Знаковый этап развития корабельного состава Морских частей Погранвойск пришелся на конец 1970-х гг., когда в связи с расширением операционной зоны морских пограничников и необходимостью контролировать как воды территориального моря, так и 200-мильную исключительную экономическую зону и зону континентального шельфа, корабельно-катерный состав Погранвойск пополнился пограничными сторожевыми кораблями проектов 12412 («Молния-2»), строившимися на Ярославском судостроительном заводе для Европейской части СССР (10 ПСКР) и на Владивостокском судостроительном заводе - для Дальнего Востока (9 ПСКР), а также ПСКР проекта 1124П, созданных на базе «флотских» малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
И, наконец, затем пограничники получили самые мощные по вооружению и обладающие неограниченной мореходностью ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»), разработку которого группа специалистов Северного проектно-конструкторского бюро вела на базе корпуса, главных механизмов и основного оборудования флотского сторожевого (противолодочного) корабля проекта 1135 (шифр «Буревестник»), получившего по принятой в США и НАТО классификации шифр «Кривак» (Krivak).
Идея создания сторожевых противолодочных кораблей проекта 1135 возникла у военно-политического руководства Советского Союза, напомним, в первой половине 1960-х гг. Причин тому было сразу несколько:
- во-первых, тогдашние мощности отечественной судостроительной промышленности, как оказалось, едва могли справиться с огромным объемом заказов советского ВМФ в части постройки больших противолодочных кораблей (БПК), призванных обеспечить советскому флоту реальную возможность по эффективной борьбе с современными, преимущественно атомными подводными лодками ВМС США и союзников Америки по НАТО и другим существовавшим в то время «антисоветским» военным и военно-политическим блокам;
- во-вторых, высокая стоимость и конструктивная и технологическая сложность постройки и эксплуатации БПК постоянно довлели над командованием Военно-Морского Флота СССР, заставляя его искать другие способы решения задачи повышения возможностей отечественных сил противолодочной обороны;
- в-третьих, выше указанные причины в итоге суммарно приводили к тому, что у командования ВМФ банально не хватало противолодочных кораблей для с одной стороны - формирования корабельных поисково-ударных групп для действий в океанской и дальней морской зонах, а с другой - для обеспечения задач противолодочной обороны в ближней морской зоне и решения конвойных и иных задач, традиционно возлагаемых на сторожевые корабли.
В конечном итоге командованием ВМФ и руководством оборонной промышленности был найден компромисс. В дополнение к мощным БПК было решено создать и вывести в достаточно крупную серию противолодочные корабли меньшего, по сравнению с БПК, водоизмещения и, соответственно, менее дорогие в постройке и обслуживании, но обладающие тактико-техническими элементами и противолодочными вооружением и оборудованием, обеспечивающими им - в отличие от «артиллерийских» сторожевиков предыдущего поколения - способность самостоятельно решать задачи по обеспечению противолодочной обороны в ближней морской зоне и принимать участие в совместных с другими силами и средствами поисково-противолодочных операциях в удаленных районах Мирового океана. Последнее позволяло, кроме того, решить еще одну важную задачу - восполнить недостаток, ощущавшийся командованием советского ВМФ в отношении крупных противолодочных кораблей (т.е. БПК), что имело место ввиду указанной выше нехватки мощностей отечественной судостроительной промышленности.
В соответствии с данной концепцией, в 1964 году ВМФ выдал ЦКБ-53 тактико-техническое задание на разработку 1135-го проекта сторожевого корабля ПЛО, которому был присвоен шифр «Буревестник». В соответствии с ТТЗ ВМФ, основным назначением корабля являлось длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранения кораблей и судов на переходе морем. Выданное флотом тактико-техническое задание предусматривало необходимость создания корабля полным водоизмещением 2100 т, в состав комплекса вооружения которого должны были войти комплекс противолодочного управляемого ракетного вооружения - ПЛРК УРПК-4 «Метель» - с наводящейся в горизонтальной плоскости счетверенной пусковой установкой КТ-М-1135 и системой управления «Муссон» с возможностью получения данных целеуказания как от корабельных средств обнаружения (гидроакустической станции), так и от внешних источников целеуказания (гидроакустические станции других кораблей и вертолетов); комплекс торпедного вооружения в составе одного четырехтрубного торпедного аппарата для стрельбы противолодочными самонаводящимися торпедами калибра 533 мм и системы управления торпедной стрельбой; две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 с необходимым запасом реактивных глубинных бомб, а также зенитный ракетный комплекс ближнего рубежа «Оса-М» с одной автономной убирающейся под палубу пусковой установкой (ПУ) балочного типа (две направляющих для зенитных управляемых ракет на ПУ и боезапас 20 ракет на установку) и две 76,2-мм универсальные двухствольные артиллерийские установки АК-726 с радиолокационной системой управления стрельбой МР-105 «Турель» (следует отметить, что в соответствии с техническим проектом, подготовленным специалистами ЦКБ-53, в перспективе при необходимости предусматривалась возможность замены 76,2-мм артустановок на более мощные 100-мм артустановки - это было сделано уже на кораблях проекта 1135М). Эффективное обнаружение подводных лодок должна была обеспечить гидроакустическая станция типа «Титан» (МГ-325).
Впрочем, еще на этапе эскизного проектирования в 1965 г. было решено увеличить число 533-мм четырехтрубных торпедных аппаратов до двух, а также установить на корабль еще один ЗРК типа «Оса-М». На следующем этапе - в рамках утверждения технического проекта корабля - совместным решением на борту сторожевика «прописалась» еще и мощная буксируемая гидроакустическая станция переменной глубины «Вега». В итоге на корабле имелось уже два гидроакустических комплекса: МГ-332 с антенной в носовом бульбовом обтекателе и МГ-325 с буксируемой антенной переменной глубины погружения. Такое сочетание - подкильная и буксируемая антенны - позволяло, по расчетам разработчиков, поднять дальность обнаружения подводных лодок противника фактически в три раза и обеспечивало кораблю возможность устойчиво поддерживать контакт с подводной лодкой на дистанциях до 100 кабельтовых. Одновременно, в три раза должна была вырасти и поисковая производительность. Окончательно основные тактико-технические элементы на проект 1135 были утверждены Решением Совета Министров СССР за №671-219 от 14 июля 1967 г.
По информации разработчика, в ходе проектирования корабля рассматривалось несколько вариантов главной энергетической установки: котло-турбинная установка (КТУ), комбинированная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) и комбинированная дизель-газотурбинная установка (ДГТУ). После тщательного изучения характеристик всех трех типов главной энергоустановки и их возможностей по обеспечению кораблю проекта 1135 возможности решения возлагаемых на него задач разработчик и заказчик приняли решение остановить свой выбор на газотурбинной установке с маршевой частью и возможностью работы любого из маршевых газотурбинных двигателей на оба вала. В конечном итоге двухвальная ГЭУ кораблей проекта 1135 включала в свой состав два автономных маршевых и два форсажных агрегата, причем для повышения - примерно на 25% - экономичности хода сторожевика на малых, до 14 узлов, ходах разработчиком была внедрена отключаемая редукторная передача несложной конструкции, более известная как маршевая редукторная приставка, защищенная авторским свидетельством и обеспечившая возможность работы одним маршевым двигателем - любым из них - одновременно на оба гребных вала на оптимальном режиме с минимально возможным расходом топлива. Включение данной приставки осуществлялось фрикционно-кулачковыми муфтами.
В целях снижения уровня собственных шумов, что было чрезвычайно важно для корабля - охотника за вражескими подводными лодками, все узлы газо-газотурбинного агрегата размещались на резино-металлических амортизаторах, а маршевые газотурбинные двигатели (ГТД), их редукторы и маршевая редукторная приставка монтировались на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации (платформы крепились к судовому фундаменту через второй каскад амортизаторов). Особо следует отметить, что на кораблях проекта 1135 впервые в мире были применены реверсивные газотурбинные двигатели, которые в итоге позволили повысить не только маневренность, но и надежность редукторов, из конструкции которых за счет этого были исключены элементы гидрореверса. Среди новшеств, внедренных на проекте 1135, был и автоматизированный высокоэффективный успокоитель качки типа УКА-135, обеспечивавший 3,5-4-кратное умерение бортовой качки до амплитуды 8-10 градусов.
Во многом высокие боевые возможности «Буревестникам» и положительные отзывы моряков обеспечили те новшества, которые были внедрены в проекте, в том числе: оригинальная газотурбинная главная энергетическая установка; специальная маршевая редукторная приставка для газо-газотурбинной установки; новые гидроакустические станции с антенной в носовом бульбовом обтекателе и буксируемой антенной переменной глубины погружения, а также противолодочный ракетный комплекс «Метель» с рядной пусковой установкой (в отличие от больших противолодочных кораблей, строившихся в то время, пусковые трубы установки были скомпонованы не в «квадратные» счетверенные пакеты, а располагались в один горизонтальный ряд). Впервые на кораблях такого класса появился также автоматизированный боевой информационный пост (БИП). Вот на базе этого хорошо себя зарекомендовавшего и оснащенного передовыми вооружением и различными системами противолодочного корабля и было решено создавать мощный сторожевик для пограничников.
28 января 1977 г. приказом министра судостроительной промышленности СССР за №0070 специалистам Северного ПКБ было поручено выполнить научно-исследовательскую работу, в рамках которой надлежало проработать варианты пограничного сторожевика с различными составом вооружения, главными размерениями и водоизмещением. После анализа предложенных вариантов заказчиком было принято решение создавать для Морских частей (МЧ) Пограничных войск (ПВ) КГБ СССР новый пограничный сторожевик на основе сторожевого корабля проекта 1135, используя в качестве базы его корпус, главные механизмы и основное оборудование и вооружение, исключая не свойственное его предназначению. Соответствующее тактико-техническое задание, утвержденное совместным решением Министерства судостроительной промышленности, командования ВМФ и руководства КГБ СССР за №С-13/01566 от 5 июня 1979 г., было выдано Северному проектно-конструкторскому бюро. Кораблю присвоили номер проекта 11351 и шифр «Нерей». В честь соответствующего древнегреческого бога - одного из наиболее любимых и чтимых в древнегреческой мифологии богов моря, изображавшимся в виде доброго, мудрого и справедливого старца, олицетворявшего собой спокойствие и величавость океана и обещавшего морякам счастливого плавания.
Основное предназначение нового пограничного сторожевого корабля (ПСКР) определялось следующим образом: несение дозорной службы; охрана (контроль) обширных морских акваторий на Севере и Дальнем Востоке, особенно - в 200-мильной исключительной (эксклюзивной) экономической зоне; борьба с различного рода контрабандой (в первую очередь - с ведением незаконного рыбного промысла на Тихом океане); а также решение - в случае возникновения такой необходимости - задач противолодочной обороны, самостоятельно или во взаимодействии с кораблями ВМФ, а также осуществление охранения отрядов боевых кораблей, десантных отрядов и конвоев.
В процессе проектирования ПСКР проекта 11351 «Нерей» взятые за основу с проекта 1135 корпус, главная энергоустановка, а также основные механизмы и оборудование корабля остались прежними, а основные изменения коснулись состава вооружения: с пограничного сторожевика «исчезли» противолодочный ракетный комплекс «Метель» и кормовой зенитный ракетный комплекс «Оса-М», а гидроакустические станции «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза» соответственно. Также был изменен и состав артиллерийского вооружения - в носовой части разместили 100-мм артустановку АК-100, а в кормовой части побортно - две 30-мм скорострельные шестиствольные артустановки АК-630М. Кроме того, на корме появилась взлетно-посадочная площадка (ВПП) и ангар для постоянного базирования поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС (последнее было обеспечено за счет отказа от кормового ЗРК и второй 100-мм артустановки). Остальное противолодочное вооружение кораблей семейства 1135 - реактивные бомбометы РБУ-6000 и 533-мм торпедные аппараты - были оставлены без изменений, что позволяло решать второстепенную задачу - бороться с подлодками противника. Также предусматривалась замена части радиотехнического вооружения корабля. В частности, радиолокационная станция (РЛС) МР-310 должна была уступить место более совершенной РЛС типа «Фрегат».
В конечном итоге водоизмещение нового корабля - ПСКР проекта 11351 «Нерей» - возросло на 300 т (при сохранении других кораблестроительных элементов корабля по большому счету практически неизменными), но в итоге на свет появился универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками и комплексом вооружения, позволявшим решать все задачи по основному предназначению корабля. Технический проект нового пограничного сторожевика был утвержден 18 июня 1980 г., а 14 августа следующего года состоялась закладка головного корабля.
В целом ПСКР проекта 11351 «Нерей» повторяет особенности архитектурно-конструктивного типа «флотского» СКР проекта 1135, такие как: округлые обводы корпуса с малыми углами заострения ватерлиний; удлиненный до 163-го шпангоута полубак; большой развал шпангоутов в носовой части; клиперский форштевень; строительный дифферент на нос; островные надстройки - без расширительных соединений (правда надстройки были перепроектированы - в соответствии с новым основным предназначением корабля и в свете изменений, вносимых в конструкцию и состав вооружения и оборудования пограничного сторожевика); двойное дно; плоская низкая корма; бульбовый обтекатель в носовой части для антенны гидроакустической станции; массивная дымовая труба и пр. Среди основных отличий нового сторожевика - оборудованные в кормовой части ВПП и ангар для вертолета типа Ка-27 (под вертолетной площадкой была оборудована выгородка для буксируемой антенны гидроакустического комплекса МГК-345 «Бронза»), а также различные конструктивные изменения, связанные с необходимостью размещения на корабле новых комплексов вооружения и систем.
Система набора корпуса - продольная (227 шпангоутов, две платформы, две палубы, полубак). Внутреннее пространство разделено 13 водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков. Корпус - стальной, с применением стали марки 10ХСНД (СХЛ-4), а в местах наибольшей концентрации напряжений у вырезов и в районе окончания полубака - с применением высокопрочной стали марки АК-25. Надстройки и внутренние переборки помещений - из алюминиево-магниевого сплава АМг-61, причем на семействе 1135 впервые было применено соединение переборок из алюминиево-магниевого сплава со стальным корпусом с помощью привариваемых биметаллических вставок (вместо клепаных соединений), позволивших исключить образование гальванических пар. Подчеркнем, что широкое применение алюминиево-магниевого сплава в свое время стало одной из главных технологических особенностей проекта 1135. Из данного сплава изготавливались как надстройки и внутренние переборки помещений, так и дымовая труба и мачты. Еще одной такой особенностью стало применение титанового сплава для изготовления сложных по конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой ГАС. Причем носовой бульбовый обтекатель был доработан.
Практически не претерпела существенных изменений и главная энергетическая установка корабля (ГЭУ), а также соответствующие системы. ГЭУ фактически полностью повторяла ГЭУ кораблей проекта 1135 как по составу, так и по расположению ее агрегатов на корабле. Исключение составляли лишь некоторые агрегаты, имевшие иную марку (модель). Тип главной энергетической установки - комбинированная газо-газотурбинная (ГГТУ) типа М7 с двумя маршевыми реверсивными ГТД с двумя редукторами и двумя основными (форсажными) реверсивными ГТД с двумя редукторами, с маршевой редукторной приставкой (редуктор передачи мощности на другой борт), с совместной работой маршевых и форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и с механической передачей мощности на гребные валы.
Первые три ПСКР проекта 11351 «Нерей» получили ГЭУ с газогазотурбинным агрегатом типа М7К в составе:
- маршевые ГТД - два типа М62 (Д063) максимальной мощностью по 9000 л.с.;
- форсажные ГТД - два типа М8К (ДК59) номинальной мощностью по 20000 л. с.;
- редукторы маршевых двигателей - два типа Р063;
- редукторы форсажных двигателей - два типа Р058;
- маршевая редукторная приставка - типа Р1063.
Остальные же корабли проекта 11351 «Нерей» получили ГЭУ с агрегатом типа М7Н в составе:
- маршевые ГТД - два типа ДС71 максимальной мощностью по 8500 л.с., отличавшиеся от ГТД типа М62 лучшей экономичностью и почти в два раза меньшими габаритами;
- форсажные ГТД - два типа ДТ59 номинальной мощностью по 22500 л. с., имевшие лучшую топливную экономичность по сравнению с предшественником;
- редукторы маршевых двигателей - два типа Р063;
- редукторы форсажных двигателей - два типа Р058;
- маршевая редукторная приставка - типа Р1063.
Количество гребных валов и тип движителей - два гребных валопровода, два бронзовых пятилопастных гребных винта фиксированного шага (ВФШ). В состав электроэнергетической системы корабля входили две электростанции: носовая - с тремя дизель-генераторами (ДГ) и кормовая - с двумя ДГ. Все пять ДГ - типа ДгАГ-500/Г-АШ (ДГАС-500/1МШ) мощностью по 500 кВт. Кроме того, потребителей пара обеспечивали два вспомогательных паровых котла производительностью 1-1,6 т пара в час. Главная энергоустановка корабля обеспечивала ему следующие характеристики - при нормальном водоизмещении:
- скорость хода максимальная - 30,2-31,16 уз.,
- скорость полного переднего хода - 29,3 уз.,
- скорость хода экономическая - 14,0-14,31 уз.,
- скорость хода экономическая боевая - 18,0-18,15 уз.,
- дальность плавания экономическим ходом - 3197-3636 миль (полный запас топлива) / 4220-4769 миль (наибольший запас топлива),
- дальность плавания боевым экономическим ходом - 2503 мили (п. з. т.) / 3284 мили (нб. з. т.),
- дальность плавания максимальным ходом - 757 - 874 мили (п.з.т.) / 961 - 1150 миль (нб. з. т.).
Вооружение пограничных СКР проекта 11351 «Нерей» включало разнообразный комплекс ракетно-артиллерийского ударного и зенитного, противолодочного и авиационного вооружения, а также средств радиоэлектронной борьбы.
Зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» (4К-33). Предназначается для самообороны корабля от средств воздушного нападения и, как дополнительная задача, для поражения надводных целей. Включает в свой состав одну двухбалочную пусковую установку ЗИФ-122, подъемный элемент которой в походном положении находится убранным под палубу в погребе, а при переводе в боевое положение - поднимается снаряженным двумя ракетами и готовым к стрельбе. Перезаряжание выполняется в погребе с опусканием туда подъемного элемента. Боезапас - 20 зенитных управляемых ракет 9М-33М - находится в четырех барабанах по пять ракет в погребе. Система управления ракетной стрельбой - 4Р-33А (для ЗРК «Оса-МА2» - 4Р-33АМ). Наведение ракеты на цель - радиокомандное, целеуказание - от корабельных средств радиотехнического вооружения, а также самостоятельно посредством собственной РЛС комплекса. Начиная с ПСКР «Воровский», на кораблях ставился ЗРК «Оса-МА2», который мог работать по воздушным целям уже с высоты 5 м, тогда как «Оса-МА» мог делать это с высоты 25 м. Причем на ЗРК «Оса-МА2» могли применяться уже ракеты типов 9М33М, 9М33М1 или 9М33М5.
100-мм/60 артиллерийская установка АК-100. Расположена в носовой части корабля и предназначена для решения широкого круга задач. Боезапас - 500 выстрелов (осколочно-фугасный УОФ-58, зенитные УЗС-58 и УЗС-58Р). Система управления артиллерийским огнем - МР-114 «Лев» («Менжинский» и «Дзержинский») или МР-145 «Лев» (остальные корабли). Резервная система управления стрельбой - башенное оптическое прицельное устройство «Конденсатор-214А». Также имелась система гироскопической стабилизации «Надир-М-11351».
30-мм артиллерийские установки АК-630М. Две скорострельные шестиствольные установки с расположением стволов во вращающемся блоке (система Гатлинга). Предназначены для поражения воздушных, надводных и наземных целей, уничтожения плавающих мин и пр. Боезапас - 12000 выстрелов. Система управления артиллерийским огнем - МР-123 «Вымпел-А».
Торпедное вооружение. Два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135 для стрельбы противолодочными (СЭТ-65) или противокорабельными (53-65К) торпедами (обычно торпедные аппараты снаряжались следующим образом - четыре противолодочные и четыре противокорабельные торпеды). Без возможности перезарядки в море. Корабельная система управления стрельбой - типа СУ-504А «Дракон-1135»;
Реактивное бомбометное вооружение. Две 213-мм 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 («Смерчь-2»). Боезапас - 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60 с взрывателями УДВ-60. Система управления стрельбой - СУ-504А. Целеуказание комплексам торпедного и реактивного бомбометного вооружения может поступать от корабельных гидроакустических средств.
Минное оружие. Противолодочные мины -четыре типа ПМР или 10 типа КСМ.
Авиационное вооружение. Один вертолет типа Ка-27. Обычно на кораблях базируется вертолет Ка-27ПС. Для базирования вертолета предусмотрены ангар, взлетно-посадочная площадка, а также соответствующее светотехническое и навигационное оборудование и системы управления. Штатное вооружение вертолета в противолодочном варианте - Ка-27ПЛ - включало 6 противолодочных торпед (авиационных ракет), радиогидроакустические буи РГБ-НМ-1 (216 штук) и ориентирные дневные и ночные авиабомбы ОМАБ-Д и ОМАБ-Н (по 12 бомб каждого типа).
Противодиверсионное. Возможно размещение двух противодиверсионных гранатометов - изначально типа МРГ-1 (боезапас 430 гранат, в том числе РГ-55 - 420 гранат, СПП - 10 гранат), а затем - вероятно, палубный ДП-65 или ручной ДП-64.
Системы радиоэлектронной борьбы. Четыре 16-ствольные 82-мм пусковые установки комплекса выстреливаемых помех ПК-16, расположенные в кормовой части корабля, и восемь 10-ствольных 122-мм ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10, расположенные на носовой надстройке. ПК-10 ставился на кораблях, начиная с ПСКР «Имени 70-летия пограничных войск». Также имелся комплекс радиоэлектронной борьбы МП-401С «Старт-С» (РЛС радиотехнической разведки и постановки активных помех).
Радиотехническое вооружение. Изначально предполагалось, что пограничные сторожевые корабли проекта 11351 получат более совершенное радиотехническое вооружение, чем то, что было установлено на кораблях «чистого» проекта 1135. Однако, как это достаточно часто бывает, по разным причинам, включая срыв сроков разработки новых изделий, первые два «Нерея», сторожевики «Менжинский» и «Дзержинский», вместо РЛС ОВНЦ типа МР-750 «Фрегат-МА3» получили РЛС типа МР-310А «Ангара-А». Боевая информационно-управляющая система - МИЦ-225 «Сапфир-У7». Навигационные радиолокационные станции - две НРЛС типа МР-212/201 «Наяда» и одна НРЛС типа МР-220 «Рейд» (с зав. №205 - НРЛС типа МР-225 «Рейд-М»).
Гидроакустическое вооружение корабля включало в состав два гидроакустических комплекса (ГАК) и несколько гидроакустических станций (ГАС):
- сокращенный комплект - без буксируемой части - ГАК МГК-335С «Платина» с антенной в носовом бульбовом обтекателе (с ПСКР «Дзержинский» - МГК-335МС);
- ГАК МГ-345 «Бронза» с буксируемой/опускаемой антенной;
- ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» или МГ-35 «Штиль»;
- ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407,
- а также две ГАС обнаружения диверсионных сил и средств типа МГ-7 «Паллада».
Также на первых пяти ПСКР проекта 11351 «Нерей» была установлена станция обнаружения теплового кильватерного следа субмарин МИ-110КМ, но, как утверждается в российских источниках, они были сняты с вооружения в 1990-е гг. На последующих кораблях станция не ставилась -по причине не высокой ее боевой эффективности. Комплекс средств связи Р-785-3 «Тайфун-3», а начиная с ПСКР «Воровский» на кораблях ставился уже комплекс Р-782-6-1 «Буран-6».
Серийную постройку пограничных сторожевиков проекта 11351 «Нерей» осуществлял Керченский судостроительный завод «Залив» (с 21 мая 1976 г. - Керченский ССЗ «Залив» им. Б.Е. Бутомы). Он был подключен к программе СКР проекта 1135 в августе 1969 г., которые кроме него строили также Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград, в программе - с июля 1968 г.) и Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова (г. Ленинград, с апреля 1974 г.). Изначально планировалось построить серию из 12 кораблей, однако распад Советского Союза прервал эти планы. Головной корабль проекта 11351 «Нерей», получивший имя «Менжинский» (заводской №201; заказ С-201), был зачислен в списки кораблей МЧ ПВ КГБ 24 января 1980 г. и заложен на стапеле верфи 14 августа 1981 г.
Тактико-технические элементы ПСКР проекта 11351 «Нерей»:
Экипаж - 195 человек.
Водоизмещение стандартное - 3170-3274 т,
Водоизмещение нормальное - 3355-3458 т,
Водоизмещение полное - 3540-3641 т,
Водоизмещение наибольшее - 3670-3774 т,
Длина наибольшая - 122,87-122,99 м,
Длина по корабельной ватерлинии (КВЛ) - 112,82-112,99 м,
Ширина наибольшая - 14,18-14,22 м,
Ширина по КВЛ - 13,18-13,20 м;
Осадка средняя при полном водоизмещении - 4,71-4,80 м,
Осадка наибольшая при максимальном водоизмещении - 7,41-7,72 м,
Тип и мощность ГЭУ - газогазотурбинная, 67648 л. с.,
Скорость полного хода - 29,3-30,2 уз.,
Экономическая скорость хода - 14,0-14,3 уз.,
Дальность плавания экономическим ходом - 2503-3284 мили,
Автономность по запасам провизии (14,4 т) 30 сут.,
Мореходность - неограниченная