживать перегрузку, равную 20g при фронтальном и 10g при вертикальном ударе. Установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 270кг c тросом длиной 69м, грузовой крюк рассчитан на усилие 3630кг.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, размещенных в гондолах по обеим сторонам пилона несущего винта. Требования к двигателю были определены на основе опыта эксплуатации во Вьетнаме. ГТД Т700 разработан специально по программе UTTAS и является двигателем нового поколения. Характеристика ГТД T700-GE-700 (у земли в условиях МСА): максимальная мощность 1285кВт; максимальная продолжительная мощность 1126кВт; удельный расход топлива 0.283 кг/кВтч. Вспомогательная силовая установка ГТД Т-62Т-40 "Титан" обеспечивает подачу воздуха с расходом 33 кг/мин для запуска силовой установки вертолета, охлаждения оборудования и обогрева кабины.

Оборудование для проведения задания включает ИК-систему переднего обзора FLIR, установленную на турели, многофункциональные кабинные дисплеи на ЭЛД, мультиплексную цифровую шину передачи данных MIL STD 1553В, индикатор c движущейся картой, систему скрытой связи дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, кодированное переговорное устройство, средства радионавигации, систему опознавания и радиомаяки.

Основными элементами навигационной системы является доплеровский радиолокатор и инерциалъная навигационная система; предусматривается установка системы определения местоположенияс помощью спутников. Члены экипажа будут иметь очки ночного видения. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят приемник радиолокационного облучения ARP-39, автомат рассеивания трассеров и ИК-отражателей.

Вертолет UH-60A Black Hawk за десять лет эксплуатации подвергался последовательно (по сериям) различным усовершенствованиям и модернизациям, направленным на поддержание его возможностей на требуемом уровне. Наиболее значительным мероприятием явилась разработка универсальной съемной системы крепления наружных подвесок по бортам фюзеляжа (в верхней части за кабиной экипажа). Использование данной системы позволяет, во-первых, осуществлять автономное стратегическое развертывание вертолетов UH-60A Black Hawk (при установке четырех подвесных топливных баков - 2X1700 л и 2X870 л) с континентальной части США в Европу с одной посадкой на Азорских о-вах, а во-вторых, применять их в качестве боевых.

В последнем случае рассматриваются различные варианты вооружения: 16 ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу»; четыре кассетные установки системы минирования М56 (постановка путем отстрела вниз 320 мин за 1 ч); УР класса «воздух - воздух» и другие. В результате последних разработок появилась возможность применять с него новую систему минирования М139 «Вулкан». Противотанковые или противопехотные мины в цилиндрических контейнерах снаряжаются по 40 штук в четыре специальные установки, которые крепятся по бортам фюзеляжа (в районе дверей в грузовую кабину) и отстреливаются в стороны с предельно малой высоты.

Фирмой «Сикорский» была разработана поэтапная программа усовершенствований вертолета UH-60A Black Hawk. Модифицированный вариант получил обозначение UH-60М. Одна из основных целей программы - восстановление и в некоторой степени улучшение расчетных тактико-технических характеристик вертолета.

На базе UH-60A Black Hawk разработан также вертолет ЕН-60А, входящий в состав вертолетного комплекса радиоразведки и радиоэлектронного подавления средств связи «Квик фикс-2». В 1988 году завершены поставки 66 таких машин, а в начале 1989-го они получили обозначение ЕН-60С. Имеются и другие варианты вертолета «Блэк Хок», Одним из них является МН-60К  для сил специальных операций, его предусматривается оборудовать системой дозаправки топливом в воздухе, оснастить двигателями T700-GE-701C, новой трансмиссией, ИК станцией переднего обзора AN/ AAQ-16 и РЛС следования рельефу местности AN/ APQ-168, новым приборным оборудованием кабины, двумя 7,62-мм пулеметами. В качестве варианта рассматривается использование УР «Стингер».

Модификации:

Для ВМС США разработан морской вариант SH-60B «Си Хоук» (S-70L). Он имел в передней нижней части фюзеляжа обзорную РЛС, средства радиоэлектронной поддержки, пилон с правого борта машины для магнитного обнаружителя, установку для запуска акустических буев, автоматическое складывание лопастей винтов, устройство складывания хвостовой балки и усовершенствованное шасси. Первый из пяти опытных образцов поднялся в воздух 12 декабря 1979 г. Первые поставки сделаны 24 марта 1983 г. Вертолет SH-60B используется на фрегатах и эскадренных миноносцах, а вариант SH-60F стал заменой вертолета SH-3H «Си Кинг». К середине 90-х годов было построено около 2000 вертолетов H-60/S-70 в различных вариантах для заказчиков из 20 стран.

YUH-60A — три опытных вертолета, участвовавшие в конкурсе UTTAS. После испытательных полетов была произведена значительная их модификация, которая выразилась в новой форме хвостовой части, более высоком обтекателе фюзеляжа, окнах в кабине и вале привода винта.

UH-60A — первоначальный серийный вариант транспортного вертолета-штурмовика «Блэк Хоук». На нем хвостовая балка складывалась вручную. В процессе эксплуатации постоянно усовершенствовался. Были размещены спасательные лебедки и приспособления для перевозки внешних грузов, пулемет M60D заменен на мини-пушку М134, на выхлопное сопло установлены экраны для снижения инфракрасного излучения, имелась проволочная защитная сетка над кабиной «черный ящик», навигационная система AN/ARN-148 «Омега», приемопередатчик спутниковой связи и глобальная навигационная спутниковая система. Таможенная служба США использовала его под обозначением UH-60A «Пот Хоук» для проведения операций по борьбе с наркобизнесом. Вертолеты UH-60A поставлялись ВВС Бахрейна, Колумбии, Филиппин и в сухопутные войска Саудовской Аравии

Вертолеты UH-60A «Кредибл Хоук» поставлялись ВВС США в середине 1980-х гг. как спасательный вариант во время боевых действий для замены машин HH-3 в Космической спасательной службе (ARRS). Отличается от армейского вертолета UH-60A Black Hawk большим количеством оборудования.

EH-60A — вертолет для выполнения специальных электронных операций.

HH-60A — единственная модификация вертолета HH-60D для ВВС США.

MH-60A — 30 машин UH-60A, модифицированные для специальных операций. Получил прозвище «Велкро Хоук».

VH-60A — девять вертолетов с салоном класса VIP.

UH-60B — обозначение армейского транспортного варианта вертолета «Блэк Хоук» с кабиной учебно-боевого самолета и усовершенствованными двигателями.

YEH-60B — вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (первый вертолет взлетел 6 февраля 1981 г.).

YSH-60B — опытный вертолет «Си Хоук» для ВМС США (первый полет 12 декабря 1979 г.).

SH-60B — серийный противолодочный вертолет «Си Хоук» (первый полет 11 февраля 1983 г.) для обнаружения и идентификации подводных целей в радиусе 185 км. Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и разведывательные операции, патрулирование, а также эвакуацию раненых и доставку снаряжения на крейсеры и эсминцы. Оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буев, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла, аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой. Вооружен двумя торпедами Мк.46. Имеет систему RAST, которая позволяет осуществлять посадку на палубу корабля в условиях килевой качки 5°, бортовой качки 28" и вертикальной качки 4,6 м. Пилотажно-навигационное оборудование включает радионавигационную систему AN/AHN-118(V), радиовысотомер AN/APN-194(V), доплеровский радиолокатор AN/APN-127 и УКВ-радиокомпас AN/ARA-50 дециметрового диапазона.

EH-60C — серийный вертолет, разработанный для обнаружения и подавления радиопередач противника с устройством обнаружения излучателя Квик Фикс II (66 машин).

HH-60D — боевой спасательный вариант вертолета «Найт Хоук» для ВВС США. оснащенный кабиной, совместимой с приборами ночного видения, штангой для дозаправки в воздухе, приспособлениями для перевозки внешних грузов, экранами для снижения инфракрасного излучения, системой защиты от ракет с инфракрасным наведением, антиобледенителем воздушного винта, цветным метеорадиолокатором. Совершил первый полет 17 августа 1988 г. Начал поступать на вооружение в 1990 г.

Конструкция планера вертолета аналогична конструкции вертолетов серии SH-60. Она защищена от коррозии.

В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из двух летчиков, расположенных на сиденьях рядом. Конструкция фюзеляжа не предусматривает посадку вертолета на воду, поэтому имеются узлы крепления надувных баллонетов для удержания вертолета на плаву в случае аварийной посадки. При размещении вертолета на палубе и в ангаре лопасти несущего винта складываются, устанавливаясь над хвостовой балкой, а концевая балка со стабилизатором и рулевым винтом складывается поворотом влево на 180° и устанавливается вдоль хвостовой балки.

Силовая установка состоит из двух ГТД, имеющих антикоррозионную защиту и встроенные воздухоочистители инерционного типа.

Для посадки вертолета на палубу корабля в условиях качки использована система RAST: с зависшего над палубой вертолета опускается трос, который связывается с тросом, скрепленным со швартовочным устройством на палубе. После закрепления вертолета трос подтягивается палубной лебедкой, а летчик плавно снижает вертолет, совершая посадку на платформу, установленную на рельсах. Сразу же после касания вертолет фиксируется на платформе, лопасти и концевая балка складываются, и машина на платформе втягивается в ангар.

Вертолет оборудован приемником А/АО-39, станцией создания ИК-помех А/АО-144 и устройством выбрасывания противорадиолокационных отражателей А/А Е-39, а также спасательной лебедкой. Несет на борту пулеметы М60 калибра 7,62 мм.

Между кораблем и вертолетом предусматривается как шифровальная, так и открытая (голосовая)связь с помощью УКВ- и КВ-радиостанций. На вертолете использованы также две РЛС (доплеровская РЛС AN/ARN-217 для автоматического управления вертолетом на режиме висения и поисковая РЛС AN/ARS-124 для обнаружения воздушных и надводных целей) и активная система опознавания «свой-чужой». РЛС AN/ARS-124 имеет антенну с линейной решеткой, которая помещается в плоском обтекателе под носовой частью вертолета для обеспечения кругового обзора.

HH-60G — вариант для проведения поисково-спасательных операций (проект).

SH-60F «Оушн Хоук» — вариант для обеспечения противолодочных операций.

MH-60G «Пэйв Хоук» — вариант для боевых спасательных и специальных операций. Оснащен цветным метеорадиолокатором, навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, ИНС, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, экранами для снижения инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, ИЛС, цифровой шиной данных и дополнительными пушками.

HH-60H «Рескью Хоук» — вертолет ВМС США для боевых спасательных и специальных операций.

HH-60J «Джейхоук» — палубный поисковый и спасательный вертолет частей береговой охраны, совершивший первый полет в августе 1989 г. Снабжен поисковой всепогодной РЛС, спасательной лебедкой и крюком для буксировки грузов, с дополнительными топливными баками общей емкостью 1365 л, которые позволяют совершить полет на расстояние 555 км и принять на борт 6 пострадавших.

UH-60J — экспортный вариант для Японии. Фактически является вертолетом S-70A-12 (UH-60L), оптимизированным для спасательных операций. Оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.

MH-60K — армейский вариант для специальных операций. Оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании «Техас Инструменте», системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями T700-GE-701 С, тормозом несущего винта; обнаружителем реактивной струи ракеты, антирадаром, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, экранами для снижения инфракрасного излучения, приемником лазерного обнаружения. Опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.

UH-60L — вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С. Заказано 190 машин, при этом модифицировались варианты UH-60A.

MH-60L — вертолеты UH-60L, временно оборудованные для специальных операций.

UH-60P — 100 вертолетов UH-60L, заказанных армией Республики Корея, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.

UH-60Q «Дастофф» — медицинский вариант для эвакуации, использующий корпус машины UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи.

S-70A — партия экспортных вертолетов «Блэк Хоук». Армия Саудовской Аравии получила 21 вертолет S-70A-1 «Дезерт Хоук» и 8 машин санитарного варианта S-70A-L1, все они были оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены ВВС Австралии, следующие 38 вертолетов собраны на фирме «Хоукер Де Хэвилленд».

S-70B-6 — противолодочный вариант для Греции.

S-70C — обозначение гражданских вариантов «Блэк Хоук» и «Си Хоук» для Брунея и КНР.

S-70C(M)-1 «Тандерхоук» — вариант на базе SH-60F, поставлялся ВМС КНР начиная с 1993 г.

WS-70 — вертолеты S-70/UH-60, построенные по лицензии на фирме «Уэстленд Геликоптере» в Великобритании.

Вертолет S-70 выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ТВД и трехстоечным шасси. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, полумонококовой конструкции, из легких сплавов, при стоянке имеет низкое расположение над землей для облегчения грузовых операций.

Вертолет может перевозиться внутри транспортных самолетов С-130, С-141 или С-5А. Носовую и центральную части фюзеляжа занимает кабина экипажа и грузовая кабина. Задняя часть фюзеляжа сужается и плавно переходит в конусообразную хвостовую балку с отогнутой вверх концевой балкой в виде большого киля, на котором с левой стороны установлен рулевой винт. Предусматривается складывание хвостовой балки.

Кабина экипажа трехместная. Первый и второй летчики размещаются на бронированных сиденьях. Сиденье и группа пилотажно-навигационных приборов первого летчика справа. Место третьего члена экипажа (командира или стрелка) слева в глубине кабины экипажа, обращено к окну. Каждый комплект управления включает рычаг управления общим шагом, ручку управления циклическим шагом и педали управления.

Силовая установка вертолета UH-60A состоит из двух ТВД мощностью по 1540 л.с., размещенных в гондолах по обеим сторонам пилона несущего винта.

Вертолет снабжен трехстоечным неубирающимся шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом. Применение шасси такой схемы повышает эксплуатационную безопасность, предохраняя рулевой винт при резкой посадке или рулежке по неровной поверхности. Имеет систему подвески внешних грузов.

На вертолете применена система управления с использованием элементов повышенной прочности: тяг из толстостенных труб и усиленных качалок, изготовленных из высокопрочной стали, алюминиевых сплавов повышенной прочности и титана.

Пилотажно-навигапионное оборудование включает: автоматический радиокомпас AN/ARN-89, приемник сигналов радиомаяков VOR, приемник маркерных и глиссадных маяков AN/ARN-123(V)1, гирокомпас AN/ASN-43, радиовысотомер AN/APN-209(V)2, доплеровский радиолокатор AN/ASN-128, приемник предупреждения о радиолокационном излучении AN/APR-39 (V) 1, ИК-систему противодействия AN/ALQ-144.

Предусмотрена подвеска различных вариантов вооружения: до четырех пусковых установок с 320 противотанковыми минами, до шестнадцати ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу», до четырех кассет системы минирования М56, ракета «Стингер» класса «воздух— воздух», контейнеры с аппаратурой РЭБ и другое оборудование. В проемах сдвижных панелей передних дверей можно установить пулеметы М-230 калибра 7,62 мм. На внешней подвеске может транспортироваться гаубица калибра 105 мм и 50 снарядов к ней, а в кабине — расчет из пяти человек.

Тактико-технические характеристики
Диаметр главного винта, м   16.36
Диаметр хвостового винта, м   3.35
Длина,м   15.26
Высота ,м   5.13
Масса, кг   
  пустого   5118
  нормальная взлетная   7708
  максимальная взлетная   9185
Внутренние топливо, л   1363 + опционально 1400
ПТБ, л   2 х 871 и/или 2 х 1703
Тип двигателя   2 ГТД General Electric T700-GE-700
Мощность, кВт   2 х 1285
Максимальная скорость, км/ч   296
Крейсерская скорость, км/ч   268
Практическая дальность, км   
  с ПТБ   2224
  без ПТБ   1630
Дальность действия, км   592
Продолжительность полета, ч.мин   2.18
Скороподъемность, м/мин   125
Практический потолок, м   5790
Статический потолок, м   3170
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   14 солдат или 6 носилок или 1197 кг груза в кабине или 3629 кг груза на подвеске
Вооружение(опционально):   один или два 12.7-мм пулемета GECAL 50 или 7.62-мм пулемета М134 Minigun или 7.62-мм пулемета М60 в двери кабины
  Боевая нагрузка - 4536 кг на 4 узлах подвески
4 контейнера с пушками или пулеметами, или
4 установщика мин М56, или 4 ПУ 70-мм НУР, или
4 х 4 ПТУР AGM-114 Hellfire