http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206m-01.jpg

Большие торпедные катера проекта 206М «Шторм» - это модернизированный вариант разработанный в ЦМКБ "Алмаз" под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко в 1967 году. Проект предусматривал увеличение размеров корпуса, установку носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плиты, а так же усиление артиллерийского вооружения. Благодаря крыльям, корабль получил лучшие, по сравнению с прототипом, мореходные качества: на 5-балльном волнении он мог длительное время поддерживать ход 35 уз и использовать оружие. Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке. Головной катер был сдан флоту в 1972 году.

Всего в период с 1971 по 1976 год на Средне-Невском в Ленинграде, Рыбинском и Владивостокском заводах для советского ВМФ построили 24 торпедных катера проекта 206М. Причем восемь из них, входивших в состав Тихоокеанского флота, имели складывавшиеся консоли крыла, что позволяло транспортировать их по железной дороге. В 1978-1985 годах на Владивостокском заводе построили 16 катеров по проекту 206МЭ по заказу правительств Вьетнама (пять), Кубы (девять) и Эфиопии (два). Они не имели противолодочного вооружения, были оборудованы системой кондиционирования воздуха, оснащены системами и механизмами, приспособленными для работы в тропических условиях.

В 1975 году на Средне-Невском заводе был построен катер проекта 206ЭР. В отличие от прототипа он не оснащался крыльевым комплексом и не нес противолодочного оружия. Корабль был вооружен четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, двумя 30-мм автоматами АК-230, СУАО «Рысь». Особенностью этого катера стали увеличенные размеры надстройки, в которую перенесли часть жилых помещений и выгородки системы кондиционирования воздуха, благодаря чему удалось улучшить условия обитаемости, главным образом на боевых постах, а также автономность по запасам провизии. В 1976-1978 годах на Владивостокском заводе построили восемь таких катеров по заказу правительств Сомали (четыре), Эфиопии (два), Шри-Ланки (один) и Южного Йемена (один). Интересно то, что после вступления в строй заказчики сняли с них торпедное вооружение и переклассифицировали в патрульные корабли.

Большие торпедные катера проекта 206М «Шторм» стали последними отечественными торпедными катерами советского флота. Очевидно, что их постройка в 1970-х годах уже являлась явным анахронизмом: в тот период все ведущие морские державы мира отказались от подобных кораблей. Объясняется это тем, что в годы Второй мировой войны торпедные катера не оправдали возлагавшихся на них надежд. Торпеда стала эффективным противолодочным оружием, а успешный выход в торпедную атаку не только против хорошо охраняемых соединений тяжелых кораблей, но и против одиночной цели, с появлением радиолокации и электронных систем управления огнем, представлялся маловероятным.

В принципе, постройка торпедных катеров проекта 206М «Шторм» и их сравнительно долгое пребывание в составе советского флота может быть объяснено стремлением поддерживать состояние противолодочных сил на требуемом уровне, хотя сами по себе эти катера не могли эффективно вести борьбу с подводными лодками противника, прежде всего атомными, главным образом из-за несовершенства гидроакустических средств поиска и обнаружения. После распада Советского Союза, в 1992-1995 годах подавляющее большинство катеров проекта 206М исключили из списков флота и продали на слом. Лишь один ТКА-127, построенный по проекту 206ЭР, и использовавшийся для подготовки строившихся на экспорт кораблей, «дослужил» до 1998 года.

Корпус большого торпедного катера проекта 206М «Шторм» - гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:
Форпик;
Кубрик №1, артпомещение;
Кубрик №2;
Каюты мичманов, бытовые помещения;
Машинное отделение №1;
Пост дистанционного управления главными механизмами;
Машинное отделение №2;
Топливные цистерны;
Артпогреб;
Румпельное отделение;

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206m-02.jpg

Большие торпедные катера проекта 206М «Шторм» могли использовать весь свой оружейный арсенал без ограничений при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов, а при 4-балльной волне на скорости катера до 44 узлов. Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров проекта 206М «Шторм» состояло из:
- 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
- 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
- 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический - ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 "Барс" и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
- 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения - до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
- 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Не ограничиваясь привычным для торпедных катеров кругом задач, они оказались способными успешно бороться даже с подводными лодками, действуя в составе тактических групп.

Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:
- из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
- из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-206m-03.jpg

Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан". После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс". РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км. На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 "Ока" и систему групповых атак "Дозор-1". ГАС опускаемая МГ-329 "Ока" служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим "ШП") и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км. Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.

Тактико-технические данные БТКА проекта 206М «Шторм»
Экипаж: 21 человек (2 офицера)
Водоизмещение:  стандартное 218 тонн, полное 250 тонн.
Длина наибольшая: 39,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по крыльям: 12,5 метра
Осадка по корпусу: 2,0 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая система: 3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В
Скорость хода: полная 44 узла, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1 450 миль при 14 узлах, 600 миль при 37 узлов
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 3 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомат 2М-3М, 1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС УАО МР-103 "Барс"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4" или от системы групповых атак "Дозор-1"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1
гидроакустическое: ГАС погружная МГ-329 "Ока"
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное:  1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: дымовые шашки МДШ