В урегулировании современных конфликтов, когда использование вооруженных сил является преждевременным или нецелесообразным, руководство НАТО отводит особую роль силам специальных операций (ССО). Обладая высокой степенью боевой готовности и мобильностью, а также используя специальные способы ведения нетрадиционных военных действий (подготовка повстанческих сил), они представляют собой компонент сил универсального применения. Общее руководство ССО осуществляет штаб специальных операций НАТО (Монс, Бельгия). Его основными задачами являются разработка концепций применения программ оперативной и боевой подготовки, стратегическое и оперативное планирование, а также организация взаимодействия национальных ССО с аналогичными структурами союзников и партнеров по военному блоку.
Основное ядро сил специальных операций НАТО составляют формирования США. Для задействования в составе оперативно-тактических групп привлекаются ССО объединенного командования (ОК) ВС США в Европейской зоне. ССО зональных ОК (кроме Европейской зоны) принимают участие в мероприятиях и акциях по своим планам, так как имеют зональную и региональную направленность. Задачи по непосредственному управлению формированиями в Европейской зоне возложены на центр координации специальными операциями (СО) со штабом в Касто. Большое внимание уделяется организации сотрудничества в сфере безопасности, психологических операций, а также действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию гуманитарной помощи населению страны пребывания.
Одно из приоритетных направлений строительства ССО НАТО - построение эффективной системы управления коалиционными силами, то есть создание многонациональных командований в наиболее значимых для альянса регионах. Особое внимание уделяется управлению частями и подразделениями, которое должно обеспечивать максимальную эффективность ведения специальных действий на Европейском континенте. В перспективе ССО должны стать еще более высокомобильными, боеготовыми и иметь гарантированные возможности по быстрому развертыванию в любом регионе мира.
Так, в октябре 2019 года Хорватия, Венгрия, Словакия и Словения подписали Меморандум о взаимопонимании по созданию регионального командования ССО. Основой для его развертывания послужат ССО Венгрии, цель - организация взаимодействия национальных органов управления, координация планирования применения в современной учебной деятельности ССО; выработка для формирования в кризисный период возможностей по руководству коалиционной группировкой ССО на Балканах, а также в других регионах Европы. По оценкам западных экспертов, создание данного командования является важным шагом на пути к укреплению специальных сил в регионе и расширению сотрудничества и взаимодействия в Североатлантическом союзе. Венгрия наделяется необходимыми полномочиями в вопросах развертывания этого формирования, оперативного планирования и руководства проведением спецопераций, а также предоставляет нужные объекты инфраструктуры для тренировок подразделений специального назначения. При этом каждое государство будет вправе применять свои национальные силы отдельно, но при необходимости они могут действовать как единое целое и принимать участие в миссиях и учениях Евросоюза, НАТО и ООН. Планируется, что региональное командование начнет работать с января 2021 года, а полное задействование данной структуры намечено на конец 2024-го.
В соответствии с требованиями руководства альянса национальные органы управления ССО должны быть способны обеспечить:
- доставку подразделений СО в назначенные районы (вывод из районов) путем привлечения национальных средств наземной, воздушной и морской переброски;
- надежную, устойчивую передачу информации по закрытым системам связи от подразделений СО до пунктов управления ОВС НАТО;
- поставку необходимых материальных средств для поддержки действий подразделений СО в назначенном районе в течение установленного периода времени;
- взаимодействие с формированиями СО другой национальной принадлежности.
Все страны блока, за исключением Исландии и Люксембурга, имеют в составе всех видов национальных ВС подразделения сил специальных операций. В процессе военного планирования учет подразделений и органов управления ССО, входящих в разные виды ВС, ведется совместно. При этом среди участников альянса имеются существенные различия по численному, боевому составу и возможностям ССО, однако их оргштатная структура в основном схожа. Как правило, она включает определенное количество боевых (разведывательно-диверсионных) подразделений: штабные, связи, материально-технического и медицинского обеспечения. Кроме того, географические особенности союзников по альянсу, а именно отсутствие морских границ, лишает некоторые страны возможности иметь в своем составе морской компонент.
По взглядам западных экспертов, специальные операции могут проводиться в мирное время, в кризисный период и в ходе военных действий. В мирное время такие операции направлены на выявление источников возникновения кризисных ситуаций и их локализацию на ранних стадиях, а также противодействие терроризму, распространению оружия массового поражения, морскому пиратству, кибератакам, попыткам экономического давления и дестабилизации политической ситуации. Кроме того, формирования ССО могут привлекаться для освобождения заложников за пределами национальных территорий, проведения спасательных операций, а также оказания военной помоши дружественным НАТО государствам. В случае возникновения кризисной ситуации и угрозы ее перерастания в вооруженный конфликт подразделения ССО оказывают поддержку политическим усилиям альянса по разрешению кризиса, участвуют в свержении неугодных и приведении к власти лояльных Западу режимов, осуществляют рекогносцировку районов возможного развертывания группировок ОВС блока, а также участвуют в реализации планов НАТО по предотвращению конфликтов с использованием силовых методов.
В военное время от ССО во многом зависит ход и исход операций. Их применение создает условия, имеющие важное значение как в начале проводимых на ТВД операций, так и в последующем - при значительной поддержке сил общего назначения в ходе боевых действий. В основном ССО ориентированы на акции на территории иностранных государств на различной местности и в разных климатических условиях. При этом во всех случаях их деятельность преимущественно направлена на ведение специальной разведки, осуществление разведывательно-диверсионных мероприятий и оказание военной помощи союзным странам. Целью специальной разведки являются уточнение и дополнение сведений, поступающих от всех видов разведки, особенно в случае, если возможности других источников ограничены физико-географическими и климатическими особенностями района проведения операции.
Разведывательно-диверсионные действия осуществляются в интересах решения определенных задач стратегического или оперативного масштаба. Они, как правило, являются краткосрочными и предусматривают после их завершения немедленный вывод из района операции подразделений ССО, привлекавшихся к их проведению. С учетом того, что в ходе боевых действий силы специальных операций предполагается мобилизовать главным образом для захвата или вывода из строя критически важных объектов, эффект от задействования незначительных по численности подразделений ССО в определенных условиях может быть гораздо большим, чем от применения крупных группировок войск.
Основной формой применения сил является специальная операция. Она представляет собой совокупность действий, проводимых частями и подразделениями сил специальных операций, использующими тактические приемы и способы ведения боевых действий, нехарактерные для классических видов вооруженных сил. СО планируются и проводятся для выполнения отдельных акций по защите интересов НАТО, проведения специальных мероприятий в интересах обеспечения успеха военных действий (операций) в целом, а также обеспечения безопасности объектов и граждан.
Военное руководство альянса считает, что в отдельных странах и регионах мира ССО своими действиями способны нанести значительный ущерб потенциальному и реальному противнику, а также в короткие сроки осуществить подрыв политического режима, экономического и морально-психологического потенциалов. Кроме того, эти формирования в ходе спецопераций могут проводить рейды, налеты, устраивать засады, осуществлять постановку мин, фугасов и других взрывных устройств на особо важных объектах и путях подхода (подъезда) к ним, наносить точечные удары по противнику и осуществлять наведение высокоточного оружия на избранные цели. Успеху спецопераций способствует их детальное планирование и всестороннее обеспечение на всех этапах подготовки и применения таких подразделений.
Считается, что силы специальных операций обладают значительными возможностями и способны действовать автономно непродолжительный период времени, дополняя при этом усилия межвидовых группировок ОВС НАТО. Наиболее многочисленными и подготовленными формированиями ССО Североатлантического союза, предназначенными для рещения задач стратегического уровня, считаются формирования вооруженных сил США в Европейской зоне, Великобритании, ФРГ, Франции, Польши и Турции. В других странах блока они предназначены преимущественно для решения оперативно-тактического задач. Изменение характера вооруженных конфликтов с очевидным акцентом на «асимметричные действия» предъявляет качественно новые требования к мобильности, скрытности, оснащенности и профессионализму боевых подразделений ССО.
Важное внимание уделяется обучению личного состава по широкому спектру дисциплин, среди которых выделяются горная, парашютно-десантная и снайперская подготовка. На тренировках отрабатываются навыки по ведению разведки, совершению рейдов в тыл условного противника, захвату, удержанию отдельных объектов и освобождению заложников. Проводятся совместные учения с использованием передовых технологий в сфере коммуникации, направленные на достижение слаженных действий подразделений и частей ССО альянса. Силы спецопераций оснащаются современными средствами вооруженной борьбы. Они располагают стрелковым, артиллерийским, инженерным и ракетным вооружением, минометами, аппаратурой космической связи, малыми и сверхмалыми подводными лодками, гидроциклами, самолетами, вертолетами и другими средствами для решения разведывательно-диверсионных задач в глубоком тылу противника.
Таким образом, руководство НА ТО рассматривает силы специальных операций в качестве важного инструмента реализации альянсом своих целей, так как небольшие по численности подразделения ССО в определенной обстановке могут дать более значительный результат, чем применение крупной группировки войск. Оно возлагает на них важную роль в решении задач по защите территориальной целостности и суверенитета стран-участниц блока в рамках системы коллективной безопасности Североатлантического союза.