После армейских испытании XM723, проводившихся в 1976 году, быпи сформулированы рекомендации для дальнейших работ в области создания современной боевой машины пехоты: основное вооружение БМП должно включать 25-мм пушку М242 «Bushmaster» и пусковую установку ПТРК второго поколения TOW, бортовые амбразуры нуждаются в существенной доработке, БМП должна иметь разведывательный вариант. Создание разведывательной машины на базе БМП не было новостью — ранее в СССР уже появилась БРМ-1 как модификация БМП-1. Отдельная программа ARSV (Armored Reconnaissance Scout Vehicle XM800) свёртывалась и объединялась с MICV (XM723). Обьединённая программа получила обозначение FVS (Fighting Vehicle System) и включала две машины БМП AIFV (Armored Infantry Fighting Vehicle), рассчитанную на перевозку пехотного отделения, и БРМ названную традиционно CFV (Cavalary Fighting Vehicle) с экипажем 3 человека плюс 2 разведчика.
Уже в 1978 году были представлены прототипы вобравшие в себя элементы XM723 (схема компоновки и бронирования, моторно-трансмиссионная группа, ходовая часть, прицельные приспособления, стабилизированная в двух плоскостях
пушечно-пулемётная установка). Неисправности трансмиссии задержали изготовление опытной партии до 1979 года. Опытные БМП и БРМ получили обозначение XM2 и XM3, что показывало тесную связь программы с основным боевым танком XM1. Планировалось произвести для сухопутных войск 3600 XM2 и 3300 XM3. Заказ на первые 75 XM2 и 25 XM3 был выдан фирме FMC в 1980 году.
В 1981 году армия начала получать серийные БМП и БРМ. В октябре того же года они были приняты на вооружение как система M2/M3 Bradley, названная в честь генерала армии Омара Нельсона Брэдли, американского военачальника периода второй мировой войны (в 1943 году Брэдли был помощником главнокомандующего союзными силами в Северной Африке, командиром 2-го корпуса в Тунисе и Сицилии, в 1944-м — командующим 1-й армией, а с августа — 12-й группой армий в Европе, среди его наград — советские ордена Суворова и Кутузова 1-й степени. Следует отметить, что до 80-х годов имена генералов в армии США получали только танки, и присвоение его БМП означало признание "боевого" характера новой машины). M2 Bradley стала первой БМП второго поколения, принятой на вооружение. Заказ на производство боевой машины пехоты M2 Bradley был выдан фирме «FMC».
Схема компоновки БМП M2 Bradley выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от него — место механика-водителя с регулируемым сиденьем и люком в крыше. Откидывающаяся назад крышка люка, на марше фиксируется в открытом положении, но может быстро закрываться с помощью продольной рукоятки. В средней части корпуса находится двухместная башня, несколько смешенная к правому борту. В ней слева от орудия располагается наводчик, справа — командир. Для обоих предусмотрены люки с откидывающимися назад крышками. Крышка люка командира крепится на особой рамке и может приподниматься вверх для обеспечения ему кругового обзора. Башня имеет подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от десантного перегородкой с проходом. Схема размещения десанта из шести человек необычна, два стрелка в средней части у левого борта (позади механика-водителя), двое — в задней части у правого борта и двое — у кормовой аппарели. Соответственно размещены и стрелковые установки в бортах и корме корпуса. Десантники располагаются на индивидуальных амортизированных регулируемых по высоте и положению сиденьях с откидными спинками. Быструю посадку и высадку пехотинцев обеспечивает откидная аппарель, при этом задние сиденья откидываются вверх к центральной стойке. В обычных условиях доступ в десантное отделение обеспечивается через предусмотренную слева в аппарели дверь. В крыше десантного отделения имеется люк с откидывающейся назад крышкой пирамидальной формы.
В башне установлен комплекс вооружения состоящий из автоматическое пушки, пулемёта и пусковой установки ПТРК TOW. 25-мм пушка М242 «Bushmaster» разработки фирмы «McDonnell Douglas» имеет внешний цепной привод автоматики и двухленточное питание, допускающее быстрый переход с одного типа боеприпасов на другой. Возможны три режима огня: одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр/мин, максимальная скорострельность - 500 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входят 900 унитарных выстрелов, из которых 300 (обычно 225 с осколочно-фугасными и 75 с бронебойными снарядами) снаряжены и уложены в башне, а 600 находятся в боеукладке в корпусе.
Бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд с отделяемым поддоном выстрела М791 при массе 137 г имеет начальную скорость 1335 м/с и на дистанции 1000 м пробивает гомогенную броню толщиной до 66 мм, а на дальности до 2500 м способен поразить бортовую броню советской БМП-1. Время полёта снаряда на 1000 м — около 0,8 с. Позднее на вооружение был принят выстрел М919 о большей бронепробиваемостью снаряда. Осколочно-фугасный трассирующий снаряд выстрела М792 имеет менее настильную траекторию, время полёта на дальность 1000 м — около 1,2 с.
На стволе пушки укреплён щелевой дульный тормоз реактивного действия. Угол склонения орудия до -10°, возвышения - до +60°, что обеспечивает возможность ведения стрельбы по воздушным целям. Прицельная дальность стрельбы достигает 1800—2000 м. Маска пушки утоплена в "теле" башни.
В единой маске с пушкой справа и чуть выше её установлен 7,62-мм спаренный пулемет М240С (модернизированный вариант бельгийского единого пулемета MAG-58). Его боекомплект включает 2340 патронов, из них 800 снаряжены в ленты, уложенные в магазинной коробке башни. Во время стрельбы из пушки и пулемёта, стреляные гильзы удаляются за пределы машины. Орудийно-пулемётная установка снабжена системой стабилизации в двух плоскостях с электрогидравлическим механизмом поворота башни и электрическим приводом вертикального наведения. Приводы наведения позволяют переносить огонь со скоростью до 60" в секунду.
Пусковая установка ПТУР TOW представляет собой бронекожух с верхней крышкой, в котором смонтированы две пусковые трубы. ПУ шарнирно укреплена на левом борту башни, в походном положении она прижата к борту и прикрыта с переднего торца щитком, в боевое положение (горизонтальное, на уровень прицела) пусковая установка переводится с помощью электропривода. По азимуту ПУ вращается с башней, по вертикали поворачивается специальным механизмом в секторе от -20° до +30". Поскольку во время полета ПТУР оператор должен удерживать прицельную марку на цели, пуск можно производить только с места. Перезаряжение ПУ осуществляется вручную через верхний люк десантного отделения. Это главное назначение люка, поэтому его крышка откидывается назад. Так как ПУ при этом поднята на максимальный
угол, крышка люка может открываться не полностью. Возимый боекомплект состоит из двух ПТУР находящихся в ПУ, и пяти размещенных в десантном отделении у левого борта сзади.
ПТУР BGM-71 имеет нормальную аэродинамическую схему, пороховые стартовый и маршевый двигатели. Калибр кумулятивной боевом части 127 мм, бронепробиваемость 500—600 мм. Скорость полета — 200 м/с. время полета на 3000 м — около 20 с, минимальная дальность стрельбы — 65 м. Наведение полуавтоматическое, с передачей команд по двужильному кабелю. ПТУР BGM-71C имеет выдвижной телескопический штырь, увеличенную до 300 м/с скорость и до 3750 м дальность полета.
СУО БМП M2 Bradley включает комбинированный прицел наводчика типа "день-ночь" с 4- и 12-кратным увеличением и оптической связью с аналогичным прибором командира. Наводчик и командир управляют вооружением с помощью рукояток типа "джойстик" с кнопками спускового механизма. При выходе из строя электропривода, предусмотрено ручное управление вооружением командиром. Для стрельбы по воздушным целям (прежде всего вертолётам) служит внешний кольцевой зенитный прицел. Его сетка нанесена на прозрачной пластине, за которой расположена стойка с мушкой.
Еще одна особенность БМП M2 Bradley — стрелковые установки десанта. В то время, как на большинстве БМП они предназначены для штатного оружия пехотинцев, на M2 Bradley в шаровых установках укреплены несьёмные 5.56-мм автоматы М231 FPW созданные на основе штатной штурмовой винтовки М16А1. От базовой винтовки их отличают укороченный тяжелый ствол, измененная конструкция затвора, верхняя рукоятка перезаряжания, отсутствие цевья, выдвижной проволочный приклад, гильзоулавливатель. Боекомплект автоматов — 4200 патронов. Для прицеливания служат призменные смотровые блоки, установленные над местом каждого десантника. Тяжелый ствол М231 позволяет вести огонь длинными очередями с темпом до 1100—1200 выстрелов в минуту, что повышает вероятность попадания по точечным целям на дальностях до 250 м. Выдвижной приклад обеспечивает больший простор для действия автоматом внутри корпуса. Несьёмные автоматы постоянно готовы к открытию огня, не нарушают герметизации корпуса, позволяют избавиться от проблем с замками и заслонками, несколько ускоряют спешивание десанта. Для лучшей обитаемости M231 снабжены системой отвода пороховых газов.
Штатное вооружение десанта составляет: 9 винтовок М16А1 (боекомплект 2160 патронов), 7,62-мм единый пулемёт М60 (2200 патронов), три РПГ одноразового применения М72А2. Это оружие крепится на внутренних стенках десантного отделения в специальных захватах. После принятия на вооружение 5.56-мм ручного пулемёта М249 (модернизированный бельгийский "Миними") в составе отделения два стрелка были заменены пулемётчиками, остальные вооружены автоматическими винтовками М16А2. Чтобы не запутать солдат в боевой обстановке, на коробках с патронами крупным шрифтом указан калибр боеприпасов. Если в состав отделения входит оператор переносного ПТРК, то три его ПТУР укладываются в машине вместо части ракет TOW.
Корпус и башня БМП M2 Bradley сварены из листов катаной брони из алюминиевого сплава с содержанием марганца, хрома, магния и цинка — решение, традиционное для FMC. По сравнению со стальной бронёй, алюминиевые сплавы позволяют при равной или чуть большей защите снизить вес на 10—15%, а за счёт увеличения толщины листов повысить жесткость корпуса.
Впереди и по бортам выполнено разнесённое комбинированное бронирование "сталь—алюминий" с заполнением пространства между листами полиуретановой пеной. Такая конструкция эффективна против высокоскоростных снарядов малокалиберных пушек. Кроме того, она усиливает защиту от радиоактивного излучения (разработка американской БМП совпала по времени с появлением нейтронного оружия). Днище усилено стальным листом для защиты от мин. Дополнительную защиту верхней лобовой части корпуса обеспечивает откидной волноотражательный щиток.
Бортовые бронеэкраны прикрывают ходовую часть до опорных катков. Нижняя часть экранов откидывается вверх на петлях для обслуживания ходовой части. Внизу на экранах укреплены скобы-ступени. По мнению разработчиков, бронирование M2 Bradley обеспечивало на 90—95% защиту от обстрела, которому может подвергнуться БМП в бою. При этом учитывалось стрелковое оружие и вооружение легких бронированных машин потенциального противника на тот момент. В частности, бортовая броня защищала M2 Bradley от пуль 1-1.5-мм советского пулемета КПВТ. На передних углах башни установлены четырехствольные дымовые гранатометы, боекомплект которых размещен в коробках на лобовых листах. Кроме того, постановки дымовой завесы может осуществляться посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя.
В БМП M2 Bradley установлен дизельный четырехтактный двигатель VTA-903T "Камминз" мощностью 368 кВт. Впереди двигателя в едином блоке с ним смонтирована гидромеханическая трансмиссия НМРТ-500-3, обеспечивающая три фиксированные передачи вперёд и одну назад. Гидростатическая передача используется здесь как в дополнительном, так и в основном потоке мощности, что обеспечивает бесступенчатое автоматическое изменение тягового усилия и радиуса поворота на каждой передаче в зависимости от положения педали подачи топлива и изменения сопротивления движению. В механическую часть трансмиссии входят пять планетарных рядов, три фрикционные муфты, пять тормозов, включая два остановочных. Бортовые редукторы с цилиндрическими зубчатыми передачами смонтированы в приливах нижнего лобового листа, подвод мощности к редукторам осуществляется с помощью гидросьёмной передачи.
В состав ходовой части входят, применительно к одному борту шесть опорных катков и три поддерживающих ролика. Опорные катки установлены двумя группами по три, смещёнными к носу и корме машины. На первом, втором, третьем и шестом катках установлены гидравлические амортизаторы. Поддерживающие ролики также обрезинены, передний и задний — одинарные, средний — спаренный. Ведущее колесо переднего расположения. Металлическая мепкозвенчатая гусеница цевочного зацепления с одним гребнем имеет резинометаллические шарниры, внутреннюю обрезиненную беговую дорожку и сьемные резиновые подушки для движения по шоссе. Механизм натяжения гусениц гидравлический.
БМП M2 Bradley способна преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 7.2 км/ч за счет перематывания гусениц. Однако водоизмещения корпуса достаточно только для движения по ровной воде. При волнении необходимо повышение запаса плавучести БМП, для чего используется разворачиваемый на корпусе брезентовый кожух. Волноотражательный щит в этом случае обеспечивает жесткость конструкции. Свернутый кожух укладывается по периметру корпуса машины.
Устанавливаемые на M2 Bradley средства внешней связи зависят от положения БМП в иерархии подразделения: на линейные машины устанавливается радиостанция AN/GRC-160, на БМП командиров взводов — две AN/GRC-160, командиров рот — одна AN/GRC-160 и одна AN/GRC-46. Антенных вводов два, первый расположен на задней части крыши башни, второй на правом борту башни. Внутренняя связь между членами экипажа и командиром десанта обеспечивается ТПУ (танковое переговорное устройство).
Обзор механику-водителю обеспечивают четыре призменных блока по краю крышки его люка, передний блок может заменяться прибором ночного видения AN/WS-2. Обзор с правой стороны практически полностью перекрыт крышей МТО. На марше с открытым люком механик-водитель пользуется прозрачным щитком. Командир имеет семь призменных оптических блоков по периметру своего люка, наводчик три. На верхнем лобовом листе корпуса впереди у бортов крепятся пары "фара-сигнальный фонарь" прикрытые сверху выштамповками в волноотражательном щите. Еще две пары смонтированы в кожухах на кормовом листе над ящиками ЗИП.
Машина оборудована автоматическим поотивопожарным оборудованием, фильтровентиляционной установкой, обслуживающей только места экипажа, и индивидуальными средствами защиты. Обеспечение коллективной защиты десанта было признано нецелесоо6разным, поскольку при спешивании происходит разгерметизация десантного отделения. На бортах и корме башни установлены корзины для ЗИП и дополнительного боекомплекта к пулемёту, на бортах корпуса — замки для крепления маскировочной сети, стоек кожуха индивидуального плавсредства, инструмента.
В конструкции M2 Bradley прослеживается стремление максимально удовлетворить ряд противоречивых требовании — универсальное вооружение и хорошая защищенность при высокой подвижности, плавучесть и аэротранспортабельность. В результате ряда принятых компромиссов БМП соответствует этим требованиям, но фактически на пределе. Масса серийных машин превысила первоначальные 18,2 т на 2,1 т. Перевозиться они могут только тяжёлыми транспортными самолетами С-5 "Гэлэкси" и С-141 "Старлифтер". Стоимость серийной БМП M2 Bradley в 10 раз превысила стоимость бронетранспортера M113A1.
Тактико-технические характеристики БМП M2 Bradley
Боевая масса, т 22,59
Экипаж, чел, 3+6
Габаритные размеры, мм;
длина с пушкой вперёд 6453
ширина 3200
высота до крыши башни 2565
клиренс 450
Бронирование противопульное
Вооружение - 25-мм автоматическая пушка М242; 7.62-мм пулемёт М240С, ПУ ПТУР TOW
Боекомплект, 900 выстрелов, 7 ПТУР TOW, 2340 патронов
Двигатель «Камминз» VTA-903T мощностъ 368 кВт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя. 19.0
Удельное давление на грунт, Мпа 0,045
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 66
Запас хода по шоссе. км 483
Запас топлива, л 662
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки,м 0,91
ширина рва, м 2,54
глубина брода, м плавает