Основу танкового парка израильской армии составляют танки «Merkava Mk.1» и «Merkava Mk.2», которые по своим конструктивным особенностям и компоновке отличаются от многих основных танков, состоящих на вооружении армий других стран. Основной боевой танк Merkava разработан в 1970-1978 годах научно-исследовательским центром при государственном объединении IMI (Israel Military Industry) в сотрудничестве с США в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и зашиты экипажа. В декабре 1974 года на испытания был передан первый опытный образец (этому предшествовало испытание прототипов, переделанных из танков Centurion). Первые 4 серийных машины были переданы на испытания в Армию обороны Израиля 26 апреля 1979 года.
Официальное принятие на вооружение танка Merkava («Меркава» — колесница) состоялось 29 октября 1979 года. Серийное производство осуществляется с 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер. В 1980 году, после выпуска первых 30 танков, темп производства составлял 7-10 машин в месяц, затем он вырос до 10 машин в месяц и более. К войне 1982 года в войсках находилось около 200 танков Merkava Mk.1.
В конструкции танка Merkava нашло отражение стремление разработчиков обеспечить его максимальную живучесть и зашиту экипажа. Танк имеет увеличенную по сравнению с сопоставимыми образцами основных танков боевую массу и необычную компоновку. Для усиления зашиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, такое размещение моторно-трансмиссионного отделения, позволило высвободить значительный забронированный объем в кормовой части машины для размещения дополнительного количества боеприпасов. Отделение управления расположено за МТО. Доступ в него обеспечивается как через люк в крыше корпуса, так и через боевое отделение. В люке установлены три перископических прибора наблюдения. средний из которых может быть заменен бесподсветочным прибором ночного видения. Боевое отделение находится в кормовой части корпуса.
Корпус танка Merkava - сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Позади двигателя находится еше одна броневая перегородка. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размешена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днишу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны. В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.
Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу, В башне размешены три члена экипажа. Команднр и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа,
В башне установлена 105-мм нарезная пушка M68, выпускавшаяся в Израиле по американской лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Достаточно большой угол склонения пушки (-8,5") позволяет вести огонь из-за укрытий. С целью повышения точности и стабильности стрельбы при изменяющихся температурах наружного воздуха пушка снабжена термоизоляционным чехлом израильской фирмы TAAS. Боекомплект пушки составляют 62 выстрела. Для стрельбы из пушки могут использоваться как выстрелы собственного производства, так и стандартные боеприпасы НАТО. В боекомплект входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, за счет некоторого стеснения экипажа, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов.
Система управления огнем Matador Mk.1 израильской фирмы Elbit включает в себя баллистический вычислитель и лазерный дальномер и по существу является аналогом СУО танка M60A1.
Вспомогательным вооружением является спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт, а дополнительное вооружение включает установленные на башне два 7,62-мм пулемёта FN MAG для стрельбы по воздушным и небронированным наземным целям, а также 60-ми миномёт. Спаренный пулемёт установлен слева от пушки. Лента его питания размешена между слоями разнесенной брони башни. Боекомплект всех трех пулемётов составляет 2000 патронов. Миномёт устанавливается на правом борту башни у командирского люка. В качестве дополнительного усиления огневой моши при борьбе с легкобронированными объектами, на танке может быть установлен 12,7-м м пулемёт М2НВ. Он жестко крепится на специальном кронштейне на маске пушке и оснашается электроспуском.
Танк оснашается хорошо освоенным в эксплуатации в танковых войсках АОИ двигателем фирмы Teledyne Continental AVDS-1790-5А, 12-цилиндровым V-образным четырехтактным дизелем воздушного охлаждения с турбонаддувом, мощностью 910 л.с. (670 кВт) при 2400 об/мин. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия Allison CD-850-6BX включает в себя двухреакторную комплексную гидропередачу без блокировочного фрикциона, планетарную коробку передач (2-1-4), механизм поворота дифференциального типа и два планетарных бортовых редуктора. Двигатель может быть заменен в полевых условиях за 60 мин.
Танк Merkava имеет шесть расположенных побортно опорных катков диаметром 790 мм (взаимозаменяемых с катками танка Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, причем один рычаг рассчитан на два опорных катка. Два передних катка имеют гидравлические амортизаторы. Траки гусеницы (ширина 640 мм, длина опорной поверхности 4,52 м) цельнометаллические. с открытым шарниром.
Танк Merkava оснашен системой коллективной зашиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.
Модификации
Merkava Siman 1 (Merkava Mk.1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.
Merkava Siman 1 Bel (Merkava Mk.1B) или Siman 1 Meshupar (Mk.1 hybrid) — частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Mk.2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; СУО Matador Mk.1 возможно заменена на Matador Mk.2. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.
Merkava Siman 2 (Merkava Mk.2) — вторая модель, запущенная в серийное производство. Основные конструктивные отличия от первой модификации: дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk.2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon. Благодаря ее применению запас хода танка увеличился на 25% и стал составлять почти 500 км. При этом запас топлива увеличился незначительно — всего на 150 л. Боевая масса 61 т. В 1983 - 1989 годах изготовлено около 600 единиц (по видимому вместе с Мк 2В).
Merkava Siman 2 Bet (Merkava Mk.2B) — сменила Мк 2 в серийном производстве, имеет усовершенствованную СУО (в её состав введён тепловизор) и усиленное бронирование крыши башни.
Merkava Siman 2 Bet Dor Dalet (Merkava Mk.2B «Дор Далет») или Merkava Siman 2 Dalet (Merkava Mk.2D — модернизация ранее изготовленных Merkava Mk.2B. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения» («дор» на иврите — «поколение»). Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk.3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами. и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.
Первый публичный показ танка Merkava («Колесница») состоялся в июле 1979 года, в День Независимости Израиля, на центральном стадионе Иерусалима. Боевое крешение «меркавы» получили в 1982 году, во время войны в Ливане, где они продемонстрировали отличную боевую живучесть. В ходе боевых действий было подбито около 50 танков Merkava Mk.1, причем большую часть из них впоследствии восстановили. В результате безвозвратные потери составили всего 7 машин. Из членов экипажа подбитых «меркав» погибли только девять человек. Ни один из 50 пораженных танков не загорелся.
Вопреки распространенному мнению боевых столкновений танков Merkava Mk.1 с танками Т-72 сирийской армии в ходе Ливанской войны не было. Производство танков Merkava Mk.1 и Merkava Mk.2 завершено. Все они состоят на вооружении Армии обороны Израиля.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Merkava Mk.1
БОЕВАЯ МАССА, т; 60,
ЭКИПАЖ, чел.; 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8630, ширина — 3700, высота (по крыше башни) — 2640, клиренс — 470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка M68 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет FN MAG калибра 7,62 мм, 2 зенитных пулемета FN MAG калибра 7,62 мм, 60-мм миномет для стрельбы дымовыми, осветительными и противопехотными минами.
БОЕКОМПЛЕКТ: 62 выстрела, 2000 патронов, 30 мин.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двух плоскости ой электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: комбинированный перископический прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, панорамный перископический прицел командира.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное. Эквивалент по стойкости (корпус/башня), мм: от 120-мм цельнокорпусного БПС — 470/470, от 120-мм КС с моноблочной боевой частью — 600 — 650/600 - 650.
ДВИГАТЕЛЬ: Teledyne Continental AVDS-1790-5A, 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель воздушного охлаждения с турбонаддувом; мошность 910 л.с. (670 кВт) при 2400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Allison СЬ-850-6В, двухпоточная гидромеханическая, включает в себя двухреакторную комплексную гидропередачу без блокировочного фрикциона, планетарную коробку передач (2-1-4), механизм поворота дифференциального типа и два планетарных бортовых редуктора.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, один сдвоенный и три одинарных поддерживаюших катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная пружинная с гидравлическими амортизаторами на 1- и 2-м узлах подвески; в каждой гусенице 110 траков с ОМШ шириной 640 мм.
СКОРОСТЬ МАКС,, км/ч: 46.
ЗАПАС ХОДА, км: 400.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35: ширина рва, м — 3; высота сгенки, м — 0.95; глубина брода, м — 1,38.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.