http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/RAH-66%20Comanche.jpg

Ударный вертолёт RAH-66 Comanche предназначен для ведения разведки и передачи тактической разведывательной информации с помощью усовершенствованной цифровой связи в реальном масштабе времени, огневой поддержки сухопутных войск, координации атак ударных самолетов, а также для сопровождения боевых вертолетов «Апач». Работы по программе создания легкого многоцелевого вертолета LHX (Light Helicopter Experimental) для армии США начались в 1983 г. Этот вертолет должен был заменить вертолеты AH-1, UH-1, OH-58 и OH-6. В 1991 г. объединенная команда от фирм Boeing и Sikorsky представила на конкурс проект разведывательно-боевого вертолета RAH-66.

Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном LHX-SCAT и многоцелевом LHX-UTIL вариантах. Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2.8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ). Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. Более 8 миллиардов долларов США было уже вложено в программу на тот момент, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили $450-680 миллионов в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча» будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache и других американских военных вертолётов. На данный момент корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) расположен в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, и прототип 94-0327 поступит в музей в 2008 году.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с двумя ГТД, стреловидным вертикальным и Т-образным горизонтальным оперением, трехопорным убирающимся шасси и рулевым винтом в вертикальном оперении. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом бронированными, безопасно повреждаемыми сиденьями летчика и оператора вооружения. Остекление кабины выполнено из плоских панелей. Пол кабины имеет панели, поглощающие энергию удара при аварии. Наружная обшивка на 40% выполнена из съемных панелей, изготовленных с использованием технологии «стелс»; двери, обтекатели и другие второстепенные конструкции выполнены в основном из кевларовых сотовых материалов.

В отличие от традиционного расположения экипажа боевых вертолетов (летчик — сзади, а стрелок с системой наведения на цель — впереди), у вертолета RAH-66 Comanche оба места совершенно равнозначны. Ультрасложная электронная система наведения позволяет стрелку размещаться на заднем кресле, а летчику занять более удобное для пилотирования переднее. Каждое место оборудовано приборной доской, рукояткой системы управления полетом и обычным рычагом управления общим шагом лопастей. В исключительных случаях, когда экипаж вертолета состоит из одного человека, управление общим шагом лопасти может осуществляться с помощью ручки управления. Кабина оборудована цветным и черно-белым дисплеями на жидких кристаллах размером 150x200 мм каждый, через которые экипаж получает полную информацию о боевых действиях и картину местности, ведет картографические работы и оценивает тактическую ситуацию. Информация о работе системы вооружения и топливной системы отображается на экране многофункционального дисплея размером 100x100 мм.

Силовая установка RAH-66 Comanche состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей модульной конструкции со свободной турбиной. Двигатели имеют кольцевой воздухозаборник с пылезащитным устройством и связаны с цифровой системой управления FADEC, которая улучшает приемистость двигателя и обеспечивает его диагностику, уменьшая загрузку летчика. Двигатели расположены по бокам фюзеляжа в отдельных обтекателях с боковыми воздухозаборниками. Между ними размещается ВСУ BTS 124, используемая для их запуска и обеспечивающая работу вспомогательных систем в течение всего полета. Топливо содержится в центральном топливном баке емкостью 1142 л, возможна подвеска двух топливных баков емкостью по 1000 л или четырех баков общей емкостью 3406 л для перегоночных полетов. Несущий винт пятилопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане, полностью изготовлены из композиционных материалов. Рулевой винт диаметром 1,37 м, типа «фэнтэйл», установлен в кольцевом канале вертикального оперения, имеет лопасти с хордой 0,17 м, размещенные асимметрично для уменьшения уровня шума.

Двухместная кабина (кресла экипажа расположены тандемом) имеет высокую степень герметизации (что надежно защищает экипаж от воздействия химического и бактериологического оружия) и оборудована электродистанционной системой управления полетом.

Вертолет прост в техобслуживании и ремонте, что достигается благодаря свободному доступу к основным жизненно важным узлам, агрегатам конструкции и системе вооружения. Это позволяет техническому персоналу из трех человек произвести осмотр и заменить вооружение (четыре ПТУР «Хеллфайр», две УР «Стингер» и боекомплект из 500 снарядов) между боевыми вылетами вертолета за 12 минут, а для транспортировки вертолет может быть легко демонтирован в течение 20 минут и размещен в военно-транспортном самолете типа C-130 «Геркулес».

Электронное оборудование располагается в трех изолированных отсеках с небольшим избыточным давлением, что препятствует запылению и, как следствие, повышает надежность систем. Главный комплексный блок выполнения боевого задания МЕР включает две центральные БЦВМ с избыточными возможностями, которые связывают в единое целое все БРЭО, системы оружия, датчики и чувствительные элементы.

БРЭО состоит из:
объединенной прицельно-навигационной и связной системы, работающей в двух режимах: определения координат вертолета или обеспечения секретности каналов связи; навигационные подсистемы включают приемник спутниковой навигационной системы GPS и инерциальную навигационную систему на кольцевых лазерных гироскопах, систему помощи в обнаружении и классификации целей ATI/C, систему ночного пилотирования NVPS, установленную на верхней турели в носовой части вертолета, в дальнейшем возможна установка РЛС кругового обзора «Лонгбоу»;

автоматизированной системы целеуказания TAS, размещенной на нижней турели в носовой части фюзеляжа и включающей ИК-систему переднего обзора FUR второго поколения, цифровую телевизионную систему и лазерную систему подсветки целей для наведения ПТУР «Хеллфайр» (углы обзора 52° по азимуту и 35° по возвышению). Система способна запоминать изображение для последующего просмотра, изображение от ИК- или ТВ-системы может передаваться на многофункциональные нашлемные дисплеи объединенной прицельной системы HCDDS фирмы «Кайзер Электронике», на нашлемные дисплеи также могут выводиться данные от различных систем и трехмерная цифровая карта фирмы «Харрис»;

портативного устройства поиска неисправностей PIMA для самоконтроля, поиска и устранения неисправностей электронных систем;

системы жизнеобеспечения, предназначенной для защиты от химического, биологического и радиологического оружия, которая создает небольшое избыточное давление в кабине экипажа и отсеках электронного оборудования посредством подачи отфильтрованного и охлажденного воздуха из окружающей среды.

Вооружение для всех вариантов применения включает трехствольную пушку калибра 20 мм на турели внизу носовой части фюзеляжа. Пушка может убираться в обтекатель поворотом на 180°; время приведения пушки из обтекателя в боевое положение 2 с, скорострельность по наземным целям 750 выстр./мин, по воздушным целям —1500 выстр./мин, боекомплект нормальный — 320 снарядов, максимальный — 500 снарядов. В двух отсеках вооружения, размещенных в средней части с обеих сторон фюзеляжа, на внутренней стороне открывающихся створок на шести узлах подвески (по три на каждой створке) могут размещаться ПТУР «Хеллфайр» и УР «Стингер» класса «воздух-воздух»; на вертолете в течение 15 мин могут быть установлены небольшие крылья для размещения на внешней подвеске дополнительного вооружения (система EFAMS). С установленной системой EFAMS вертолет может нести на внешней подвеске восемь ПТУР «Хеллфайр» или тридцать две НАР «Гидра» калибра 70 мм в восьми блоках, или шестнадцать УР «Стингер», или два подвесных топливных бака (емкостью по 1627 л каждый) для перегоночного полета при саморазвертывании, или два бака для длительного боевого полета емкостью по 871 л.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация   RAH-66
Диаметр несущего винта, м   11.89
Диаметр рулевого винта, м   1.37
Длина,м   14.43
Высота (с надвутлочной РЛС) ,м   3.39
Ширина, м   2.04
Масса, кг   
  пустого   4218
  нормальная взлетная   5799
  максимальная взлетная   7896
Тип двигателя   2 ГТД LHTec T800-LHT-801
Мощность, э.л.с   2 х 1563
Максимальная скорость, км/ч   
  с надвтулочной РЛС   317
  без надвтулочной РЛС   324
Крейсерская скорость, км/ч   
  с надвтулочной РЛС   275
  без надвтулочной РЛС   296
Перегоночная дальность, км   2335
Практическая дальнсоть, км   900
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Скороподъемность, м/мин   273
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2
Вооружение:  20-мм трехствольная пушка XM301 c 500 патронами
14 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или HOT II или TOW II,
28 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или Matra Mistral или Starstreak
56 70-мм НУР Hydra 70 или 80-мм НУР Sura D или Oerlikon Snora