Ряд зарубежных военно-морских флотов имеет на вооружении малогабаритные торпеды, предназначаемые для борьбы с подводными лодками. Такие торпеды могут использоваться как автономно, так и в качестве активных боевых частей в противолодочных управляемых ракетах (ракетах-торпедах) и минах. На вооружении ВМС США находятся малогабаритные торпеды типа Mk.43 Mod.1 и 3, Mk.44 Mod.1, Mk.46 Mod.0, 1, 2 и 4. Торпеда типа Mk.43 Mod.1 и 3 относится к малогабаритным торпедам первого поколения. Она имеет электрическую энергосиловую установку (ЭСУ). Принятая на вооружение в 1960 г. торпеда Mk.44 Mod.0 и 1 предназначена для поражения подводных лодок, движущихся со скоростью 18-24 уз. Ее можно применять с надводных кораблей и самолетов, а также в качестве боевой части, противолодочных ракет-торпед. Авиационный вариант торпеды оснащен тормозным парашютом, который отделяется после ее входа в воду. На торпеде имеются два соосных гребных винта противоположного вращения, выполненные из алюминиевого сплава. Перед винтами в хвостовой части торпеды установлено стабилизирующее кольцо.
ЭСУ торпеды электрическая. В качестве источника энергии используется аккумуляторная батарея с плотностью энергии около 80 Вт ч/кг и продолжительностью разряда от 4 до 10 мин. Электрохимическую пару батареи образуют магний и хлористое серебро, активируемые морской водой. Биполярные электроды представляют собой сочетание анода из магниевого сплава и катода из прокатанного в лист хлористого серебра, нанесенного на подложку из тонкой серебряной фольги. Сепараторами
служат стеклянные шарики, впрессованные в катодные листы, которые после проката перфорируются и обрабатываются специальным раствором. В местах перфорации образуется тонкий слой серебра, в результате чего весь объем катодного листа как бы пронизывается токопроводным каркасом. По мнению специалистов, это обеспечивает хорошую работоспособность электродов при высоких плотностях тока.
Блок электродов размещается в корпусе из электроизоляционного материала. Нижняя и верхняя части корпуса соединены через выходной и входной клапаны, с забортным пространством. Через них в батарее происходит водообмен. После пуска торпеды морская вода через нижний канал поступает в межэлектродные зазоры, активируя батарею. При солености воды 35%о и температуре 20° С с каждого элемента батареи снимается напряжение 2 В. Помимо американских ВМС торпеда Мк.44 состоит на вооружении ВМС Великобритании, Италии и Японии.
Торпеда Мк.46 разработана с целью замены торпед Мк.43 и Мк.44 и предназначена для поражения подводных лодок, маневрирующих со скоростями до 30 уз. на больших глубинах. В авиационном варианте она может сбрасываться с носителя при скорости его полета до 740 км/ч.
В носовой секции торпеды Мк.46 Мод.0 размещены акустическая головка самонаведения (АГС) и боевая часть. В средней секции находится газогенератор, работающий на твердом монотопливе, а в хвостовой - газотурбинный двигатель и вспомогательные механизмы. В качестве топлива применяется монотопливо типа Отто-1.
ЭСУ торпеды Мк.46 Мод.1 имеет поршневой двигатель (мощность 63,4 кВт) бескривошипного типа. Общий объем пяти цилиндров 9- 10 s м3. Рабочее давление достигает 2,41- 107 Н/м2. Двигатель приводит во вращение со скоростью 2200 об/мин два соосных винта. В торпеде используется более калорийное, чем Отто-1, жидкое монотопливо типа Отто-2.
Установленная на торпеде АГС обеспечивает обнаружение цели на дальности до 1400 м. Боевая часть торпеды имеет неконтактный взрыватель.
Проект модернизации торпеды Мк.46 Мод.1 предусматривает увеличение рабочей глубины хода, снижение уровня собственных помех, повышение эффективности боевой части и устойчивости движения торпеды в условиях искусственных помех. Кроме того, предполагается усовершенствовать прибор курса и автомат глубины. Исследуется также вариант пуска торпед с авиационных носителей на мелководье. По существующим за рубежом нормам минимально допустимая глубина места при сбрасывании торпед с самолетов или вертолетов составляет 100 м.
При создании торпеды Мк.46 Мод.2 зарубежные специалисты стремились повысить эффективность ее действия по подводным лодкам, имеющим скорость до 33 уз. и глубину хода до 650 м.
Торпеда Мк.46 Мод.4 совместно с минно-якорным агрегатом применена в мине-торпеде Мк.60 «Кэптор», где она размещается в легком герметичном контейнере, удерживаемом якорным устройством на заданной глубине. Акустическая аппаратура мины-торпеды при прохождении подводной лодки-цели на расстоянии от нее около мили срабатывает, после чего открывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды.
Торпеда Мк.46 используется и в качестве боевой части в противолодочной управляемой ракете (ПЛУР) АСРОК. Головная часть ее закрывается специальным кожухом-обтекателем, предназначенным для защиты от больших перегрузок в момент приводнения. Размещают торпеды Мк.46 также в углублении нижней части корпуса и другой ПЛУР - типа «Икара».
В зарубежной печати сообщалось, что торпеды Мк.46 Мод.2 и 4 могут иметь ядерную боевую часть, при взрыве которой возможно поражение подводных лодок в радиусе двух миль от места взрыва.
Состоящая на вооружении ВМС Великобритании торпеда собственной разработки «Стингрей» предназначена для использования с надводных кораблей, самолетов базовой патрульной авиации типа «Нимрод», а также противолодочных вертолетов «Си Кинг» и «Линкс». Торпеда обладает высокой скоростью хода. Она имеет собственную цифровую ЭВМ, программа для которой задается с учетом вероятных активных и пассивных средств противодействия и характеристик целей. Бортовая ЭВМ классифицирует эхо-сигналы, определяет режим работы гидролокатора и требуемые маневры для преследования цели.
Торпеда «Стингрей» имеет крестообразное хвостовое оперение и съемный носовой обтекатель. После выстрела из торпедного аппарата (сброса на парашюте с самолета) при ударе о воду защитный носовой обтекатель, выполненный из хрупкого материала, разбивается и включается в режим поиска многолучевой гидролокатор.
Итальянская торпеда А-244 имеет электрическую силовую установку. Электродвигатель (мощность 35 л. с.) питается от аккумуляторной батареи, активируемой морской водой. Гребные винты противоположного вращения, соосные. Одна из модификаций торпеды А-244 имеет акустическую головку самонаведения, которая может работать в активном, пассивном и комбинированном режимах, выбирая наиболее рациональный из них для каждого конкретного типа цели. Максимальный временной интервал 2-4 с. АГС этой торпеды может работать на мелководье, она способна обнаруживать цели на расстоянии до 1800 м.
Для ВМС Швеции созданы противолодочные малогабаритные торпеды типа ТР42, ТР427. Торпеда ТР42 способна действовать по подводным и надводным целям в условиях мелководья, может применяться с подводных лодок, надводных кораблей и вертолетов (сброс с вертолета осуществляется без парашюта в горизонтальном положении). Боевая часть торпеды оснащена контактным и неконтактным взрывателями. АГС ТР42 обеспечивает наведение ее в двух плоскостях. В варианте с проводным телеуправлением к ней добавляется специальная секция.
Сообщалось об испытаниях противолодочной торпеды ТР427. Для наведения ее используется двухсторонняя проводная цифровая система телеуправления. Окончательное наведение осуществляет корреляционная АГС. Торпеда снабжается контактным и неконтактным взрывателями. Двигатель торпеды - электрический, постоянного тока. Источник питания — серебряно-цинковая аккумуляторная батарея.
По сравнению с ТР42 торпеда ТР427 имеет больший объем передаваемых по проводной линии связи данных. Она может применяться и в качестве боевой части ПЛУР «Икара».
На вооружении ВМС Франции состоит противолодочная малогабаритная торпеда R3 собственного производства, которая может использоваться с надводных кораблей, самолетов и вертолетов, а также (после определенной перестройки) в качестве активной боевой части ПЛУР.