Противолодочный самолет Breguet Br.1150 Atlantic предназначен для поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок на значительных удалениях от береговой черты. Кроме того, может привлекаться для решения задач в поисково-спасательных операциях на море, эскорта кораблей, постановки мин, транспортировки людей и грузов. Самолет Breguet Br.1150 Atlantic разработан совместно фирмами «Дассо-Бреге» (Франция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды) и «Аэриталиа» (Италия). Они же участвовали в производстве отдельных элементов планера, а сборку БПС вела фирма «Дассо-Бреге».
В конце 1958 г. из 24 проектов дальнего морского патрульного самолета, предложенных авипроизводителями 9 стран, НАТО выбрало проект Бреге Br.1150, впоследствии названный «Атлантик». Самолет спроектирован для выполнения противолодочных операций, однако может использоваться в качестве противокорабельного, для береговой разведки, для руководства поисково-спасательными операциями, эскорта кораблей, установки мин, в качестве штабного самолета, а также для перевозки людей и грузов. В зависимости от решаемых задач изменяется численность экипажа (6-12 чел.) и состав средств разведки и поражения морских целей.
Первый полет опытного экземпляра состоялся 21 октября 1961 г. На вооружение ВМС Франции Atlantic поступил в 1965 г., после чего 20 машин были поставлены для ВМС Германии. До 1974 г. партия из 9 серийных самолетов была поставлена для ВМС Нидерландов, а 18 машин - для ВВС Италии.
Atlantic представляет собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с фюзеляжем, сечение которого имеет форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями. Верхняя палуба герметичная. На нижней находится 9-метровый отсек вооружения, в котором могут размещаться бомбы, самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы. Кроме того, ракеты «воздух-поверхность» могут крепиться на подкрыльевых узлах подвески.
В хвостовой части установлена выступающая назад балка с магнитным обнаружителем подводных лодок MAD, традиционное хвостовое оперение, контейнер со средствами РЭБ, размещенный на конце киля. Самолет оснащен поисковой РЛС и звуковыми буями с аппаратурой засекречивания, способными обнаруживать подводную лодку в радиусе до 75 км.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» Мк21, расположенных в гондолах на крыле. Общая емкость внутренних топливных баков 21 000 л. Шасси трехопорное, со спаренными колесами на каждой стойке.
Экипаж самолета 12 человек: два летчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.
Поисковое оборудование самолета Breguet Br.1150 Atlantic включает РЛС, магнитный обнаружитель, расположенный в хвостовой балке, систему РГБ и морские маркеры.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке - стандартные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО, американские или французские глубинные бомбы, НАР и торпеды типов Mk44 и (или) L4. Кроме того, на четырех подкрыльевых узлах подвески может размещаться по одной УР класса «воздух-поверхность».
В 1977 г. Франция начала разработку усовершенствованной версии противолодочного самолета под обозначением Atlantic ANG, впоследствии получивший маркировку ATL 2 Atlantic. Опытный вариант этой модели впервые поднялся в воздух 8 мая 1981 г. Первый серийный самолет поступил в ВМС Франции в октябре 1989 г.
Тактико-технические характеристики
Экипаж — 13 человек
Длина — 31,75 м
Размах крыльев — 36,3 м
Высота — 11,33 м
Масса пустого — 18 500 кг
Масса с полной загрузкой — 24 000 кг
Максимальная взлётная масса — 43 500 кг
Двигатели — 2 турбовинтовых Rolls-Royce Tyne
Мощность — 2? 5,730 л. с. (4270 кВт)
Максимальная скорость — 650 км/ч
Дальность — 8000 км
Тяговооружённость — 360 Вт/кг (0,485 л. с./кг)
Вооружение — до 3500 кг, включая торпеды, глубинные бомбы, морские мины, бомбы, и буи