http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206-01.jpg

К концу 1950-х годов катера проекта 183 уже не вполне отвечали стоящим перед ними боевым задачам. Поэтому 24 мая 1955 года было утверждено ТТЗ на разработку проекта 206 (шифр «Шторм») нового большого торпедного катера. Большие торпедные катера проекта 206 «Шторм» предназначались для действий на торговых коммуникациях противника и борьбы со слабо вооруженными боевыми кораблями, для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне. Особое внимание, наряду с повышением мореходности и автономности, в нем уделялось повышению наступательных и оборонительных возможностей. Проект торпедного катера был разработан в ЦКБ-5 (с 1967 года - ЦМКБ «Алмаз») под руководством П.Г.Гойнкиса, в 1957-1959 годах на базе ракетного катера проекта 205. Оба корабля имели близкие размерения, единую главную силовую установку, артиллерийское вооружение и способы защиты от оружия массового поражения. Такой подход позволял снизить затраты на производство и эксплуатацию катеров того и другого типа, облегчал их ремонт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206-02.jpg

Строительство торпедных катеров проекта 206 «Шторм» проводилось на заводе №345 в г. Ярославле (20), на заводе №640 в Сосновке (25) и на Средне-Невском заводе №363 в п. Понтонный (5). Головной катер вошёл в строй флота в октябре 1960 года. Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. - 50 единиц. В 1960-1974 годах для ВМФ СССР было построено 54 катера проекта 206 «Шторм»: по 27 единиц на Ярославском и Сосновском заводах. Первые корабли в серии сдавались флоту с ПУТС «Онега-4» в обеспечении РЛС «Рея» (вместо предусмотренных техническим проектом ПУТС «Баклан») и без СУАО «Рысь». Некоторые из катеров не имели штатных систем вплоть до конца 1960-х годов. Практически одновременно на тех же предприятиях на экспорт построили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде на судах торгового флота перевезли на Балканы и передали правительству Югославии. Здесь по советской технологии построили еще 13 катеров. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера проекта 206 «Шторм», которые входили в состав советского ВМФ. Всего же за границу продали (или передали), включая строившиеся на экспорт, 66 кораблей. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Польши, Югославии и Островов Зеленого Мыса.

По своим боевым качествам большие торпедные катера проекта 206 на момент создания считались лучшими в мире. Благодаря удачной конструкции, надежности и удобству эксплуатации они завоевали хорошую репутацию среди моряков. В подавляющем своем большинстве они прослужили в советском флоте до конца 1980-х годов. По состоянию на декабрь 1991 года только лишь в составе Черноморского флота оставались последние четыре таких корабля, которые сдали на слом только в 1994 году.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206-03.jpg

Корпус большого торпедного катера проекта 206 «Шторм» - сварной из высоколегированной стали. Обводы цельносварного корпуса для повышения мореходности выполнили комбинированными - круглоскулыми в носовой и остроскулыми в кормовой оконечности. Палуба прямая по всей длине катера. В средней части расположена протяжённая надстройка с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Новый большой торпедный катер проекта 206 «Шторм» имел немало интересных конструктивных особенностей. Например, стык палубы с бортом, а также верхняя часть надстройки были скруглены для лучшего смыва в случае радиоактивного загрязнения.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
Форпик;
Кубрик на 6 мест, артпомещение;
Кубрик на 11 мест;
Машинное отделение №1;
Машинное отделение №2;
Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
Артпогреб, кладовые;
Румпельное отделение;

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206-04.jpg

Благодаря хорошим мореходным качествам торпедные катера проекта 206 «Шторм» могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов, а при 4-балльной волне никаких ограничений на скорость катера не налагалось. Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503А по 4000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин. Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В включает три дизель-генератора (ДГ) мощностью по 28 кВт каждый.

Вооружение катеров проекта 206 «Шторм» состояло из:
- 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
- 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
- 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.

Система управления торпедной стрельбой состояла из:
- ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения подводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили: торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.

Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан". Система «Онега-4» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно. Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь", РЛС опознавания «Нихром», а также дымовыми шашками МДШ. РЛС МР-102 «Баклан» кругового обзора, предназначенная для навигации и целеуказания торпедному оружию. Станция сантиметрового диапазона обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла из:
- прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
- аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты

Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан". После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь". РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Тактико-технические данные БТКА проекта 206 «Шторм»
Экипаж: 21 человек (2 офицера)
Водоизмещение:  стандартное 129 тонн, полное 152 тонны.
Длина наибольшая: 34,2 метра
Ширина наибольшая: 6,74 метра
Осадка полная: 1,5 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-503А по 4000 л.с., 3 винта
Электроэнергетическая система: 3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В
Скорость хода: полная 45 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 800 миль при 30 узлах, 1400 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС УАО МР-104 "Рысь"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: дымовые шашки МДШ