http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-11356-01.jpg

17 ноября 1997 г. Россия и Индия заключили межгосударственный контракт стоимостью около 1 млрд долл., которым предусматривалась постройка для индийских Военно-морских сил трех фрегатов УРО проекта 11356 (тип «Talwar»). По результатам постройки первой серии кораблей и их эксплуатации в военно-морских силах страны-заказчика, военно-политическим руководством Индии было принято решение приобрести в России дополнительно еще три корабля данного семейства - по несколько модифицированному проекту (тип «Тег»).

По результатам конкурса строителем фрегатов УРО проекта 11356 первой серии было выбрано санкт-петербургское ОАО «Балтийский завод», которое 10 марта 1998 г, после подписания договора комиссии с ФГУП «Рособоронэкспорт» (в настоящее время АО «Рособоронэкспорт») на строительство серии из трех кораблей, официально стало головным исполнителем данного контракта. В том же месяце, в марте 1998 г. Балтийский завод приступил к строительству головного корабля проекта 11356. Всего же в программе проектирования и постройки первых трех кораблей данного типа приняли участие в том или ином виде около 130 компаний и организаций из России, Индии, Великобритании, Германии, Дании, а также Беларуси, Украины и ряда других стран. Главным строителем фрегатов УРО проекта 11356 первой серии являлся Владимир Александрович Долгушин, который по состоянию на начало февраля 2017 г. занимал должность директора по производству санкт-петербургского АО «Судостроительный завод «Северная верфь».

Головной корабль в первой серии фрегатов для индийского флота, «Тальвар» (F40 Talwar, в переводе с санскрита - «Меч» или «Шпага», до передачи заказчику носил имя «Дозорный»), был заложен на стапеле Балтийского завода 10 марта 1999 г и спущен на воду 12 мая 2000 г. Государственные испытания установленных на корабле различных комплексов вооружения (с боевыми стрельбами), которые были проведены на военно-морской базе ВМФ РФ в городе Балтийск Калининградской области в период с 8 февраля по 15 марта 2002 г После завершения испытаний, в ходе которых, в частности, было получено подтверждение поражения зенитными управляемыми ракетами комплекса «Штиль-1» (экспортный вариант модернизированного российского корабельного ЗРК «Ураган») назначенных целей и подтверждение штатного функционирования корабельной системы управления огнем, корабль 15 марта начал переход в Санкт-Петербург и 19 марта встал к причальной стенке Балтийского завода.

Затем фрегат «Тальвар» прошел ревизию машин и механизмов, после чего прошло вселение на корабль индийского экипажа, а вскоре головной корабль первой серии новейших российских фрегатов решением комиссии государственной приемки был передан на этап приемо-передаточных испытаний. Совещание комиссии государственной приемки и подписание приемного акта по результатам государственных испытаний головного фрегата УРО проекта 11356 состоялось 8 мая на Балтийском заводе. Руководители рабочих групп - представители ВМФ России - доложили председателю комиссии о завершении программы государственных испытаний всех систем корабля и соответствии результатов испытаний техническому проекту. 17 мая 2002 г фрегат УРО «Тальвар» после проведенной ревизии вышел на первый этап приемо-передаточных испытаний - морскую практику индийского экипажа, которая проходила в Балтийском море. Отметим, что именно в мае во время проводившихся в рамках приемо-передаточных испытаний неудачно прошли стрельбы зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» (ракеты сразу после старта самоуничтожились), что в конечном итоге послужило причиной задержки со сдачей кораблей заказчику.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-11356-02.jpg

22 августа 2002 г на корабле, находившемся у причальной стенки Балтийского завода, побывал посетивший Россию по приглашению Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Владимира Куроедова начальник штаба (командующий) ВМС Индии адмирал Мадхавендра Сингх, который также осмотрел однотипный фрегат УРО «Табар» и встретился с индийскими моряками из состава экипажа проходившего на тот момент заводские ходовые испытания (с российским экипажем) второго корабля проекта 11356 - фрегата УРО «Тришул». Завершающая программа растянувшихся фактически на год приемо-передаточных испытаний была завершена 14 июня 2003 г, а 18 июня того же года головной корабль из первой серии фрегатов УРО проекта 11356 был официально включен в боевой состав ВМС Индии, его местом базирования (приписки) была определена военно-морская база Мумбаи.

Второй фрегат серии, «Тришул» (F43 Trishul, в переводе с санскрита - «Трезубец», до передачи заказчику носил имя «Ударный»), был заложен на стапеле Балтийского завода 24 сентября 1999 г. и спущен на воду 24 ноября 2000 г. Заключительный корабль первой серии, «Табар» (F44 Tabar, в переводе с санскрита - «Секира» или «Боевой топор», до передачи заказчику носил название «СКР-23»), был заложен на стапеле Балтийского завода 26 мая 2000 г. и спущен на воду 25 мая 2001 г. - в день празднования 145-й годовщины со дня основания Балтийского завода. Последний корабль в серии «тальваров» в конце 2003 г. успешно прошел в районе Ленинградской и Балтийской военно-морских баз заводские ходовые, государственные и приемо-передаточные испытания, которые были совмещены с морской практикой индийского экипажа, а в апреле 2004 г сторонами был подписан акт о готовности корабля. Официально в боевой состав ВМС Индии фрегат УРО F44 «Tabar» вошел 19 апреля 2004 г.

По результатам весьма интенсивной эксплуатации первых трех фрегатов УРО проекта 11356, включая совершение многочисленных дальних походов (в тч. «без пяти минут» кругосветных), командование индийских ВМС осталось весьма довольно боевым потенциалом новых кораблей, что на фоне задержки с реализацией программы постройки на национальных верфях кораблей аналогичного класса привело к решению приобрести у России еще одну партию в составе трех фрегатов УРО. Правда, с некоторыми изменениями, которые в первую очередь коснулись ударного ракетного и зенитного ракетного комплексов корабля.

Вопрос о необходимости постройки для Военно-морского флота России кораблей проекта 11356 уходит в историю в далекий 2003 г Именно во второй половине сентября того года Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов после своей поездки в Санкт-Петербург сообщил о том, что эскизный проект фрегата проекта 11356 утвержден, рабочий проект специалистам Северного ПКБ «поручено доработать», а конкурс на выбор подрядчика по строительству кораблей серии пройдет в первом квартале 2004 г. Российские корабли в целом имеют много общего с фрегатами УРО, построенными для ВМС Индии, однако в процессе их проектирования и постройки в проект были внесены достаточно существенные, скажем так содержательные, изменения, которые коснулись в первую очередь состава ракетно-артиллерийского, зенитного и радиоэлектронного вооружения кораблей. В частности, основу ударного вооружения российского фрегата составил ракетный комплекс, в состав которого входит расположенная в его носовой части универсальная установка вертикального пуска, допускающая применение различных боевых средств - ракет - комплексов «Калибр-НК» и «Оникс». В перспективе, из данной пусковой установки будет возможно применение и гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон».

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-11356-03.jpg

По вполне понятным причинам серьезные изменения коснулись и состава радиоэлектронного вооружения предназначенных для российского флота кораблей. Кроме того, не получил прописку на наших фрегатах и ЗРАК семейства «Кортик» - как и в случае со второй тройкой фрегатов УРО для индийских Военно-морских сил, выбор в этом случае пал на 30-мм автоматы АК-630М. Были внесены в проект и другие изменения. Однако, если с реализацией этапа проектирования корабля все прошло достаточно быстро, то выбор главного подрядчика по весьма амбициозной по меркам новой России кораблестроительной программе по ряду причин несколько затянулся. Так, 30 января 2004 г. отечественное информационное агентство «Росбалт» со ссылкой на Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Владимира Куроедова сообщило, что победитель конкурса на постройку серии фрегатов проекта 11356 для российского флота будет определен лишь в начале 2005 г., но зато тогда же, в первом квартале, может быть уже выполнена и закладка головного корабля.

Основным претендентами на получение заказа на постройку серии фрегатов для российского ВМФ на начальном этапе считались санкт-петербургские компании Балтийский завод и «Северная верфь», а также калининградский ПСЗ «Янтарь». Однако по результатам достигнутых договоренностей между владельцами первых двух судостроительных предприятий, в первой половине апреля 2005 г руководство ОАО «Балтийский завод» отказалось от участия в данном тендере. Впрочем, еще на протяжении длительного времени интрига с выбором главного подрядчика по строительству серии кораблей проекта 11356 для российского флота сохранялась. В немалой степени по причине во-первых, недостатка средств; во-вторых, получения от ВМС Индии контракта на постройку еще трех кораблей улучшенного проекта 11356 (экспортному заказу, приносившему в страну «твердую валюту», был, как представляется, отдан приоритет); и, наконец, судя по всему, еще и из-за мощнейших интеграционных процессов, затронувших отечественную судостроительную отрасль в процессе создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

В конечном итоге контракт достался ПСЗ «Янтарь», вошедшему к тому времени в состав корпорации ОСК. Головной сторожевой корабль проекта 11356 (часто также 11356Р/М - далее во избежание путаницы в отношении российских кораблей будем использовать обозначение 11356Р/М), получивший имя «Адмирал Григорович», был заложен на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» 18 декабря 2010 г (зав. №01357). При этом, в отличие от ранних амбициозных планов в два десятка кораблей, теперь речь шла о постройке серии из шести кораблей - по три фрегата для Балтийского и Черноморского флотов ВМФ РФ. Стоимость каждой подсерии, как указывалось в отечественных СМИ, была заявлена в размере около 40 млрд руб.

Сокращение численного состава серии объясняется тем, что фактически корабли проекта 11356Р/М стали рассматриваться военно-политическим руководством России в качестве своего рода «временной замены» более совершенным фрегатам проекта 22350, проектирование и постройка которых стала затягиваться. Отработанные на индийских заказах корабли, в которые, впрочем, все равно пришлось вносить значительный объем изменений разного рода (в том числе, по требованию заказчика, менять состав ракетного и радиоэлектронного вооружения и тп.), должны были пополнить корабельный состав отечественного ВМФ, заполнив, таким образом, брешь, образовавшуюся за 1990-е - начало 2000-х годы по причине списания старых кораблей и отсутствия средств, необходимых для своевременного пополнения флота новыми боевыми надводными кораблями более совершенных проектов.

Однако после серьезного осложнения военно-политической обстановки вокруг России, связанной с событиями на Украине, а также в связи с нарастанием напряженности в восточной части Средиземноморья, вызванной вследствие нарастания вооруженного противостояния в Сирии, российским военно-политическим руководством было принято решение о первоочередном повышении боевого потенциала Черноморского флота ВМФ РФ, в связи с чем в его боевой состав было решено включить все запланированные к постройке в количестве шести единиц фрегаты проекта 11356Р/М, а также некоторые другие боевые корабли различных классов и типов, которые изначально предназначались для других флотов и флотилий ВМФ РФ. В перспективе же предлагалось построить еще три корабля проекта 11356Р/М для Тихоокеанского флота ВМФ РФ.

Следующий серьезный удар по программе постройки фрегатов проекта 11356Р/М нанесла Украина, отказавшаяся поставлять для этих кораблей газотурбинные двигатели. В результате полностью оснастить элементами главной энергоустановки удалось только первые три корабля серии, тогда как от остальных фрегатов, как заявил журналистам 1 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона МВМС-2015 в Санкт-Петербурге Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, командование первоначально даже решило отказаться, заменив их серией из вооруженных крылатыми ракетами морского базирования 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «(Каракурт»).

В последующие два года варианты будущей судьбы оставшихся без двигателей кораблей менялись неоднократно. То флот не хотел их достраивать. То предлагалось законсервировать их минимум до 2020 г - в ожидании создания отечественных газотурбинных двигателей требуемого класса. То вдруг появлялись планы продать их, например, Индии, которой украинские двигателисты могли продать свою продукцию без проблем. А совсем недавно появилась информация о том, что по причине достаточно успешных результатов, полученных по программе создания российских морских газотурбинных установок типов М70ФРУ и М90ФР (разработчик - рыбинское НПО «Сатурн», на фрегаты проекта 11356Р/М планируется ставить установки первого типа), строительство этих фрегатов решено в интересах ВМФ РФ возобновить в 2018 г.

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находятся два корабля проекта 11356Р/М - «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Они входят в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота ВМФ РФ. Первый из них под строительным номером 01357 был заложен на стапеле ПСЗ «Янтарь» 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г, по 30 декабря 2015 г успешно выполнил программу испытаний, по результатам которых 10 марта 2016 г. был подписан приемосдаточный акт и на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг Второй же корабль был заложен 8 июля 2011 г. на стапеле под строительным номером 01358, спущен на воду 7 ноября 2014 г. и 7 июня 2016 г официально пополнил боевой состав ВМФ РФ.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что экипажи обоих фрегатов получили уже боевой опыт применения главного корабельного ударного ракетного комплекса: «Адмирал Григорович» нанес удар крылатыми ракетами ракетного комплекса «Калибр-НК» по расположенным в Сирии объектам запрещенных в России террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» из акватории восточной части Средиземного моря 15 ноября 2016 г, тогда как «Адмирал Эссен» нанес удар такими же ракетами - было выпущено четыре крылатые ракеты - по позициям боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в районе восточнее Пальмиры 30 мая 2017 г.

Третий корабль данного типа, «Адмирал Макаров», проходит государственные испытания. Ожидается, что боевой состав отечественного Военно-морского флота он пополнит уже в этом году. Еще один корабль данного проекта, «Адмирал Бутаков», 2 марта 2016 г. был спущен на воду, но его достройка теперь, вероятно, возобновиться только в следующем году. В таком случае четвертый корабль данного типа российские моряки смогут получить в 2019-2020 гг. Пятый корабль серии, «Адмирал Истомин», заложен на стапеле 15 ноября 2013 г, тогда как последний корабль, которому назначено имя «Адмирал Корнилов», пока и вовсе на судоверфи не закладывался.

Основные характеристики проекта 11356
Экипаж - 180 человек (ВМФ России), 193 человека(ВМС Индии) (в т. ч.18 офицеров) и 20 морских пехотинцев
Водоизмещение 3830 т
Длина - 115,0 м (по КВЛ), 124,8 м (наибольшая)
Ширина - 14,2 м (по КВЛ), 15,2 м
Осадка - 4,2 м, 7,5 м (наибольшая)
Двигатели - ГЭУ типа COGAG:
- ГГТУ-М7Н1
- ГТД «Зоря-Машпроект»
- 2 x ДС-71 (маршевые)
- 2 x ДТ-59 (форсажные)
Мощность - 2 x 8450 л.с.(6215 кВт), 2 x 22 000 л.с.(16181 кВт)
Движитель - 2 вала, 2 ВФШ
Скорость хода - 14 узлов (экономическая), 30 узлов (полная)
Дальность плавания - 1600 миль (на 30 узлах), 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания - 30 суток
Навигационное вооружение - НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиолокационное вооружение - РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» , подкилевая ГАС МГК-335М-03
Радиоэлектронное вооружение - БИУС «Требование-М», Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Багира», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение - 1 x 8 3М14Т КР «Калибр» (ВМФ России) или 3С-14Э «Club-N», «БраМос» (ВМС Индии)
Артиллерия - 1 x 1 - 100 мм АУ А-190
Зенитная артиллерия - 2 x 6 - 30 мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение - 1 x 8 «Калибр» 3С14 (УВП ПКР 3М54T / 3М54T1 или ПЛУР 91Р1 / 91РТ2) (ВМФ России) или 3С14Э «Club-N», «БраМос» (ВМС Индии)
2 x 12 - 24 УВП 3К90М и 24 ЗУР 9М317М, 8 x 1 ПЗРК Игла-1, Верба
Противолодочное вооружение - 1 x 12 ПУ РБУ-6000 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение - 2 x 2 - 533 мм ДТА-53-11356 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа - 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, БПЛА «Орлан-10» в палубном ангаре