http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/upr-avia-bomb.jpg

Этот вид оружия весьма эффективен для поражения малоразмерных целей. На вооружении ВВС и ВМС США состоят управляемые авиационные бомбы (УАБ) двух основных типов — корректируемые бомбы с лазерной системой наведения и планирующие бомбы с телевизионной системой наведения. При использовании УАБ первого типа цели подсвечивают лазерным лучом (со специального самолета или с земли). Бомбы наводятся по отраженному лучу. Головка самонаведения (ГСН) такой бомбы определяет угол между направлением вектора скорости полета УАБ и направлением на подсвеченную цель. Система управления вырабатывает соответствующие команды на отклонение рулей и корректирует траекторию полета бомбы.

Управляемые авиационные бомбы с телевизионной системой наведения оснащается передающей телевизионной камерой. Летчик (летчик-оператор) видит изображение цели на телевизионном экране в кабине самолета. Возможно автономное или командное наведение бомбы. В первом случае необходимо, чтобы цель была обнаружена перед сбросом УАБ. Маневрируя самолетом, летчик совмещает прицельное перекрестие телевизионного экрана с изображением цели, после чего включает систему наведения УАБ на захват цели. Система обеспечивает автоматическое наведение бомбы на цель.

Командный способ наведения применяется, когда имеется система приема и передачи данных между бомбой и самолетом. В этом случае сброс УАБ производится в направлении цели, а на телевизионный экран пилота передается изображение местности, над которой пролетает бомба. Траектория ее полета корректируется оператром по радио. Оператор может наводить УАБ до конца либо подать команду на захват цели для автономного наведения.

Как в состоящих на вооружении, так и во вновь разрабатываемых образцах УАБ используются стандартные модули: головки самонаведения, системы управления, боевые части, аэродинамические поверхности.

Управляемые бомбы с лазерной системой наведения создаются на основе обычных бомб, на которые устанавливаются комплекты аппаратуры наведения и более мощные хвостовые стабилизаторы. Все бомбы этого семейства выполнены по аэродинамической схеме «утка». В головной части бомбы серии «Пэйв Уэй 1» размещаются ГСН и система управления, исполнительными органами которой являются 4 крестообразно расположенных руля. ГСН установлена на карданном подвесе и размещена в кольцевом аэродинамическом стабилизаторе, обеспечивающем положение оптической оси ГСН в направлении вектора скорости полета УАБ. В хвостовой части бомбы установлены 4 стабилизатора, также расположенные крестообразно.

УАБ серии «Пэйв Уэй 2» имеют ряд улучшенных характеристик. Отмечается, что прежде всего они более маневренны за счет увеличения максимального угла отклонения рулей. Особенностью является также наличие раскрывающихся после сброса хвостовых стабилизаторов — благодаря им уменьшено лобовое сопротивление самолета-носителя, доставляющего бомбы к точке сброса.

Бомбы серии «Пэйв Уэй 3» специально предназначены для сброса с малых высот. Они обладают более совершенной аэродинамической формой, оснащены раскрывающимися хвостовыми стабилизаторами и рулями с большей подъемной силой, имеют более чувствительную ГСН с большей зоной обзора. В систему управления УАБ включен автопилот, обеспечивающий автономный полет бомбы в район подсвеченной цели. Подсветка цели может быть осуществлена и на конечном участке траектории полета УАБ.

Для ВМС США разработаны УАБ «Скиппер-1» и «Скиппер-2», также предназначенные для сброса с малых высот. Эти бомбы созданы на базе УАБ GBU-16 серии «Пэйв Уэй» 2, имеют усовершенствованную систему управления, на них установлены стабилизаторы большей площади. УАБ «Скиппер-2», кроме того, оснащена двигателем ракеты «Шрайк», который, как сообщается, позволил увеличить дальность полета по сравнению с первоначальным вариантом УАБ в 3 раза.

Планирующая бомба «Уоллай-1» с телевизионной системой наведения выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет корпус цилиндрической формы с крестообразным крылом и состоит из трех отсеков. В головном отсеке установлена телевизионная ГСН, центральный отсек занимает боевая часть, в хвостовом отсеке расположены система поперечной стабилизации и гидроприводы рулей. После сброса УАБ используется автономное наведение. Максимальная дальность полета 25 км.

Разработаны две модификации этой бомбы. УАБ «Уоллай-2» отличается более мощной боевой частью, а «Уоллай-2 ER/DL», кроме того, оснащена крыльями большей площади и имеет систему приема и передачи данных на борт носителя.

Планирующая УАБ GBU-15 имеет модульную конструкцию, в состав которой входят модули ГСН, боевых частей и аэродинамических поверхностей. В головном отсеке установлена телевизионная ГСН, в хвостовом — гидроприводы рулей и система приема и передачи данных. Разработан также вариант GBU-15 с тепловизионной ГСН, которая, как утверждают, позволит применять бомбу в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. Чувствительным элементом ГСН является решетка ИК-детекторов, охлажденная до сверхнизких температур. Видеосигнал с выхода решетки подается на индикатор, который размещен в кабине самолета. Кроме GBU-15 тепловизионной ГСН планируется оснастить УАБ «Уоллай-2 ER/DL» .

В качестве боевой части в УАБ GBU-15 используется фугасная бомба Mk84. Для поражения площадных целей предусматривается использование кассетной боевой части SUU-54, снаряжаемой осколочными боеприпасами BLU-63 и минами BLU-86 в количестве до 1800 штук. Модуль аэродинамических поверхностей состоит из крестообразного крыла и дестабилизаторов.

В печати отмечалось, что дальность полета GBU-15, сброшенной с высоты 60 м на скорости, соответствующей числу М = 0,9, составляет около 9 км. Чтобы увеличить дальность, разрабатывают вариант бомбы GBU-15, оснащенной двигательной установкой (одним подфюзеляжным или двумя боковыми ускорителями). Этот вариант получил обозначение AGM-130. По расчетам специалистов, дальность полета этой бомбы будет в 3 раза больше, чем у GBU-15.

В печати сообщалось о разработке УАБ нового типа — «Пэйв Уэй 4». В ней планируется использовать ГСН, обеспечивающую автоматическое наведение на цель без ее подсветки и без передачи данных на борт носителя. Перед вылетом в запоминающее устройство УАБ вводится информация о точке сброса, точке прицеливания и цифровой образ цели. Самолет-носитель производит сброс бомбы в направлении цели. УАБ совершает полет по запрограммированной траектории и на конечном участке осуществляет поиск и захват цели, соответствующей заложенному образу.

ГСН обеспечивает наведение бомбы в точку прицеливания. В качестве боевых частей планируется использовать стандартные бомбы Мк 82, Мк 84, а также кассетные установки с боеприпасами, предназначенными для поражения различных целей. По мнению специалистов ВВС США, применение таких УАБ сократит время пребывания самолета-носителя в зоне ПВО противника и тем самым понизит его уязвимость.

Во Франции разработаны серии бомб с лазерной системой наведения LGB и BGL, подобных американским бомбам семейства «Пэйв Уэй». Эти УАБ выполнены по аэродинамической схеме «утка». Сообщалось, что хвостовые стабилизаторы большой площади обеспечивают дальность полета такой УАБ до 8 км при сбросе с горизонтального полета на малой высоте. В качестве боевых частей на бомбах LGB используются стандартные бомбы калибра 250, 400 и 1000 кг, а на BGL — калибра 250 и 1000 кг.