Малые охотники проекта 201 - спроектированы в ЦКБ-340 под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича и использовались для охраны водного района (ОВР). На стадии эскизов было предложено несколько вариантов катера с энергетическими установками различных типов. Строились катера проекта 201 на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске. Головной катер вошёл в строй флота в 1955 году. Всего построено катеров в 1955 г. - 2 единицы.
Корпус катера проекта 201 стальной с прямой транцевой кормой и плавными обводами. Палуба прямая с значительной седловатостью в носовой части корпуса. На верхней палубе находилась боевая рубка с открытым ходовым мостиком и надстройка с переходными тамбурами для спуска в машинные отделения. Надстройки выполнялись из дюралюминия на клепаных соединениях. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Форпик, цепной ящик;
Погреба боезапаса;
Кубрик личного состава №1;
Каюты офицеров и мичманов, боевые посты;
Машинное отделение №1;
Машинное отделение №2;
Камбуз, бытовые помещения;
Кубрик личного состава №2;
Нет данных
Ахтерпик.
По своему водоизмещению корабли проекта 201 занимали промежуточное положение между малым и большим охотниками. Силовая установка механическая, трёхвальная с пятью дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый, четыре дизеля попарно работали на бортовые валы, а пятый на средний вал. Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов. Такая сложная конструкция, в свою очередь, вызвала резкое усложнение систем управления двигателями и синхронизации их работы. Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 110 В получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-25 мощностью по 25 кВт, один из которых использовался в качестве резервного.
Вооружение катеров проекта 201 состояло из:
- 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного на баке. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.
- 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно в средней части корпуса и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
- 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
- 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
Катера проекта 201 комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ. ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Тактико-технические данные катеров проекта 201
Экипаж: 25 человек (4 офицера)
Водоизмещение: стандартное 141 тонна, полное 158 тонн.
Длина наибольшая: 39,2 метра
Ширина наибольшая: 5,8 метра
Осадка по корпусу: 1,58 метра
Силовая установка: 5 дизелей М-50Ф по 1200 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах
Автономность: 3 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1, 2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-2, 34 бомбы ББ-1
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: 1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607, аппаратура госопознавания "Факел-М"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ