http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/g-300-1.jpg

В августе 1950 года КБ-1 была задана разработка зенитой ракетной системы С-25 "Беркут" ПВО Москвы. В 1951 году руководители работ П.Н.Куксенко и С.Л.Берия доложили И.В.Сталину о возможности создания самолета радиолокационного дозора (РЛД), после чего под обозначением Д-500 началась его проработка. Самолет РЛД мог значительно увеличить дальность обнаружения средств воздушного нападения противника. Его предполагалось использовать в противовоздушной обороне крупных городов Советского Союза, включая столицу.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/g-300-2.jpg

В ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина для системы С-25 "Беркут" создавалась зенитная ракета В-300 (изделие "205") с ограниченным радиусом поражения самолетов противника. Введение в систему ПВО самолетов-перехватчиков с управляемым ракетным вооружением могло позволить реализовать дальность перехвата воздушных целей, обеспеченную зоной обнаружения самолетами РЛД и защитить их. Поэтому, распоряжением Правительства №21088РС от 3 ноября 1951 года в систему С-25 дополнительно включалась авиационная система перехвата Г-300. После этого система ПВО Москвы стала включать в себя: зенитно-ракетные комплексы, самолеты дальнего радиолокационного наблюдения и целеуказания истребителям, истребители с ракетным оружием. Самолеты РЛД создавали на базе тяжелых бомбардировщиков Ту-4, ракета Г-300 ("изделие 210") должна была наводится на цель по радиолучу самолетной РЛС. Самолет Ту-4-Д-500 был создан и выполнил испытательные полеты.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/g-300-3.jpg

Авиационная ракета "изделие 210" создавалась для самолета-перехватчика на базе Ту-4. За основу компоновки взяли схему зенитной ракеты В-300. Первый вариант ракеты имел два стартовых твердотонливных ускорителя, на втором варианте был установлен более мощный маршевый ЖРД и от стартовых двигателей отказались. Для наведения ракет в носовой части самолета-перехватчика была установлена специальная аппаратура ввода ракет в луч РЛС. В 1952 году опытные образцы ракета: прошли летные испытания с наземной пусковой установки. После доработки ракеты в 1953 году начались ее испытания с самолета-носителя Ту-4 (с высот от 5000-9000 м). Всего было произведено семь пусков. В процессе испытаний, отработки бортовой аппаратуры управления и первых пусков, разработка авиационного комплекса перехвата Г-300 была прекращена в середине 1953 года ввиду бесперспективности самолета-носителя. На базе ракеты Г-300 был разработан ее усовершенствованный вариант Г-301. Ракета Г-301 создавалась для самолета-перехватчика на базе Ту-4 в рамках системы ПВО Москвы "Беркут". За основу компоновки ракеты Г-301, как и ее предшественицы, взяли схему ракета: В-300 зенитной ракетной системы С-25 "Беркут". Ее разработка началась параллельно с испытаниями ракеты "изделие 210" (Г-300). На ракете Г-301 (изделие 211) предполагалось применить полуактивную систему самонаведения. Дальнейшие работы были прекращены из-за бесперспективности самолета-носителя.

Тактико-технические характеристики Г-300 (изделие "210")
Самолет-носитель - Ту-4(4 ракеты)
Боевая часть:
- тип. осколочная
- вес, кг. более 100
- тип взрывателя. неконтактный
Система управления:
- тип - радиокомандная, по принципу удержания ракеты в равносигнальной зоне РЛС самолета
Органы управления - аэродинамические рули
Тип старта - воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы в ППС, км. 10-15
Высота поражаемой цели, м. 20000
Число ступеней - 1 (по проекту - 2)
Длина ракеты, м - 8,34
Макс. диаметр корпуса, м. 0,53
Размах крыльев, м - 2,29
Стартовый вес, т. более 1,0
Тип маршевого двигателя - ЖРД
Самолетная РЛС - типа Д-500

42-8