Развитие самоходных артиллерийских установок (САУ) и самоходных артиллерийских орудий (САО) в первом послевоенном периоде (1946-1965 гг.) характеризуется продолжением серийного выпуска средних (СУ-100) и тяжелых (ИСУ-152) самоходных установок периода Великой Отечественной войны, максимального продления срока службы боевых машин, созданных в 1943-1945 гг., путем их совершенствования (СУ-76М, СУ-100, ИСУ-122 и ИСУ-152) и модернизации (ИСУ-152М и ИСУ-152К), а также создания ряда опытных образцов. К середине 50-х гг. разработка САО практически прекращается в связи с проведением большого объема работ артиллерийскими КБ по ракетной тематике. К середине 60-х гг. становится очевидным, что эффективно решать задачи по поражению противника только ракетами различного назначения невозможно. В конце рассматриваемого периода в Советском Союзе развернуты НИР и ОКР по созданию стройной системы самоходных орудий, предназначенных для выполнения огневых задач стрельбой с закрытых огневых позиций в условиях применения ОМП.
В первые два десятилетия после окончания Великой Отечественной войны высокоманевренными огневыми средствами для артиллерийского сопровождения танков и пехоты на всю глубину их действий являлись САУ. Так, по состоянию на 17 ноября 1947 г. в Вооруженных Силах находилось: СУ-76М - 5851 ед., СУ-100 - 2628 ед., ИСУ-122 - 1592 ед. и ИСУ-152 - 1910 ед. Все они были разработаны на базе серийно выпускавшихся в годы войны танков. Незначительное число средних САУ СУ-100 и тяжелых ИСУ-152 было изготовлено на Уралмашзаводе, заводе 174 и ЛКЗ в первые два послевоенных года. Производство средних САУ СУ-100 на Уралмашзаводе к 1 июля 1946 г. было прекращено в связи с переводом завода на выпуск мирной продукции. За первые два квартала 1946 г. коллективом Уралмашзавода было изготовлено 252 самоходных установки СУ-100.
В марте 1947 г. с целью загрузки завода 174 и сохранения кадров танкостроителей завод получил задание на изготовление самоходных установок СУ-100. К маю 1946 г. заводом были спроектированы и изготовлены оснастка и приспособления для обеспечения серийного производства машины. Однако после запуска самоходной установки в серийное производство завод встретился с трудностями вследствие изменения технических условий на изготовление машин. Согласно новым ТУ на сотни деталей были введены защитные покрытия (воронение, цинкование, фосфатирование), к которым завод подготовлен не был и вынужден был на ходу создавать новый цех покрытий и участок фосфатирования. Исключительно жесткие условия на окраску деталей, узлов и машины потребовали от завода организации в ряде цехов участков очистки деталей под покраску, мастерских по окраске, установки пескоструек, дробечисток, моек, сушек и т.д. Проведенные заводом мероприятия значительно повысили качество выпускаемых боевых машин. К концу года заводом представителям заказчика были сданы 198 самоходных установок СУ-100. Еще 6 самоходных установок были сданы представителям военной приемки в январе 1948 г. Производство САУ СУ-100 было прекращено в связи с подготовкой заводом производства нового среднего танка Т-54.
Для вооружения самоходно-артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий взамен самоходных установок СУ-76 конструкторским бюро ММЗ (завод 40) в 1947-1949 гг. была разработана и в декабре 1949 г. была принята на вооружение Советской Армии 76-мм самоходная установка АСУ-76. Однако из-за ряда мелких производственных и непринципиальных конструкторских дефектов два головных образца АСУ-76 испытания не выдержали. Доработка СУ затянулась и августе 1953 г. работы по АСУ-76 были приостановлены. Для продления жизненного цикла состоявших на вооружении всех типов САУ в 50-е гг. на бронетанковых ремонтных заводах МО при проведении плановых капитальных ремонтов на машинах устанавливались более совершенные узлы, агрегаты, приборы наблюдения, элементы электрооборудования и средства связи.
Так, в начале 50-х гг. при проведении капитального ремонта самоходных установок СУ-76М на них устанавливались силовые агрегаты 15А, которые отличались от силовых агрегатов 15 (ГАЗ-203) использованием в них двух двигателей ГАЗ-51. Двигатель ГАЗ-51 производства Горьковского автозавода им. Молотова представлял собой модернизированный вариант двигателя ГАЗ-11. За счет повышения степени сжатия мощность двигателя была повышена с 51 (70) кВт (л.с.) до 54 (78) кВт (л.с.). Эти же двигатели в составе силовых агрегатов поставлялись в качестве запасных частей и устанавливались в СУ-76М при среднем ремонте. Эти самоходные установки в 50-е гг. из-за отсутствия достаточного количества САУ СУ-100 находились на вооружении артиллерийских дивизионов танко-самоходных полков стрелковых дивизий. При капитальном ремонте средней САУ СУ-100 в середине 50-х гг. на ней устанавливались смотровые приборы новой конструкции, прибор ночного видения механика-водителя, модернизированный дизель и усовершенствованные системы, обеспечивавшие его работу. Средние САУ СУ-100 состояли на вооружении батальонов тяжелых полков танковых и механизированных дивизий.
Тяжелые САУ ИСУ-122 и ИСУ-152 состояли на вооружении дивизионов и артполков танко-самоходных полков танковых и механизированных дивизий и артиллерийских соединений и частей механизированных армий. Кроме того, в конце 50-х - начале 60-х гг. САУ ИСУ-122 входили в состав батальонов истребителей танков танковых дивизий. В 50-х гг. при капитальном ремонте самоходных установок ИСУ-152 проводилась их модернизация. Модернизированные машины получили обозначения ИСУ-152М и ИСУ-152К. В САУ ИСУ-152М благодаря модернизации были повышены боевые свойства машины за счет обеспечения более удобной работы экипажа при оружии, улучшения обзорности и повышения надежности узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части. В самоходной установке ИСУ-152К, кроме того, на рабочем месте командира машины была установлена командирская башенка. На рабочем месте наводчика был установлен новый прицел ПС-10. Боекомплект к основному оружию был увеличен в полтора раза - с 20 до 30 выстрелов. Большие изменения коснулись конструкции МТО. На машине вместо вентиляторной была применена эжекционная система охлаждения. Был увеличен объем внутренних топливных баков, что позволило существенно увеличить запас хода машины.
Разработка новых самоходных установок для Советской Армии, начатая в годы войны, была продолжена сразу же после ее окончания. В июле 1946 г. Главным бронетанковым управлением Вооруженных Сил с учетом опыта войны был разработан план опытных работ по созданию новых образцов БТВТ Этот план был одобрен совещанием командующих танковыми армиями и командующих бронетанковыми и механизированными войсками групп войск. Планом предусматривалось проектирование и изготовление опытных образцов средних артиллерийских самоходных установок закрытого и открытого типов массой 15, 20 и 36 т, вооруженных 100-мм, 122-мм и 152-мм артиллерийскими системами, приспособленными для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Самоходные установки закрытого типа разрабатывались для перевооружения танко-самоходных полков ТД, МД и СД, а самоходные установки открытого типа предназначались для перевооружения артдивизионов механизированных и танковых полков, артполков ТД и МД и соединений и частей МА.
Заказ на выполнение опытных работ по средним самоходным установкам открытого типа СУ-100П, СУ-152П и СУ-152Г был размещен на Уралмашзаводе, так как этот завод полностью располагал станочным оборудованием, обеспечивавшим выпуск как мирной продукции, так и средних САУ. Разработка опытного образца тяжелой самоходной установки закрытого типа «Объект 704», спроектированной на базе тяжелого танка ИС-3 и изготовленной на Кировском заводе в г. Челябинске в мае 1945 г., была продолжена в 1946 г. В январе 1946 г. опытный образец по результатам заводских испытаний был доработан и в период февраль - июль на НИБТ полигоне были проведены его ходовые полигонные испытания. Ввиду того, что опытный образец «Объект 704» не имел существенных преимуществ перед состоявшей на вооружении самоходной установкой ИСУ-152 и не отвечал предъявляемым к тяжелым САУ тактико-техническим требованиям в части вооружения, бронирования и скоростей движения, было признано целесообразным дальнейшую работу над ним прекратить.
В 1947 г. филиалом завода 100 на основании Постановления СМ СССР от 9 апреля 1947 г. был разработан эскизно-технический проект тяжелой САУ большой мощности полузакрытого типа СУ-152БМ на базе агрегатов тяжелого танка ИС-7. К 1 ноября 1947 г. была закончена работа нал эскизным проектом закрытой САУ «Объект 261» с передним расположением боевого отделения и пушкой М31. Был изготовлен деревянный макет машины в масштабе 1:10. К концу 1947 г. были разработаны еще два варианта САУ, но не с передним, а с кормовым расположением боевого отделения. В первом варианте, получившем обозначение «Объект 261-2», была предложена установка в САУ 152,4-мм артиллерийской системы М48, во втором («Объект 261-3») - 180-мм морской пушки МУ-1. Кроме того, коллективом конструкторов филиала завода 100 к концу 1948 г. был выполнен эскизно-технический проект тяжелой САУ со 152,4-мм пушкой М48 во вращающейся башне. Однако в связи с прекращением работ над опытным тяжелым танком ИС-7 были прекращены и опытно-конструкторские работы по созданию САУ на его базе.
Для замены самоходно-артиллерийских установок СУ-76М и СУ-100, находившихся в танковых и механизированных дивизиях, Постановлением СМ СССР от 15 октября 1949 г. харьковскому заводу 75 была задана ОКР по созданию 100-мм самоходной артиллерийской установки «Объект 416». Эскизный проект и действующий макет башни коллектив завода должен был разработать не позднее 1 квартала 1950 г., а в IV квартале 1950 г. должен был быть изготовлен опытный образец САУ для проведения заводских испытаний. Реально же коллективу завода 75 удалось изготовить опытный образец только в конце мая 1952 г. В июне-ноябре 1952 г. были проведены его заводские испытания по специальной программе. В конструкции САУ был применен ряд оригинальных технических решений, позволивших создать малогабаритную по высоте машину, вооруженную 100-мм пушкой и имевшую усиленную броневую защиту за счет размещения механика-водителя во вращающейся башне. Это была первая машина с расположением рабочего места механика-водителя во вращающейся башне. Однако обеспечить эффективное управление движением машины из вращающейся башни до конца решить не удалось. Сложность одновременного управления движением и огнем послужила причиной прекращения работ над данной САУ.