Базовый патрульный самолет Breguet Atlantic 2, созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Breguet 1150 Atlantic, предназначен для борьбы с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов.
Разработка БПС Breguet Atlantic 2 началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации Breguet 1150 Atlantic) совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году. Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято в 1984 году (фактически началось в 1988-м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планировалось построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство Breguet Atlantic 2 также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».
Поскольку основой нового самолета послужил Breguet 1150 Atlantic, то его аэродинамическая схема и силовая установка остались неизменными. Однако запас топлива на БПС Breguet Atlantic 2, размещаемый в четырех интегральных крыльевых топливных баках, увеличен и составляет 23 120 л. Его экипаж 12 человек: два летчика, штурман, бортинженер, оператор средств РЭБ, РТР и магнитного обнаружителя, оператор РЛС, координатор тактической обстановки, два оператора гидроакустических средств и три наблюдателя (один в носовой части фюзеляжа и два в хвостовой).
В состав поискового оборудования нового самолета входят:
— РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а подводные лодки под РДП - 40-65 км (при спокойном море);
— система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
— магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
— ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
— средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
— аэрофотоаппараты;
— газоанализатор.
Обработка сигналов, поступающих от различных средств обнаружения, производится с помощью центральной ЭВМ типа 125Х с емкостью ЗУ 512 тыс. слов. Обработанные данные отображаются на соответствующих индикаторах.
Другими радиоэлектронными системами самолета являются KB и УКВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, две инерциальные навигационные системы, аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР, система опознавания и система посадки по приборам.
ATL 2 Atlantic имеет экипаж из 10 человек. От базового самолет отличается рядом конструктивных изменений, позволяющих повысить усталостную прочность конструкции и улучшить процесс техобслуживания.
Функциональные возможности самолета увеличились в связи с установкой убирающейся антенны РЛС дальнего обнаружения, размещенной под носовой частью фюзеляжа, оснащением новой аппаратурой РЭБ «Арар 13» и оборудованием для обработки данных с акустических буев, объединенных в бортовую систему, включающую компьютер для координации взаимодействия системных компонентов.
При решении задачи поиска и уничтожения морских целей ATL 2 Atlantic способен патрулировать над морем в течение 8 часов на удалении от базы 1100 км (или в течение 5 часов на удалении 1480 км). Самолет несет четыре ПКР АМ-39 «Экзосет» или 8 самонаводящихся торпед Мк.46, 6 бомб массой 250 кг, 78 акустических буев и маркерные радиомаяки и пиротехнические системы. На четырех подкрыльевых узлах подвески можно разместить ракетные контейнеры или 4 ракеты «воздух-воздух» «Мажик». Максимальный вес полезной нагрузки до 3000 кг.
При патрулировании на большом удалении от базы экипаж состоит из 6 человек. Самолет несет одну ПКР АМ-39, буи и маркерные радиомаяки. Продолжительность полета может достигать 12 часов. ATL 2 Atlantic также может быть использован как самолет ДРЛО и в качестве самолета-заправщика. Максимальная продолжительность патрулирования - 18 часов.
Основное вооружение самолета Breguet Atlantic 2, размещаемое в бомбоотсеке, включает: две ПКР «Экзосет» (АМ-39) либо восемь торпед Мк46; семь торпед «Мурена» либо девять глубинных бомб калибра 250 кг; могут также подвешиваться обычные и глубинные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО. Типичным вариантом загрузки бомбоотсека считается одна ПКР «Экзосет» (АМ-39) и три торпеды. Кроме того, под крылом БПС имеются четыре узла подвески для УР, НАР и контейнеров с оборудованием. Суммарная расчетная нагрузка этих узлов 3500 кг.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м 37.20
Длина самолета,м 32.62
Высота самолета,м 10.89
Площадь крыла,м2 120.34
Масса, кг
пустого самолета 25700
нормальная взлетная 44200
максимальная взлетная 46200
Внутреннее топливо, кг 18500
Тип двигателя 2 ТВД SNECMA Rolls-Royce) Tyne RTy.20 Mk.21
Мощность, э.л.с. 2 х 6150
Максимальная скорость, км/ч 648
Крейсерская скорость, км/ч 555
Скорость патрулирования, км/ч 315
Практическая дальность, км 9075
Боевой радиус действия, км
при патрулировании 3333
в противолодочном полете 1100
Продолжительность полета, ч 18
Продолжительность патрулирования, ч 8
Практический потолок, м 9145
Экипаж, чел 3 + 7 операторов
Вооружение: Боевая нагрузка - 3500 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески
В отсеке оружия:
1 ядерная глубинная бомба, или
12х 175 -кг или 160-кг глубинных бомб, или
2 торпеды L4 или 8 торпед Mk.46 или 2 торпеды Murene или 9х 250-кг мины, или 7 ПКР AM.39 Exocet или
2 УР воздух-поверхность AS.37 Martel
На узлах подвески:
4 УР воздух-поверхность AS.37 Martel или
4 торпеды Murene или 4 УР воздух - воздух R550 Magic