В начале 1950-х годов во Франции началось строительство авианосцев «Клемансо» и «Фош», для решения задач противолодочной обороны их, было решено создать специальный самолёт. Для упрощения постройки и уменьшения сроков новый самолёт было решено построить на базе уже существовавшего Br.960 Vultur. Заказ на разработку такого самолёта разместили на фирме Breguet, и такой выбор исполнителя был не случайным. В 1946-1952 годах Breguet уже занималась разработкой самолёта Breguet Br.960 Vultur и его противолодочного варианта Br.962 ASM. Вполне логично, что новый летательный аппарат начали проектировать на базе уже прошедших испытания машин. Новый самолёт получил маркировку Br.1050 «Alize».
К моменту начала испытаний аэродинамического прототипа самолёта Br.960 Vultur, компания «Breguet» получила заказ на постройку двух полноценных прототипов и трех предсерийных самолётов, получивших обозначение Br.1050 «Alize». Первый прототип поднялся в воздух 6 октября 1956 года, передача первого серийного самолёта заказчику состоялась 29 мая 1959 года. В окончательной конфигурации Br.1050 «Alize» являл собой свободнонесущий низкоплан, у которого внешние секции крыла складывались с помощью гидроприводов. С самого начала самолёт разрабатывался как палубный, поэтому крылья были разработаны складываемыми, в силовую структуру фюзеляжа был встроен гак, шасси усиленное. Самолёт имел убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, тормозной гак и оснащался силовой установкой из одного ТВД Rolls-Royce Dart. Одноместный Vultur существенно доработали под размещение экипажа из одного летчика и двух операторов бортового оборудования. Под фюзеляжем стало возможным подвешивать боевую нагрузку - торпеду или глубинные бомбы - кроме того, боевая нагрузка могла быть подвешена под крылом.
Поисковое оборудование включает РЛС с выдвигаемой из фюзеляжа антенной и ограниченное количество РГБ, размещаемых в передних частях крыльевых гондол основных стоек шасси. Для поиска подводных лодок противника, был установлен радар DRAA 2A. Управление радаром возлагалось на 2 человек, оператора и наводчика. После обнаружения лодки противника самолёт мог произвести как самостоятельную атаку глубинными бомбами или торпедами, так и просто работать авианаводчиком для противолодочных кораблей. Самолёт мог нести в бомбоотсеке до 14 радиоакустических буёв. Вооружение самолета находится в бомбоотсеке (одна торпеда или до трех бомб калибра 175 кг) и на двух подкрыльевых узлах (по одной УР AS-12 или по три НАР калибра 127 мм).
Французский палубный противолодочный самолёт Br.1050 «Alize» принят на вооружение в 1959 году. Для ВМС Франции построили 75 самолётов, поступивших на вооружение флотилий 4F и 9F. Причем самолеты-ветераны регулярно выполняли полеты с авианосцев ВМС Франции вплоть до 1999 года. На своем пике эксплуатации самолёты состояли на вооружении трех флотилий, но со временем они остались только в одной флотилии - 6F, приписанной к авианосцу «Фош» (авианосец был выведен из боевого состава ВМС Франции и в ноябре 2000 года продан Бразилии). В 1980-е годы самолёты прошли модернизацию, в ходе которой на них установили в подфюзеляжном обтекателе РЛС Thomson-CSF Iguane, навигационную систему SERCEL-Crouzet Omega Equinox, систему радиоэлектронной борьбы Thomson-CSF ARAR 12, новое радиосвязное оборудование и аппаратуру РЭБ. Ресурс был продлен на 15 лет, а в следующее десятилетие все 24 еще остававшихся на вооружении самолёта вновь прошли доработку, в ходе которой на них смонтировали аппаратуру передачи данных, обновили БРЭО и опять продлили ресурс. Самолёты эскадрильи 59Е привлекались к отработке поисково-спасательных задач и подготовке лётчиков, а самолёты эскадрильи 10S использовались в различных программах летных испытаний.
Самолёты Br.1050 «Alize» состояли на вооружении и в других странах. Так, изначально на вооружение 310-й эскадрильи «Cobras» авиации ВМС Индии, приписанной к авианосцу «Викрант», поступило 12 самолётов Br.1050 «Alize», а позже было закуплено еще несколько машин, снятых с вооружения в ВМС Франции. Оснащение авианосца трамплином заставило командование ВМС Индии в 1987 году перевести пять еще остававшихся самолетов на аэродромное базирование. Последние самолеты в Индии сняли с эксплуатации в конце 1992 года. В целом самолёт Br.1050 «Alize» считается устаревшим, поскольку его оборудование и вооружение не позволяют вести успешную борьбу с современными подводными лодками.
Тактико-технические характеристики Br.1050 «Alize»
Экипаж, чел 3
Размах крыла, м 15.60
Длина самолета,м 13.86
Высота самолета,м 5.00
Площадь крыла,м2 36.00
Масса, кг
- пустого самолета 5700
- максимальная взлетная 8200
Внутреннее топливо, л 2575
Тип двигателя 1 ТВД Rolls-Royce Dart RDa.7 Mk.21
Мощность, э.л.с. 1 х 2100
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практическая дальность, км 2500
Продолжительность полета, ч.мин 5.10
Практический потолок, м 8000
Вооружение: Боевая нагрузка - 1250 кг в отсеке оружия и 8 узлах подвески
В отсеке оружия:
1х 500-кг торпеда L4 или 3х 160-кг глубинные бомбы
На узлах подвески:
2х 160-кг или 175-кг глубинные бомбы
6х 127-мм НУР или 6 УР воздух-поверхность AS.12