Морская пехота (МП) США является самостоятельным видом вооруженных сил (ВС) наравне с сухопутными войсками (СВ), ВВС и ВМС. В отличие от других видов ВС по существующим в США законам, морская пехота может использоваться президентом США единолично для выполнения любого задания без санкции конгресса. Морская пехота, как и все вооруженные силы США, распределена между командованиями объединенных ВС в Атлантической, Тихоокеанской, Европейской, Центральной, Южноамериканской зонах и Центральным командованием. В составе командований объединенных вооруженных сил в зонах кроме командующих ВВС, ВМС, СБ и МП имеются командующие силами специальных операций в зоне, которым при повседневной деятельности подчинены отряды ССО, а при выполнении специальных задач — объединенные оперативные группы ССО, среди которых имеется и группа спецопераций морской пехоты, а также отряды специальной защиты.
На протяжении всей истории существования морская пехота США являлась силой быстрого реагирования и использовалась в основном как первый эшелон при развертывании ВС США в любом напряженном районе земного шара, где затрагивались интересы Америки. В связи с этим морская пехота всегда находится в постоянной боевой готовности.
Для повышения оперативной готовности морской пехоты с 1983 по 1986 год проводились мероприятия по формированию на основе существовавших морпеховских дивизий экспедиционных соединений морской пехоты — экспедиционных дивизий (MAP) и экспедиционных бригад (MAB). В составе каждой из трех экспедиционных дивизий предусматривалось задействовать по две бригады. В составе 1-й дивизии, предназначенной для использования в западной части Тихого океана в составе флота, планировалось применение 5-й и 7-й бригад, в составе 2-й дивизии (Атлантический океан) — 4-й (противотеррористической) и 6-й бригад, а в составе 3-й дивизии (Тихий океан) — 1-я и 9-я бригады.
Три из шести экспедиционных бригад (4-я, 6-я, 7-я) приспособлены для использования в силах быстрого развертывания, при этом 4-я бригада ориентировалась на применение в боевых действиях в Северной Норвегии.
С целью повышения стратегической мобильности экспедиционных бригад и обеспечения их боевых действий в течение 30 суток тяжелое вооружение, боевая техника, боеприпасы и другие предметы снабжения были заранее размешены на судах-складах трех эскадр системы заблаговременного базирования и береговых складах в районах предполагаемого использования этих бригад, а личный состав с легким вооружением должен был доставляться в район боевого применения самолетами командования воздушных перевозок. Эскадры судов-складов базируются на Средиземном море — в Неаполе, в Индийском океане — на острове Диего Гарсия, в Тихом океане — на острове Гуам, береговой склад — в Северной Норвегии.
Организационно силы экспедиционных бригад делятся на три элемента: наземный боевой, воздушный боевой и материально-технического обеспечения. Наземный боевой элемент включает полк морпехов в составе четырех стрелковых батальонов, танкового батальона, штурмового батальона легких плавающих броневых машин, батальона непосредственной артиллерийской поддержки, боевого инженерного батальона и роты разведки.
Воздушный боевой элемент включает спецгруппу вертолетов, две авиаэскадрильи истребителей-бомбардировщиков (F/A-18), по одной авиаэскадрилье штурмовиков (A-6, AV-8B), по отряду разведчиков (RF-4B), радиоэлектронного противодействия (EA-6B) и заправщиков (KC-130). Элемент материально-технического обеспечения включает группу тылового обслуживания.
Особенностью 4-й бригады является то, что она специально предназначена для борьбы с терроризмом по всему миру, в том числе с химическими и бактериологическими угрозами. Бригада включает четыре батальона сил безопасности, батальон охраны дипломатических представительств за рубежом, батальон борьбы с терроризмом и отдельный батальон химико-бактериологической защиты. Две роты из батальона сил безопасности комплектуют группы безопасности флота от атак террористов.
Экспедиционные батальоны морской пехоты (MAU), используемые в составе амфибийно-десантных соединений в передовых группировках ВМС, решают также и задачи специальных операций, для чего им придаются необходимые подразделения. В связи с этим батальоны перед выходом на боевую службу в составе передовых группировок доукомплектовываются специальными подразделениями и отрабатывают задачи специальных операций. В этом случае они переводятся в разряд батальонов, способных решать задачи специальных операций MAU (SOC), и состоят из четырех элементов: командного, ударного, прикрывающего и авиационного.
В состав командного элемента входит командная группа батальона, подразделения разведки и наблюдения, управления воздушной и артиллерийской поддержкой, радиоэлектронного противодействия, радиоперехвата и взвод беспилотных летательных аппаратов.
В состав ударного элемента входят основные подразделения батальона: одна-две стрелковые роты, подразделения разведчиков-снайперов, обезвреживания невзорвавшихся боеприпасов, группа разведки и наблюдения, разведывательный взвод разведбата дивизии, подразделения боевого инженерного батальона дивизии, а также возможно включение подразделений подводных разведчиков-диверсантов SEAL, быстроходных катеров специального назначения, десантного строительного батальона.
В состав прикрывающего элемента включены рейдовая рота батальона морской пехоты и рота легких плавающих броневых мащин.
В состав авиационного элемента, представляющего собой смешанную усиленную авиаэскадрилью, входят по одному отряду тяжелых и средних транспортно-десантных вертолетов, легких ударных вертолетов и штурмовиков вертикального взлета и посадки, рота ПВО, подразделения легких самоходных машин ПВО, управления авиацией и ее обслуживания.
Силы экспедиционного батальона, подготовленного для проведения специальных операций, размещаются на кораблях эскадры, в состав которой входят десантный вертолетоносец, два десантных транспорта-дока и два танкодесантных корабля.
До 2003 года американское военное руководство устраивало отсутствие в составе сил спецопераций подразделений морской пехоты, поскольку MAU (SOC) успешно справлялись с выполнением стоящих задач. Однако с объявлением президентом
США глобальной войны международному терроризму после террористических атак И сентября 2001 года, когда силам специальных операций была отведена ведущая роль в планировании и проведении противотеррористических операций по всему миру, командование ССО получило статус самостоятельного командования вооруженных сил наравне с СВ, ВВС и ВМС. В связи с этим в конце 2001 года 4-я бригада резерва морской пехоты была переведена в разряд противотеррористических, в июне 2003 года было создано 1-е подразделение специальных операций морской пехоты, а 24 февраля 2006 года — командование специальных операций морской пехоты (MARSOC).
1-е подразделение специальных операций морской пехоты численностью 86-90 человек было сформировано 19 июля 2003 года на базе Кэмп-Леджен (шт. Вирджиния). В его состав вошли штабная секция, секция разведки и наблюдения (30 человек), технической разведки (29 человек), огневой поддержки (10 человек).
Секция технической разведки состояла из команды радиоразведки численностью в 9 человек, воздушной разведки (6 человек), команды обслуживания технических средств (12 человек) и штабной команды (2 человека).
Секция разведки и наблюдения состояла из штабной команды (2 человека) и четырех команд разведки численностью по 7 человек, а секция огневой поддержки включала штабную (2 человека) и две команды по 4 человека.
Согласно руководящим документам задачей подразделения являлось обеспечение успешного использования подразделений ССО ВМС в боевых действиях, специальная разведка и наблюдение, поддержка коалиционных сил и другие задачи, а также поддержка флота и объединенных командований.
Подготовка личного состава 1-го подразделения специальных операций морской пехоты началась сразу же с его формированием и закончилась трехнедельным учением в испытательном центре в Неваде и на вспомогательном аэродроме Индиана Спринте в декабре 2003 года. После окончания всех испытаний подразделение в апреле 2004 года было направлено в Багдад для участия в операции «Свобода Ираку». Действуя в составе оперативного соединения ССО ВМС, подразделение провело несколько операций поддержки коалиционных сил и участвовало в решении ряда региональных задач в составе комбинированного объединенного соединения сил специальных операций, где показало высокий профессионализм и компетентность. Стало ясно, что подразделение способно действовать самостоятельно без взаимодействия с другими подразделениями ССО.
История создания командования специальных операций морской пехоты началась еще 20 лет назад в период «холодной войны», когда под руководством командующего КСО ВС и одного из руководителей морской пехоты был разработан совершенно секретный план под названием «Synchronicity», предусматривавший создание командования, о котором знали всего 4 человека. Однако местничество и столкновение интересов некоторых высокопоставленных должностных лиц с годами похоронили этот проект, хотя периодически он возникал. Только в 2001 году идеи плана были поддержаны тогдашним министром обороны США Дональдом Рамсфелдом, добивавшимся более тесного взаимодействия морской пехоты и командования спецопераций.
24 февраля 2006 года командование морской пехоты формально объявило о создании командования специальных операций МП США в Кэмп-Леджен. В декабре 2006 года началась передача ему 2.600 (по другим данным 2.700) морских пехотинцев под командованием генерал-майора Хейлика. Планировалось, что часть добровольцев будет отобрана в действующих частях морской пехоты, остальные будут подобраны в подразделениях разведки морской пехоты. Рассматривался вопрос о передаче в будущем в морпеховский спецназ до 4.000 морских пехотинцев.
В настоящее время КСО морской пехоты включает: полк специальных операций, группу разведки и поддержки специальных операций, отряд подготовки иностранных военных подразделений и школу специальных операций.
Полк специальных операций МП, штаб которого находится в Кэмп-Леджен, состоит из двух батальонов. Один из них дислоцируется на Атлантическом побережье США в Кэмп-Леджен, второй — на Тихоокеанском побережье в Кэмп-Пендлтон. Эти батальоны представляют собой группы специальных операций морской пехоты и осуществляют подготовку и вооружение экспедиционных сил специальных операций МП для выполнения ими специальной разведки. боевых действий и задач обороны.
Батальон состоит из четырех-пяти рот специальных операций численностью в 115 человек. Батальоны располагаются на десантных судах совместно с экспедиционными батальонами морской пехоты, но являются самостоятельными подразделениями, подчиненными руководству сил специальных операций. В составе их рот имеются по два стрелковых взвода, взвод скаутов (разведки), взвод оружия, личный состав которых подготовлен по программе командос, а также подразделение разведчиков-снайперов. Следует отметить, что организация групп специальных операций морской пехоты еще не полностью отработана.
Группа разведки и поддержки специальных операций морской пехоты численностью около 400 человек личного состава различных специальностей дислоцируется в Кэмп-Леджен. Она предназначена для специальной поддержки подразделений по всему миру в выполнении специальных операций. Для выполнения задач поддержки в группе создаются отряды поддержки, в состав которых включаются команды специалистов управления авиационной и корабельной артиллерийской поддержкой, анализа разведывательных данных, допроса военнопленных, обезвреживания невзорвавшихся боеприпасов и проводников со служебными собаками.
Отряд подготовки иностранных военных подразделений, который будет насчитывать около 260 человек личного состава различных специальностей, дислоцируется в Кэмп-Леджен. Состоять он должен из 24 команд. К декабрю 2006 года было создано только три команды, которые используются в Грузии, Чаде и Нигерии. Отряд предназначен для работы с иностранными армиями с целью повышения их боевого мастерства.
Школа специальных операций морской пехоты осуществляет отбор, рекрутирование и подготовку личного состава, а также оценку развития доктринальных функций командования. В школе имеются два отделения: по одному на Восточном и Западном побережье США. Школа имеет современную учебную и экспериментальную базу, подготовленные кадры, что позволяет ей осуществлять планирование, координацию и инструктирование по вопросам развития специальной разведки и проведения боевых действий.